Продукты и услуги
Книги
CD-решения
Программный продукт
Семинары-практикумы
Консалтинг
8-9 апреля 2019, Москва
10-12 апреля 2019, Москва ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ |
Покупка CD-решений
|
Теперь оплачивать и получать файлы CD-решений можно онлайн (если оплата производится от физлица). |
Статьи > Бюджетирование и управленческий учет как инструмент управления > Проблемы учета
Проблемы учета
Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
www.bud-tech.ru
Выполняя проекты по постановке управленческого учета во многих компаниях, я обратил внимание на то, что в большинстве случаев возникают одни и те же проблемы учета. Да, в каждой компании могут быть свои нюансы, но есть, можно сказать, типовой набор проблем учета, которые проявляются в большинстве предприятий.
В данной статье я приведу пример описания проблем учета, действующего в одной компании, в которой я выполнял проект по постановке управленческого учета. В рамках первого этапа проекта проводилась комплексная диагностика компании в т.ч. и системы учета. Во многих компаниях ситуация аналогичная то, что здесь будет описана.
По крайней мере, это актуально для большинства компаний малого и среднего бизнеса. Отчасти это связано с особенностями постановки управленческого учета в малом и среднем бизнесе.
Итак, в компании, естественно, ведется бухгалтерский учет, но сейчас эту информацию НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ для управленческого учета без проведения дополнительной работы.
Есть три основные проблемы, которые сейчас мешают компании наладить эффективную систему управленческого учета:
* в данном случае компания использует несколько юридических лиц, чтобы выполнялись условия применения упрощенной системы налогообложения.
Следствием этих проблем является то, что имеющаяся управленческая отчетность** не готовится в автоматическом режиме и появляется со значительной задержкой. На формирование управленческих отчетов, необходимых руководству, уходит около 3-х дней, поскольку они готовятся в полу-ручном режиме.
** на момент проведения обследования в компании периодически (раз в квартал) формировался управленческий отчет, отчасти похожий на отчет о доходах и расходах и на отчет о движении денежных средств. Это был, так сказать, "финансовый крокодил", при составлении которого нарушались важные базовые принципы формирования управленческой отчетности.
При решении третьей проблемы компания не должна столкнуться с какими-то серьезными трудностями.
Для решения первой и второй проблемы потребуется провести определенную работу, которая будет связана с решением и содержательных, и технических задач (в частности, перенастройка баз 1С).
Таким образом, основные трудности будут связаны с решением первой и второй проблемы.
Примечание: есть еще одна проблема – в компании нет полного набора управленческой отчетности, необходимого для эффективного управления компанией, но эту проблему можно было бы решить, если бы в базах была вся информация, необходимая для формирования управленческих отчетов.
Основной причиной сложившихся проблем является то, что изначально не ставилась задача постановки управленческого учета на системной основе. Бухгалтерский учет организовывался и велся так, как это было удобнее с точки зрения своевременной подготовки всей необходимой внешней отчетности, расчета и оплаты налогов и т.д. Для бухгалтерского учета не нужна та степень детализации, которая требуется для управленческого учета. "Разгребание" проблем всегда получается сложнее и обходится дороже, чем внедрение нужной системы с самого начала. Поэтому лучше сразу выстраивать систему, чтобы в дальнейшем не тратить ни время, ни деньги на ее постановку. |
Детализация первой проблемы (основные позиции):
- справочники затрат, используемые в бухгалтерских базах, не соответствуют списку затрат, который есть в управленческой отчетности;
- справочники "Подразделения" не соответствую реальной организационной структуре компании;
*** к ключевым справочникам относятся:
Примечание: если юридические лица, например, работают с одними и теми же контрагентами, используют одни и те же материальные ресурсы и т.д., то названия элементов соответствующих справочников во всех базах должны совпадать. В противном случае при формировании управленческой отчетности в автоматизированном виде будет задвоение (или даже затроение) соответствующих статей отчетов.
**** данный вопрос в дальнейшем должен быть проработан при утверждении классификатора и форматов управленческих отчетов.
Необходимо отметить, что ведение управленческого учета требует большей внимательности со стороны бухгалтеров. В бухгалтерских базах нередко возникает путаница в элементах справочников: при вводе данных выбирают не то, что нужно. Для формирования бухгалтерской отчетности это не имеет значения, а для управленческой отчетности это важно.
Да, в приведенном примере действующей системы учета есть и специфические проблемы, но, тем не менее, есть и те, с которыми сталкиваются очень многие компании:
Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу budgeting@bk.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете. Ваши комментарии будут размещены под данной статьей. Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |