Книга Александра Карпова

"Эффективная система бюджетирования и управленческого учета. Практические советы и рекомендации"
Бумажная версия: 260 руб. Электронная версия: 100 руб. Заказать книгу


Запись в блоге Александра Карпова "Постановка и автоматизация бюджетирования и управленческого учета с размахом"


Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Проблемы регламентации бюджетирования и управленческого учета на производственном предприятии

Проблемы регламентации бюджетирования и управленческого учета на производственном предприятии


Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

www.bud-tech.ru

На данной странице сайта описаны проблемы, связанные с организацией и регламентацией бюджетирования и управленского учета на производственном предприятии.

Анализ системы бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия был проведен в рамках первого этапа ("Постановка задачи") проекта по реструктуризации (с целью дальнейшего улучшения) действующей системы бюджетирования и управленческого учета производственной компании.

К данной группе проблем бюджетирования и управленческого учета были отнесены следующие позиции (см. дерево проблем бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия):
  • несогласованность плана продаж и программы продвижения;
  • нет ответственности за исполнение регламента бюджетирования;
  • неэффективная процедура согласования заявок в БДДС;
  • потенциальная опасность двойных платежей*;
  • регламент бюджетирования не автоматизирован.

    Несогласованность плана продаж и программы продвижения


    Сейчас план продаж и программа продвижения разрабатываются независимо друг от друга.

    Данная проблема в компании уже обсуждалась. Для анализа взаимосвязи продаж и продвижения желательно изучить статистику. Но поскольку сейчас статистика не совсем корректная (из-за проблемы "Управленческий учет организован на основе бухгалтерского"), то сложно эту связь выявить.

    Таким образом, если система управленческого учета будет позволять контролировать и фактические затраты по мероприятиям и финансовые бюджеты, тогда можно будет как-то оценивать связь продвижения с продажами. При этом, анализируя статистику, нужно будет учитывать и другие факторы, влияющие на продажи и отгрузку. Например, отгрузки может не быть из-за ПДЗ, или из-за ограничений по минимальной цене, или из-за того, что дистрибьютор не сделал заявки, или из-за еще какого-то другого фактора.

    Нет ответственности за исполнение регламента бюджетирования


    На текущий момент времени (в отличие от той системы бюджетирования, которая действовала ранее) нет реальной (финансовой) ответственности у участников процесса бюджетирования за исполнение регламента бюджетного управления.

    Это приводит к частым срывам нормативных сроков подготовки бюджетов, к работе какое-то время без бюджетов. Как следствие – отсутствие управляемости (сейчас это, конечно, не единственная причина отсутствия управляемости, но если другие причины устранить, а эту нет, то управляемости по-прежнему не будет).

    В качестве причины отказа от системы ответственности за исполнение регламента бюджетирования было названо несправедливое наказание некоторых участников процесса бюджетирования в некоторых случаях.

    В документе "Предложения по совершенствованию действующей системы бюджетирования" описан вариант, который позволит все-таки ввести систему ответственности за исполнение регламента бюджетирования с учетом обозначенной проблемы.

    Неэффективная процедура согласования заявок в БДДС


    Подразделения готовят заявки в бюджет движения денежных средств (БДДС) сначала на бумаге и подписывают у своего руководителя. Потом подразделения вводят их в программу и финансисты проверяют сходятся ли данные с бумажной версией заявки. Часто не сходятся, поэтому начинают уточнять. На это тратится дополнительное время.

    Примечание: на самом деле, если бы в компании была одна заявка подразделения, в которой сразу в электронном виде формировались бы данные для всех финансовых бюджетов, в том числе для БДДС, такой проблемы не было бы.

    Потенциальная опасность двойных платежей*


    Большие суммы, конечно, вряд ли могут быть оплачены несколько раз. Если есть много небольших платежей, то существует потенциальная опасность сделать платеж несколько раз.

    Есть две основные причины, из-за которых может произойти дублирование платежей.

    Во-первых, не все дирекции пользуются электронным обоснованием платежей. Отслеживать платежи в бумажном виде сложнее, чем в электронном.

    Во-вторых, в системе электронного обоснования платежа не реализован автоматический контроль. У электронного обоснования платежа нет никакого уникального признака (кроме номера в программе), по которому можно было бы осуществлять такой контроль.

    Регламент бюджетирования не автоматизирован


    В программном продукте, используемом для автоматизации бюджетирования и управленческого учета, нет функций настройки и контроля исполнения регламента бюджетирования. Автоматизация есть только в части процесса согласования платежей.

    Наряду с автоматизаций финансовой модели бюджетирования (методики расчета бюджетов) для более эффективного управления процессом бюджетирования можно автоматизировать и саму процедуру бюджетного управления.




    Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу budgeting@bk.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете. Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.




  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru