Книга Александра Карпова

"Эффективная система бюджетирования и управленческого учета. Практические советы и рекомендации"
Бумажная версия: 260 руб. Электронная версия: 100 руб. Заказать книгу


Запись в блоге Александра Карпова "Постановка и автоматизация бюджетирования и управленческого учета с размахом"


Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Проблемы технологии постановки бюджетирования и управленческого учета (реструктуризации действующей системы) производственного предприятия

Проблемы технологии постановки бюджетирования и управленческого учета (реструктуризации действующей системы) производственного предприятия


Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

www.bud-tech.ru

На этой странице, по сути, описана одна основная проблема или, точнее говоря, ошибка, которая была допущена при проведении работ по улучшению действующей системы бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия.

Анализ системы бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия был выполнен в рамках первого этапа ("Постановка задачи") проекта по реструктуризации (с целью дальнейшего улучшения) действующей системы бюджетирования и управленческого учета производственной компании.

Итак, к рассматриваемой здесь группе проблем бюджетирования и управленческого учета была отнесена следующая проблема (см. дерево проблем бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия):
  • решение задачи силами одной только финансовой дирекции.

    Решение задачи силами одной только финансово-экономической службы


    Такую задачу как постановка бюджетирования и управленческого учета (или существенная реструктуризация данной системы) очень сложно решить в рамках одной финансово-экономической службы.


    Такой подход "Пусть финансово-экономическая служба даст нам готовый инструмент, а мы будем им пользоваться" практически обречен на провал.



    Лучше всего для решения такой задачи создать проектную команду, в состав которой помимо представителей финансово-экономической службы включать сотрудников других подразделений.

    Итак, финансово-экономическая служба должна одна разработать общую концепцию бюджетирования и управленческого учета, спроектировать финансовую модель и регламент до определенной степени детализации, а дальше должны подключаться все остальные подразделения.

    Финансово-экономическая служба не должна разрабатывать финансовую модель и регламент бюджетирования по бизнес-процессам на нижнем уровне. Она должна сформулировать требования, а саму разработку должны вести подразделения при активном участии финансово-экономической службы.

    Таким образом, финансово-экономическая служба должна оказывать всяческую помощь подразделениям. Не обнаружено ни одного случая, чтобы кто-то из подразделений обратился в финансово-экономическую службу за помощью, а им отказали. На самом деле финансово-экономическая служба сама заинтересована в том, чтобы подразделения сделали все правильно, т.к. иначе система в целом работать не будет, и спросят за это финансово-экономическую службу.

    Например, если укрупнено, то требования по бюджетированию затрат на продвижения (это была одна из ключевых организационно-методологических проблем на момент проведения диагностики) могли быть примерно следующими:
  • на основе плана продвижения должны формироваться все необходимые данные для финансовых бюджетов (БДР, БДДС, ББЛ) и они должны быть взаимосвязаны (то есть не вручную заполняться отдельные статьи БДР, БДДС и ББЛ, а на основе определенной взаимосвязи). Скорее всего, для выполнения данного требования понадобиться помощь финансово-экономической службы.
  • степень детализации плана продвижения должна быть такой, чтобы она позволяла контролировать ситуацию не только по факту, но и в процессе исполнения (понятно, что если будут только общие суммы по статьям затрат, то их можно будет только проконтролировать по факту, да и анализа нормального не сделаешь). Поэтому нужна детализация по мероприятиям.
  • должны быть разработаны формы первичной документации (возможно управленческой), на основе которой будут вводиться фактические данные по мероприятиям;
  • должен быть четкий регламент (кто, что, когда делает) как на стадии планирования, так и на стадии учета.

    Что касается разработки технического задания (ТЗ) на автоматизацию, то проект ТЗ может подготовить финансово-экономическая служба на основе разработанной финансовой модели бюджетирования. Далее этот проект должен быть согласован с участниками процесса бюджетирования из других служб.




    Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу budgeting@bk.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете. Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.




  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru