Книга Александра Карпова

"Эффективная система бюджетирования и управленческого учета. Практические советы и рекомендации"
Бумажная версия: 260 руб. Электронная версия: 100 руб. Заказать книгу


Запись в блоге Александра Карпова "Постановка и автоматизация бюджетирования и управленческого учета с размахом"


Блог Александра Карпова > Может ли один ЦФО быть сразу двух типов

Может ли один ЦФО быть сразу двух типов


Автор: Александр Карпов - директор и ведущий консультант Компании РиК, руководитель проекта www.bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"


ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Поскольку данный вопрос мне задают не так уж и редко (и на семинарах, и во время выполнения консалтинговых проектов, и просто присылают по электронной почте), то я решил сделать соответствующую запись в своем блоге.

Я не рекомендую присваивать одному центру финансовой ответственности (ЦФО) сразу два типа.

Классификация ЦФО – это не просто какая-то формальная процедура. Целью классификации ЦФО не является рисование еще одной (помимо оргструктуры) картинки с квадратиками, рядом с которыми будут подписаны типы ЦФО. Об этом по сути (если отвлечься от "фантиков" и словоблудия) говорят некоторые консультанты (и в книгах тоже об этом пишут).

Классификация ЦФО – это второй шаг в разработке финансовой структуры компании. Он является подготовительным перед третьим – самым важным и самым сложным, а именно перед разработкой схем мотивации ЦФО.

В зависимости от типа ЦФО есть определенная общая стратегия, которая определяет следующее:
  • на что нужно нацеливать ЦФО (т.е. какие у него должны быть показатели и что нужно стремиться сделать со значениям данных показателей);
  • как оценивать работу ЦФО;
  • как мотивировать ЦФО.

    Конечно же, в каждом конкретном ЦФО будет своя схема мотивации, но она должна выстраиваться исходя из этой ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ, которая определяется типом ЦФО.

    Если у ЦФО сразу будет несколько типов, то не понятно как выстраивать его систему управления. Ведь нельзя придерживаться сразу нескольких стратегий.

    Да, могут быть ситуации, когда возникает неоднозначность. Но все равно при этом нужно принять какое-то одно решение, т.е. тип ЦФО должен быть один.

    Например, на предприятии есть транспортный цех. Его основная задача – обслуживать подразделения-потребители транспортных услуг (например, отдел продаж и отдел снабжения и может быть производство, сейчас это не важно). Но в то же время этот транспортный цех может иногда (или даже регулярно) оказывать услуги на сторону.

    Получается, что вроде как с одной стороны он центр затрат, а с другой стороны – центр прибыли.

    В таком случае нужно вспомнить о том, что финансовая структура компании зависит от двух основных факторов:
  • стратегия компании;
  • организационно-функциональная структура компании.

    Конкретно в этом примере нужно обратиться к стратегии. Если в соответствии со стратегией компании основное (стратегическое) предназначение транспортного цеха – это обеспечение нужд компании (ее потребности в транспорте), то все остальное вторично.

    Это значит, что транспортный цех будет являться центром затрат. Но в состав показателей, за который он должен отвечать, нужно добавить и те, что связаны с его коммерческой деятельностью (например, доход от сторонних заказов). Просто они будут влиять на фонд материального поощрения (ФМП) данного ЦФО в меньшей степени по сравнению с показателями, характеризующими эффективность основной деятельности ЦФО.

    Надеюсь, что я смог ответить на этот вопрос.

    Если у вас возникла какая-то другая конкретная ситуация и появились затруднения с классификаций ЦФО, то пришлите мне, пожалуйста, ее описание по электронной почте budgeting@bk.ru. Я постараюсь прислать вам свои соображения по классификации ЦФО вашей компании.




    Свои комментарии к этой записи в блоге Вы можете направлять по адресу budgeting@bk.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название компании, в которой Вы работаете. Ваши комментарии будут размещены под данной записью.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной записи блога Вы также можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор блога ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Если хотите обсудить какую-то интересную актуальную тему или вопрос, связанный с бюджетированием и управленческим учетом, то свои предложения Вы можете направить по адресу budgeting@bk.ru.

    Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнешейму развитию раздела "Блог по бюджетированию и управленческому учету".




  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru