Блог Александра Карпова > Кто должен заниматься постановкой и автоматизацией бюджетирования и управленческого учета

Кто должен заниматься автоматизацией бюджетирования и управленческого учета

Автор: Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

Сейчас уже во многих команиях понимают, что автоматизация бюджетирования и управленческого учета - это достаточно сложный проект. Причем он не является чисто техническим, чтобы его можно было поручить одной только ИТ-службе.

Хотя конечно же многое зависит от того как организован проект по постановке бюджетирования и управленческого учета. Если уже проведена большая работа по разработке и использованию на практике финансовой модели бюджетирования, методики управленческого учета, регламента бюджетирования, регламента управленческого учета, а также финансовой структуры компании, то организация уже готова и к автоматизации.

Т.е. если в результате проведенной работы в компании появилось четкое техническое задание на автоматизацию, то в таком случае автоматизация бюджетирования и управленческого учета действительно может считаться чисто техническим проектом. Хотя даже и при таких условиях участие финансово-экономической службы обязательно, т.к. наверняка будут возникать различные моменты, которые поттребуют уточнения в части методики и регламента.

В некоторых команиях помимо финансовой и ИТ дирекций есть и дирекция по развитию, в обязанности которой входит организация проектов развития в т.ч. и проектов развития системы управления. Постановка и автоматизация бюджетирования и управленческого учета - это несомненно проект развития системы управления.

На одном предприятии, в котором наша компания выполняла консалтинговый проект, были сделаны две неуспешных попытки постановки и автоматизации бюджетирования и управленческого учета.

В первый раз возникла явно конфликтная ситуация между финансовым директором и директором по развитию. Оба совсем недавно пришли в компанию. Финансовый директор изначально принял достаточно жесткую позицию, в соответствии с которой работой по постановке и автоматизации бюджетирования и управленческого учета должна заниматься финансово-экономическая служба, а дирекция по развитию вообще никак не должна в этом участвовать и не должна вмешиматься.

В итоге была разработана какая-то система бюджетирования и управленческого учета, причем управленческий учет был автоматизирован. Но работа была организована так, что никто кроме финансового директора не знал какая методика и управленческая учетная политика заложены в основу автоматизированной системы управленческого учета.

Через какое-то время финансовый директор уволился из компании и теперь никто не знал каким образом в автоматизированной системе формируется управенческая отчетность. Причем на многие вопросы не могли ответить и представители той фирмы, которые оказывали услуги по настройке информационной системы. Все это явилось следствием неправильной организацией работы по постановке и автоматизации бюджетирования и управленческого учета.

Затем в компанию пришел новый финансовый директор, который не занимал такую жествую позицию как предыдущий и вообще почему-то решил, что автоматизацией бюджетирования и управленческого учета будет заниматься дирекция по развитию.

Решение о выборе информационной системы для автоматизации бюджетирования и управленческого учета принималось можно сказать классическим образом. Для сотрудников предприятия несколькими ИТ-компаниями были проведены презентации различных программных продуктов. Разбираться особо не стали и выбрали одну из программ, которая показалась очень удобно и к тому же стоила дешевле других.

В компании посчитали, что самое главное - выбрать правильную программу, а о том, что ее еще нужно будет настраивать (и это небыстрый процесс) почему-то не приняли во внимание.

Естественно был получен результат, которого и следовало ожидать при таком подходе. В компании так и не заработала система бюджетирования и управленческого учета.

Когда потом все согласились с тем, что перед автоматизацией нужно произвести соответствующую методическую и организационную проработку, то выяснилось, что финансово-экномическая служба наделялась, что это сделает дирекция по развития, а дирекция развитию наоборот понадеялась на финансово-экономическую службу.

Т.е. компания два раза наступила практически на одни и те же грабли - в обоих случаях неправильно был организован проект по постановке и автоматизации управленческого учета.

Управленческий аспект развития является очень важной составляющей работы директора по развитию, т.к. развитие бизнеса без развития системы управления может привести к разрушению или потере бизнеса. Как-то раз, проводя семинар по бюджетированию, среди участников я заметил директора по развитию одной торговой компании. Я поинтересовался у него, почему на этот семинар приехал именно он, а не финансовый директор.

Директор по развитию этой компании сказал, что у них планируется проведение проекта по постановке бюджетирования. Этот проект связан с развитием системы управления, а не бизнеса, но в их компании директор по развитию обязан быть в курсе всех проектов. Поэтому он сейчас занимается предварительным сбором информации об опыте других компаний, связанный с постановкой бюджетирования и управленческого учета.

А затем они уже вместе с финансовым директором будут решать, как лучше в их компании организовать проект по постановке бюджетирования. Аналогичным образом происходило развитие и других подсистем управления в этой компании, что способствовало гармоничному росту и бизнеса и системы управления. Что касается бюджетирования, то через некоторое время ко мне на семинар приехал уже финансовый директор этой компании.

Затем они уже совместными усилиями организовали выполнение проекта по постановке и автоматизации бюджетирования и управленческого учета причем работали над этим проектом слажено, а не спихивая работу друг на друга и не "перетягивая на себя одеяло".



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной записи блога Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор блога ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Если хотите обсудить какую-то интересную актуальную тему или вопрос, связанный с бюджетированием и управленческим учетом, то свои предложения Вы можете также направить по адресу budgeting@bk.ru.

Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Блог по бюджетированию и управленческому учету".


Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

55 − = 50