Книга Александра Карпова

"Эффективная система бюджетирования и управленческого учета. Практические советы и рекомендации"
Бумажная версия: 260 руб. Электронная версия: 100 руб. Заказать книгу


Статья Александра Карпова "Инвестиционный бюджет проектов и его связь с остальными бюджетами"


Статьи > Бюджетирование и управленческий учет как инструмент управления > Финансово-экономический анализ компании (пример)

Финансово-экономический анализ компании (пример)


Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

www.bud-tech.ru

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Как-то раз ко мне за экспертными консультациями обратилась компания, занимающаяся продажей мяса и мясных продуктов.

У этой компании два основных направления:
  • поставки мяса в рестораны;
  • продажа мяса и мясных продуктов через собственные магазины.

    Основной вопрос был из серии почему у нас прибыль есть, а денег нет. Точнее говоря, денег не хватает для погашения кредиторской задолженности перед поставщиками.

    Если совсем точно, то основная проблема была сформулирована так. Почему компания является прибыльной (причем было заявлено, что рентабельность продаж очень высокая), но при этом кредиторская задолженность перед поставщиками превышает все активы компании?

    Причем было сказано, что в явном виде такая проблема стала проявляться после того как у них появились магазины (до этого компания занималась только поставками мяса в рестораны).

    В общем, нужно было провести финансовый и экономический анализ компании, чтобы ответить на данный вопрос.

    К сожалению, на практике я не раз сталкиваюсь с тем, что проведению экономического и финансового анализа компании мешает не отсутствие каких-то правильных методик, а проблемы с достоверностью данных, содержащихся в управленческой отчетности.

    Зная как организован управленческий учет в малом и среднем бизнесе, я сразу же усомнился в том, что исходные данные соответствуют действительности.

    Я предложил провести анализ компании следующим образом. Для начала пробежаться по всем ненулевым статьям управленческого баланса компании. Правда, на тот момент полностью он не составлялся. Периодически рассчитывались только некоторые статьи баланса, причем делалось это в полуручном режиме.

    На мой вопрос, какие статьи активов управленческого баланса являются ненулевыми, мне ответили, что только две: денежные средства и дебиторская задолженность ресторанов.

    Среди источников финансирования тоже было только две ненулевых статьи: кредиторская задолженность перед поставщиками и собственный капитал.

    Если это действительно так, то подобная ситуация может быть только при одном условии, а именно при отрицательном капитале. То есть это означает, что накопленная нераспределенная прибыль у компании за весь период ее работы является отрицательной, что противоречит изначальному утверждению о том, что у компании достаточно высокая рентабельность.

    Как видно в данном случае финансово-экономический анализ выглядит довольно-таки просто. Хотя это, конечно же, только начало анализа компании.

    Я сразу же уточнил насчет товарно-материальных запасов. Мне ответили, что их нет, потому что мясо закупается у поставщиков и в тот же день отвозится в рестораны. Поэтому у компании даже склада нет.

    На мой вопрос о товарных остатках в магазинах мне ответили, что там достаточно высокая оборачиваемость, поэтому величина остатков очень маленькая. Но ведь это не означает, что там совсем нет запасов продукции.

    Затем, продолжая финансово-экономический анализ, я решил перейти к отчету о доходах и расходах (прибылях и убытков). Мне сказали, что там всего четыре статьи: выручка от реализации, себестоимость проданных товаров, заработная плата персонала (причем сказали, что эта позиция тоже небольшая) и прибыль.

    Потом добавили, что это основные статьи. Есть еще небольшие статьи расходов, но они не сильно уменьшают прибыль компании.

    Правда, потом сразу вспомнили о том, что аренда магазинов на самом деле не такая уж и маленькая статья расходов.

    С моей помощью еще вспомнили и о дивидендах, которые также уменьшают нераспределенную прибыль компании.

    Потом вспомнили о том, что по аренде у них на любой момент времени предоплата за два месяца вперед (за текущий и за последний). А это значит, что есть еще одна статья в активах, в которой могут быть "зарыты" деньги.

    Таким образом, проведение финансового и экономического анализа компании становилось все интереснее и интереснее.

    После этого еще упомянули и об одной особенности, связанной с поставками мяса в рестораны. Шеф-повара ресторанов могут принять не все привезенное мясо. Какую-то часть они могут отбраковать. Такое же событие может произойти и при поставках мяса в собственные магазины. Что-то из отбракованного удается вернуть поставщикам, а что-то нет.

    Сразу же сказали, что все это тоже незначительные величины. Хотя потом стали прикидывать и им уже показалось, что эти потери не такие уж и маленькие. Да, по каждой отдельной поставке вроде немного получается, но таких поставок около 40-50 в день (и это без учета поставок в свои магазины). А в месяц их уже 1200-1500. Ну а в год еще больше.

    Поэтому так потихоньку может и набежать приличная величина отходов, которые, по сути, являются расходами компании, но пока они в отчете о доходах и расходах никак не учитывались.

    Здесь нужно обратить внимание на одно очень важное правило. Когда занимаешься разработкой системы управленческой отчетности, то вначале не нужно думать о том, что какие-то позиции очень существенные, а какие-то мелочь, которую можно даже и не учитывать.

    Это неправильный подход. Во-первых, таких мелких позиций может быть много и все вместе они могут составлять не такую уж и маленькую величину. Во-вторых, какая-то статья расходов сейчас может быть несущественной, но затем по мере развития компании она может начать расти, причем более высокими темпами, чем выручка.

    Поэтому при постановке управленческого учета нужно все принимать во внимание. Затем по мере эксплуатации этой системы уже можно будет при явной необходимости сделать какие-то преобразования форматов управленческих отчетов, чтобы действительно в отчете на верхнем уровне не выскакивали очень маленькие суммы.

    То есть сначала нужно разработать систему управленческой отчетности, а уже потом после проведения финансового и экономического анализа компании вносить определенные изменения в систему управленческого учета и отчетности.

    Поэтому по результатам проведенного предварительного финансово-экономического анализа деятельности компании, я предложил совместно разработать форматы всех трех финансовых отчетов (отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств, баланс), а также определить методику формирования всех этих отчетов. Мы это сделали прямо в ходе экспертных консультаций.

    Затем я рекомендовал поступить следующим образом. Поскольку на тот момент времени нормальной системы управленческого учета не было, нужно было выбрать какую-то точку отсчета. Например, первое число ближайшего месяца.

    На эту дату нужно очень аккуратно составить управленческий баланс. Поскольку до этого момента в компании не было четкой системы управленческого учета, с большой вероятностью этот баланс не сойдется.

    Если и правда получится так, что кредиторская задолженность перед поставщиками на эту дату будет превышать все активы компании, то нужно будет сделать техническую проводку по начислению убытка. В таком случае накопленная нераспределенная прибыль компании будет отрицательной и баланс сойдется.

    Далее нужно будет очень аккуратно вести учет всех операций, ничем не пренебрегая, и в конце отчетного периода (например, недели или месяца) сформировать все три финансовых отчета. После этого нужно вновь заняться проведением экономического и финансового анализа компании.

    Если компании и вправду прибыльная, то накопленный убыток в балансе должен постепенно снижаться.

    Затем через какое-то время нераспределенная прибыль станет положительной и кредиторская задолженность перед поставщиками перестанет быть больше всех активов компании.

    Если же компания окажется убыточной, то, несмотря на то, что кредиты в банках она не берет, есть очень большой риск банкротства. Ведь так не может долго продолжаться. В конце концов поставщики просто перестанут отгружать товар до погашения кредиторской задолженности. Компании нечем будет торговать, поэтому бизнес придется свернуть.

    Правда, если срок погашения дебиторской задолженности удастся сделать меньшим, чем срок погашение кредиторской задолженности (на момент проведения анализа было все наоборот), то компания сможет протянуть не один месяц, а может и год. Но все равно при отрицательной прибыли эта компания будет финансовой пирамидой.

    В таком случае нужно провести очень тщательный финансовый и экономический анализ компании, чтобы понять есть ли какие-то резервы повышения эффективности ее работы и как следствие улучшение финансово-экономического состояния.

    Как видно из данного примера, отсутствие нормального управленческого учета мешает многим компаниям малого и среднего бизнеса проводить качественный финансово-экономический анализ для выявления проблем, поиска решений и улучшения ситуации.

    Поэтому не нужно откладывать в долгий ящик проект по постановке управленческого учета. Прежде чем за него браться, рекомендую ознакомиться с особенностями постановки управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса.




    Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу budgeting@bk.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете. Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.




  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru