Статья Жанны Айгильдиной "Финансово-экономическая служба ЛОЭСК в процессе бюджетирования"
Статья Жанны Айгильдиной "Генеральный директор в процессе бюджетирования в ЛОЭСК"


Помощь в постановке и автоматизации бюджетирования и управленческого учета


Открытый интернет-проект "Бюджетирование и управленческий учет" запущен и реализуется с целью оказания различного рода помощи всем тем, кто занимается практическими вопросами постановки и использования системы бюджетирования и управленческого учета.

Поэтому я очень часто призываю всех обращаться ко мне со своими вопросами и проблемами, касающимися бюджетирования и управленческого учета. Я делаю это всеми возможными способами.

Прежде всего, на многих страницах данного сайта есть соответствующий призыв присылать мне письма с вопросами и/или с описанием проблемных ситуаций, с которыми столкнулись при постановке и автоматизации системы управленческого учета и бюджетного управления.

Также я это делаю во время проведения своих семинаров (и открытых, и корпоративных, и инетрнет). В ходе таких семинаров я не раз говорю о том, что ко мне можно обращаться с любыми вопросами, касающимися постановки и автоматизации бюджетирования и управленческого учета.

Пожалуй, настало время сделать определенные разъяснения, которые, как мне кажется, позволят повысить эффективность нашего общения и принесут больше пользы тем, кто в ней нуждается.

Недавно я пришел к выводу, что на семинарах я даю большие разъяснения по данному вопросу, чем на данном сайте, поэтому и решил исправить этот пробел.


Итак, все вопросы, которые я получаю, условно можно разбить на две большие группы:
– вопросы, на которые Я МОГУ ОТВЕТИТЬ без проведения какой-то дополнительной работы;
– вопросы, на которые Я НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ без проведения определенной работы.


В первом случае я просто отвечаю на полученные вопросы, т.к. для меня это не составляет особого труда. Как правило, для ответа на эти вопросы не требуется много времени, коме того на многие из них уже есть (полностью или частично) ответы в виде каких-то статей или иных материалов, размещенных на данном сайте. Поэтому в своих ответах я могу размещать ссылки на соответствующие страницы сайта.

Во втором случае я не могу просто прислать ответ, так же как и в первом, поэтому пытаюсь сделать соответствующие разъяснения. Попробую на этой странице сделать это более подробно. Причем постараюсь помимо описания самой логики взаимодействия в таких случаях, также привести несколько практических примеров.

Начну с первого, более простого случая.

Например, один из участников нашего интернет-семинара по бюджетированию в ходе обучения задал мне несколько вопросов, относящихся к первому случаю.

Приведу здесь в качестве примера два его вопроса.

Вопрос №1. Есть ли какая-то типовая форма аналитической записки к бюджетам?
Вопрос №2. Есть ли какая-то форма служебной записки, оформляемой ответственным за расходование статей бюджетов, с ходатайством об их увеличении в процессе работы (исполнения утвержденных ранее бюджетов).

Эти вопросы были связаны с тем, что во время обучения участник интернет-семинара сталкивался с практическими проблемами, которые возникали у него в процессе бюджетирования, который уже был запущен в его компании.

Для ответов на эти вопросы мне не нужно проводить какой-то дополнительной работы, поэтому я просто подготовил на них ответы и отправил в течение дня с момента их получения.

Кстати, теперь ответы на эти вопросы можно найти на этом сайте (я решил, что данная информация может быть интересна и другим посетителям данного ресурса):
  • "Аналитическая записка к бюджетам – обязательный элемент системы бюджетирования";
  • "Процесс исполнения бюджетов имеет важнейшее значение".

    Теперь приведу пару примеров из второй ситуации, когда я не могу так вот оперативно ответить, при этом, не выполнив определенную работу.

    Первый пример такой. Я получил следующее обращение.

    "Хотелось бы проконсультироваться с Вами по такому вопросу. Мы составляем бюджет нашего предприятия и защищаем его в вышестоящей организации, могли бы ли Вы помочь в проверке правильности составления бюджета и написания пояснительной записки."

    В данном случае для того чтобы я смог помочь мне придется выполнить определенную работу, поэтому в ответ я направил письмо такого содержания.

    "Для того чтобы проверить правильность составления бюджетов необходимо изучить применяемую для этих целей финансовую модель бюджетирования.

    А при изучении бюджетной модели никуда не деться от изучения регламента бюджетирования.

    По хорошему нужно и финансовую структуру компании обследовать, если она конечно существует.

    Для изучения финансовой модели и регламента бюджетирования придется разобраться в самой модели и регламенте, а также обязательно пообщаться с участниками процесса бюджетирования.

    Для того чтобы мне оценить сроки и стоимость данной работы нужно получить ответы на некоторые вопросы.

    Для начала пришлите, пожалуйста, следующие данные:
    – организационную структуру вашего предприятия;
    – полный перечень всех бюджетов (даже если есть какие-то вспомогательные расчеты, которые официально не называются бюджетами, но используются при составлении бюджетов, их тоже нужно включить в этот список);
    – перечень регламентов бюджетирования (я не знаю у вас один документ или их несколько, поэтому на всякий случай спрашиваю про перечень)."

    Затем я подготовил и направил небольшую анкету для того чтобы лучше сориентироваться в ситуации и предложить варианты дальнейшего взаимодействия.

    В подобных ситуациях (когда для ответа на вопросы мне приходится выполнять определенную работу) я предлагаю различные варианты взаимодействия:
  • экспертные консультации по бюджетированию и управленческому учету;
  • экспресс-консалтинг по бюджетированию и управленческому учету;
  • классический консалтинг по бюджетированию и управленческому учету.

    У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. В каждом конкретном случае Заказчика выбирает для себя то, что ему больше подходит.

    В общем, ни один из предложенных мною вариантов не был принят. Она (главный бухгалтер производственного предприятия среднего масштаба) потом мне позвонила и сказала, что планировала просто на пару часиков подъехать, показать проекты бюджетов, и получить ответ на все свои вопросы.


    Ведь очевидно, что в данном случае я ничем не смогу помочь, если не выполню конкретную работу, причем на это уйдет, мягко говоря, не "пара часов". Я ведь не волшебник.


    В другом случае я вообще, если честно, не понял, какую конкретно помощь от меня ожидают. В приведенном выше примере обратившаяся хотя бы написала о том, как она предполагает организовать наше взаимодействие, хотя в таком варианте оно не может быть эффективно реализовано.

    Третьего декабря я получил такое письмо от главного бухгалтера транспортной компании.

    "Александр, добрый день! У меня возникла проблема, касательно составления бюджетирования. Дело в том, что в нашей компании (она у нас работает два года) никогда не составлялся ни БДДС ни БДР. Сейчас руководитель мне поставил задачу до 10 декабря предоставить БДДС на следующий год год. Я в панике. Не знаю с чего начинать и от чего отталкиваться.
    Я сама впервые буду это делать.
    Помогите, пожалуйста."


    Как говорится, это просто классика. Завершается год и тут вдруг руководитель опомнился – оказывается нужно же бюджеты составлять. У нас, кстати, не мало обращений под конец года, когда просят за пару месяцев поставить бюджетирование и управленческий учет. Некоторые "оптимисты" хотят, чтобы за такой срок все это было еще и автоматизировано.

    Об этом "замечательном" подходе к решению такой сложной задачи как постановка бюджетирования и управленческого учета я уже не раз писал на этом сайте, см., например:
  • "Бюджетирование и управленческий учет: они есть или их нет?";
  • "Время идет, а бюджетные грабли продолжают пользоваться спросом";
  • "Как правильно внедрять и автоматизировать бюджетирование и управленческий учет";
  • "Когда нужно начинать внедрять бюджетирование и управленческий учет";
  • "Вечер пятницы – время чудес";
  • "Что важнее: бюджеты или бюджетирование?"

    Думаю, что для многих очевидно, почему я в таком случае направил письмо следующего содержания.

    "Благодарю Вас за письмо. Я Вам искренне сочувствую.

    Предлагаю зря не терять время, а прийти Вам вместе с руководителем на мои ближайшие семинары по бюджетированию и управленческому учету, которые состоятся /указал дату/ (кстати, ближайщие семинары по этой теме пройдут 11-15 сентября 2017 года).

    Мне очень часто приходится сталкиваться с применением такого дурацкого подхода многих руководителей к постановке бюджетирования. Прошу прощения за некоторую резкость, но поверьте, многие из руководителей по-другому нужную информацию просто не воспринимают.

    Можете ему показать это письмо, как есть.

    Если в нем здравый смыл преобладает (надеюсь, что так оно и есть), то жду вас на своих семинарах, а если нет, то, как говорится, "врач сказал в морг – значит в морг".

    Могу предложить более мягкий вариант – для начала принять Вам и руководителю участие в экспресс-семинаре "Как внедрить эффективную систему бюджетирования и управленческого учета с минимальными затратами ресурсов.

    Это займет всего 2 часа, причем в нерабочее время.

    Пожалуй, в данных условиях – это единственный способ, которым я Вам могу как-то реально помочь – убедить вашего руководителя как нужно ставить и решать подобные задачи.

    Я себе не очень представляю, как можно помочь в решении заведомо нерешаемой задачи (если конечно, она правильно сформулирована)."


    Кстати нужно отметить, что совместное участие в семинарах руководства и представителей финансово-экономического блока значительно повышает эффективность обучения. Подробнее об этом можно прочитать в этой записи моего блога "Как многократно увеличить пользу от участия в семинарах по бюджетированию и управленческому учету".

    Итак, надеюсь, мне удалось дать на этой страницы необходимые разъяснения, касающиеся моих ответов на вопросы.

    Я по-прежнему готово ответить на все вопросы посетителей данного сайта. Просто хочу еще раз обратить внимание, что все вопросы могут быть отнесены к одной из двух вышеупомянутых групп.


    А это значит, что процедура ответа на них может принципиально отличаться:
    – в первом случае ответ будет направлен сразу же;
    – во втором случае будет направлено описание технологии получения ответа.


    Я ни в коем случае не собираюсь никого как-либо ограничивать в своих вопросах. Просто решил заранее подготовить к моим ответам. Любое письмо не останется не замеченным, но не всегда это будет первая (простая) из упомянутых здесь двух ситуаций.

    Все свои вопросы вы можете отправлять мне по электронному адресу budgeting@bk.ru.

    С наилучшими пожеланиями,
    Александр Карпов, руководитель открытого проекта "Бюджетирование и управленческий учет" (www.bud-tech.ru)

    рабочий телефон: (495) 504-63-20
    мобильный телефон: (916) 493-04-50
    электронная почта: budgeting@bk.ru


  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru