Термины > Гипотезы и предположения

Гипотезы и предположения


Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Без гипотез и предположений невозможно составить бюджеты компании. Это утверждение на первый взгляд может показаться слишком категоричным. Вспоминая как в вашей компании составляются бюджеты, вы можете сказать, что никакие гипотезы и предположения вы не используете. Но на самом деле это означает только одно – в вашей компании они просто не фиксируются.

Эти гипотезы находятся в головах тех специалистов и менеджеров, которые принимали активное участие в составлении бюджетов. Если же эти сотрудники по каким-либо причинам не будут в будущем работать (или уйдут в отпуск, или заболеют, или уволятся, или будут переведены в другое подразделение компании) в вашей компании, то всю эту информацию они унесут с собой.

Наличие гипотез, во-первых, позволит менеджерам оценить качество используемой финансовой модели, а значит, и качество расчетов, которые были с ее помощью сделаны. Одно дело, когда менеджеру просто показывают проект бюджета, то есть одну табличку с цифрами, а другое дело, когда к этому бюджету есть соответствующие комментарии, которые поясняют, почему цифры получились именно такими. Во-вторых, стоит задуматься, почему происходит отклонение факта от плана.

Одна из причин заключается в том, что либо некоторые гипотезы оказалась неверными, либо не учли какой-то важный фактор, который существенным образом влияет на бюджетные показатели вашей компании. Наличие формализованного перечня гипотез и предположений облегчит компании проведение план-фактного анализа и позволит повысить качество планирования на следующие плановые периоды.

По сути, гипотезы определяют, каким образом в бюджетах будет учитываться влияние ограничивающих факторов на показатели компании. Гипотезы и предположения являются наиболее изменчивой частью информационного поля системы бюджетирования (см. Рис. 1). Это связано с тем, что сами факторы, учитываемые при составлении бюджетов, могут меняться, а также в последующие периоды могут строиться другие гипотезы о том, как тот или иной фактор влияет на бюджетные показатели компании. Таким образом, все используемые гипотезы должны содержаться не в описании финансовой модели бюджетирования, а уже в аналитической записке к бюджетам.

Рис.1. Информационное поле системы бюджетирования

Информационное поле системы бюджетирования

Пример описания гипотез, применяемых при составлении бюджетов, приведен в Таблице 1.
Таблица 1. Пример описания основных гипотез и допущений, используемых при составлении плановых бюджетов

Формулировка гипотезы

При расчете каких показателей используется

Оценка влияния гипотезы на показатели

1

Маркетинговые гипотезы

1.1

Изменение продаж за счет сезонных изменений

Запланированные продажи

 

План формируется отделом маркетинга с учетом сезонности (пик продаж приходится на 4й месяц). Колебания объемов продаж ±35%

1.2

Увеличение объемов продаж после завершения проекта создания нового филиала

Запланированные продажи

После завершения проекта продажи возрастут на величину продаж филиала

1.3

Зависимость продаж от рекламной кампании

Запланированные продажи

План продаж формируется с учетом плана рекламных мероприятий

1.4

Зависимость объема продаж от ценовой политики

Запланированные продажи

План формируется с учетом эластичности спроса по цене. В данном примере цены не меняются в течение года

1.5

Бесперебойность работы компании

Запланированные продажи

План формируется с учетом условия бесперебойной работы компании и отсутствия проблем с отгрузкой

1.6

Неизменность постоянных коммерческих расходов

Постоянные коммерческие расходы

Считается, что за плановый период они остаются неизменными

1.7

Периоды начисления и оплаты совпадают

Коммерческие расходы

Считается, что расходы начисляются и выплачиваются в одном месяце

2

Производственные гипотезы

2.1

Отсутствие бракованной продукции

Накладные затраты

Считается, что процент бракованной продукции близок к нулю

2.2

Бесперебойность работы оборудования

Объем продаж

Объем производства

Запасы готовой продукции

Бесперебойность работы оборудования гарантирует выполнение плана продаж и выполнение складских нормативов

2.3

Одновременность начислений и выплат

Накладные затраты

Считается, что периоды начисления совпадают с периодами оплаты

2.4

Неизменность постоянных накладных затрат (кроме энергетических расходов)

Накладные затраты

Считается, что постоянная часть накладных затрат остается неизменной в течение планового периода

2.5

Сезонное изменение энергетических расходов

Энергетические расходы

Считается, что зимой потребление электроэнергии больше, чем летом. Отклонения ±50% от среднего энергопотребления.

3

Логистические гипотезы

3.1

Бесперебойность поставки сырья

Объем производства

Объем продаж

Запасы готовой продукции

Бесперебойность поставок сырья гарантирует выполнение плана продаж и выполнение складских нормативов

3.2

Производство полностью потребляет заявленные ТМЦ

Закупка материалов

Запасы материалов

Точное и полное потребление производством заявленных МР обеспечивает выполнение складских нормативов

4

Финансовые гипотезы

4.1

Незначительность уровня инфляции

Практически все показатели

Считается, что уровень инфляции не сильно влияет на запланированные финансово-экономические показатели (т.е. уровень инфляции ?20% в год)

4.2

Своевременная оплата налогов

Оплата налогов

Считается, что налоги, начисленные в текущем месяце, оплачиваются в следующем

4.3

Наличие возможностей своевременного привлечения заемных средств

Краткосрочные кредиты и займы

Сценарий развития зависит в т.ч. от возможностей предприятия по привлечению заемных средств

5

Общие гипотезы, использованные при планировании

5.1

Постоянство цен на продукты, материалы

Стоимость продуктов

Стоимость материалов

Цены считаются неизменными в течение года

5.2

Использование коэффициентов инкассации

Коэффициенты инкассации

Считается, что коэффициенты инкассации по факту в прошлом отчетном периоде (году) сохранятся в следующем году

5.3

Постоянство окладов

Заработная плата

Считается, что постоянная часть зарплат не изменяется в течение планового периода

5.4

Неизменность постоянных АУЗ

Постоянные АУЗ

Считается, что постоянная часть АУЗ остается неизменной в течение планового периода

5.5

Одновременность начислений и выплат по АУЗ

АУЗ, АУВ

Считается, что периоды начисления и выплат АУЗ совпадают



Необходимо отметить один очень важный момент. Для того чтобы научиться правильно формулировать гипотезы, нужно, во-первых, обладать достаточной смелостью, а во-вторых, большим упорством. Необходимо признать, что сразу правильно сформулировать гипотезы почти ни у кого не получается. Важно не допускать того, чтобы у участников процесса бюджетирования опускались руки после нескольких неудачных попыток. Причем необходимо понимать, что очень активную позицию в этом вопросе должна занимать финансовая дирекция компании (см. Книгу 5 «Роль финансовой дирекции в бюджетировании»).

Как уже было отмечено, все формулировки гипотез, использованных при составлении бюджетов, должны быть зафиксированы в аналитической записке к бюджетам. Сам процесс подготовки аналитической записки похож на сбор данных при подготовке консолидированных (финансовых) бюджетов компании. Другими словами, аналитическую записку должна готовить не одна финансовая дирекция. Собирая проекты бюджетов с подразделений, финансовая дирекция также должна требовать и аналитические пояснения.

По сути дела это будут части будущей полной аналитической записки, которую должна будет консолидировать финансовая дирекция. То есть речь идет о том, что гипотезы должны формулировать все участники процесса бюджетирования, а не только финансовая дирекция. Так вот, финансовая дирекция должна проявить большую настойчивость не только в сборе бюджетов от подразделений, но также и в сборе гипотез и предположений. При этом нужно понимать, что подразделения могут достаточно долго пытаться доказать прежде всего генеральному директору, что, например, планировать их деятельность просто невозможно.

И вообще они могут длительное время не оставлять попыток убедить руководство в том, что постановка бюджетирования – это не самая лучшая идея, поэтому не стоит тратить на это время. Генеральному директору здесь очень важно не дать слабину и встать на сторону финансовой дирекции (см. Книгу 6 «Роль генерального директора в бюджетировании»). Он должен всем показать, что иного пути просто нет, поэтому необходимо учиться планировать. К тому же планирование – это одна из основных функций менеджеров (см. Книгу 1 «Бюджетирование как инструмент управления»). А без планирования эффективное управление поставить невозможно.

Следует отметить, что, к сожалению, каждой компании самостоятельно придется провести свою работу по поиску факторов и умению оценивать их влияние на бюджетные показатели. Это связано с тем, что для каждой компании эти факторы (и степень их влияния) могут быть свои. Особенно если эти компании работают в разных отраслях.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по бюджетированию состоится 22-24 мая 2024 г.
Например, если рассмотреть такой фактор, как приближающаяся эпидемия гриппа, то для большинства компаний он скорее отрицательно будет влиять на бюджетные показатели, поскольку может сказаться на эффективности работы трудовых ресурсов.

А вот для фармацевтических компаний это, наоборот, благоприятная возможность, поскольку данный фактор будет положительно влиять на увеличение продаж определенных препаратов. Таким образом, можно еще раз отметить, что умение определять факторы и строить гипотезы приходит с опытом, и этот опыт нужно будет нарабатывать в течение не одного месяца.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

55 − = 50