Книга Александра Карпова

"Эффективная система бюджетирования и управленческого учета. Практические советы и рекомендации"
Бумажная версия: 260 руб. Электронная версия: 100 руб. Заказать книгу


Статья Александра Карпова "Инвестиционный бюджет проектов и его связь с остальными бюджетами"


Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Посмертный учет: можно ли внедрить управленческий учет на основе бухгалтерского

Посмертный учет: можно ли внедрить управленческий учет на основе бухгалтерского


Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

www.bud-tech.ru

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

С тех пор как в наших компаниях стали пытаться внедрять управленческий учет стало очень модно критиковать бухгалтерский учет, называя его посмертным.

Этой красивой фразой многие консультанты и эксперты пытаются убедить владельцев бизнеса в том, что бухгалтерский учет совершенно не подходит для целей управления, поэтому необходимо заниматься постановкой управленческого учета, который якобы должен строится на совершенно иных принципах.

Сейчас эта фраза стала особенно популярна среди собственников компаний. Это связано с тем, что раньше они особо не вникали как в сам управленческий учет, так и в проекты по его внедрению.

После того как стало ясно, что кризисы теперь будут не таким редкими явлениями как раньше многие владельцы компаний стали активно интересоваться управленческим учетом.

Я об этом могу судить хотя бы по открытым семинарам. Раньше к нам на семинар по управленческому учету руководители компаний и владельцы бизнесов не ходили (это же замечание относится и к семинару по бюджетированию). Точнее говоря, они были очень редкими гостями.

Теперь же наоборот довольно часто на эти семинары приезжают собственники и руководители компаний (особенно из малого и среднего бизнеса). Причем в половине случаев они берут с собой на семинар финансовых директоров или главных бухгалтеров. Кстати, это позволяет многократно увеличить пользу от участия в семинарах по бюджетированию и управленческому учету.

Так вот большинство из владельцев и директоров компаний на семинарах по управленческому учету заявляют, что посмертный учет (то есть бухгалтерский) их абсолютно не устраивает, поэтому они и хотят внедрить управленческий учет. При этом многие из них думают, что управленческий учет это что-то совершенно отличное от бухгалтерского.

Вообще-то это не совсем так. Если вести речь только о финансово-экономическом аспекте управленческого учета, то по большому счету он МОЖЕТ отличаться от бухгалтерского только по нескольким позициям. Правда, в некоторых случаях отличия могут быть ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННЫМИ. Подробнее об этом можно прочитать на странице "Чем отличается управленческий учет от бухгалтерского".

На самом деле заголовок этой статьи сформулирован не совсем корректно, но я сделал это намеренно. Дело в том, что и бухгалтерский, и управленческий учет могут вестись с помощью одного и того же инструмента, который был изобретен несколько веков назад.

Этот инструмент (или точнее методология) позволяет вести учет любого хозяйствующего субъекта. В наше время этот инструмент, естественно, автоматизирован, поэтому учет можно вести с помощью специализированных программных продуктов. Но сама идеология была разработана уже очень давно.

Так вот, инструмент-то один, а уж как его применять – это вопрос выбора каждой компании. Его можно применять и для бухгалтерского, и для управленческого учета.

Поэтому когда говорят, что бухгалтерский учет – это посмертный учет, от которого нет никакого толку для управления, то это, мягко говоря, не совсем корректное заявление.

Ведь если разобраться, то каким образом ведется бухгалтерский учет во многих компаниях, особенно если они создавались предпринимателями с нуля, а не получались путем прихватизации или другими официальными и неофициальными способами воровства?

Чаще всего создание бизнеса с нуля происходит хаотично. Ни о какой системе управления и в частности управленческом учете никто не задумывается. Бухгалтерский учет ведут только потому, что это жесткое требование законодательства. При этом большинство руководителей особо и не вникают в бухгалтерский учет.

Кстати, многие недобросовестные бухгалтеры этим пользуются. Мне известно много случаев, когда бухгалтеры, регулярно получая заработную плату (причем немаленькую) так халатно относились к своей работе, что потом это приводило к большим проблемам (в том числе и к серьезным штрафам). Чаще всего они обнаруживаются уже после того как бухгалтер, создавший их, уволился из компании.

Для того чтобы таких проблем не возникало нужно очень серьезно подойти к выбору бухгалтера. Возможно, что данную функцию лучше отдать на аутсорсинг профессионалам, которые несут ответственность за свою работу. То есть бухгалтерским обслуживанием может заниматься сторонняя компания.

Итак, при создании бизнеса с нуля учету (как управленческому, так и бухгалтерскому) особого внимания не уделяют. Соответственно, бухгалтерский учет ведется так как он ведется. Большинство бухгалтеров это делают таким образом, чтобы минимизировать свои трудозатраты.

Короче говоря, основная функция бухгалтерского учета в таком случае заключается в подготовке необходимой внешней отчетности, а также в своевременной уплате налогов. Безусловно, в таком случае основными ориентирами служат сроки, установленные для сдачи внешней отчетности и уплаты налогов.

Потом, когда компания разрастается, руководство приходит к пониманию того, что бухгалтерский учет в том виде, в котором он есть, не способен обеспечить необходимой управленческой информацией.

При этом директора еще начинают предъявлять претензии к бухгалтерам потому, что из бухучета нельзя ничего получить в нормальном виде и чтобы это соответствовало действительности. Тут же вспоминают о том, что бухучет можно обозвать посмертным учетом и толку от него никакого нет.

А с чего вдруг при таком подходе бухгалтерский учет должен соответствовать управленческим потребностям руководителя, если он не ставил четкой задачи при постановке бухучета? Бухгалтер его ведет так, чтобы он соответствовал всем ВНЕШНИМ требованиям. Если не было никаких ВНУТРЕННИХ требований, то каким чудом бухгалтерский учет будет им соответствовать?

Естественно, в большинстве случаев бухучет оказывается малопригодным для управленческого учета, особенно если речь идет о компаниях, относящихся к малому и среднему бизнесу. Только сам инструмент-то здесь не причем. Его ведь можно по-разному использовать.

Например, молоток может быть очень полезным инструментом. С его помощью можно гвозди забивать. Но с помощью того же самого молотка можно и пальцы себе сломать или еще хуже – голову проломить. Только инструмент же здесь не виноват.

Точно также и с инструментом для ведения учета. Его можно использовать и для бухгалтерского учета, и для управленческого. Причем определенную часть информации (а иногда и всю) для управленческого учета можно брать из бухгалтерской базы.

Только в некоторых случаях приходится детализировать бухгалтерский учет и/или изменять учетную политику. Что касается сроков, то, конечно же, их придется ускорить. Это значит, что нужно будет внедрить четкий документооборот и вводить данные в учетную базу как можно быстрее, а не ждать пока подойдет срок сдачи внешней отчетности.

Следует отметить, что управленческий учет в малом и среднем бизнесе может быть устроен весьма запутанно. Вследствие чего постановка управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса может быть очень сложным проектом.


ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО


Итак, не стоит путать то, как сейчас в компании организован бухгалтерский учет с тем инструментом, который для этого применяется. Сам этот инструмент является очень удобным средством для ведения и бухгалтерского, и управленческого учета.

Поэтому вовсе не обязательно уподобляться тем, кто не разбирается в сути и, пытаясь показаться знатоком-экспертом, называет бухгалтерский учет посмертным. Как будто управленческий учет таковым не является. Он ведь тоже фиксирует уже свершившийся факт, хотя показатели в бухгалтерских и управленческих отчетах могут иметь разные значения и разную степень детализации.

Безусловно, здесь есть много разных нюансов, о которых желательно знать при внедрении управленческого учета. Все практические вопросы постановки управленческого учета мы подробно разбираем на семинаре-практикуме "Постановка и автоматизация управленческого учета".




Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу budgeting@bk.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете. Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.




Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru