Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Основные принципы разработки финансовой модели бюджетирования

Основные принципы разработки финансовой модели бюджетирования

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

При создании финансовой модели бюджетирования нужно начинать с разработки форматов финансовых бюджетов (БДР, БДДС, ББЛ), то есть тех, которые при составлении бюджетов формируются в самом конце. Причем может использоваться несколько форматов таких бюджетов.

Речь идет не только о том, что, например, БДДС может составляться двумя способами (прямым и косвенным), причем в итоге получаются разные форматы БДДС (см. Книгу 3 "Финансовая модель бюджетирования"). Финансовые бюджеты могут, помимо укрупненных форматов, детализироваться по интересующим руководство аналитикам.

К примеру, БДР может детализироваться по продуктовым направлениям, регионам, бизнес-единицам и т.д. Почти каждая статья ББЛ может детализироваться по своим аналитикам. Например, запасы готовой продукции по продуктам, запасы материалов по материалам или местам хранения, дебиторская и кредиторская задолженность по контрагентам, задолженность по зарплате по подразделениям и т.д.

Это вовсе не означает, что в компании появляется большое количество форм финансовых бюджетов. Все эти детализации достаточно легко реализуются в информационных системах, особенно если реализована технология OLAP (On-line Analytic Processing). Она позволяет получать, по сути дела, один и тот же отчет, но просматривать его с разных точек зрения. Менять точку зрения, то есть представлять информацию с разной степенью детализации и по разным аналитикам как раз и позволяет так называемый многомерный КУБ, реализованный в OLAP-технологии (пример OLAP-КУБа можно посмотреть в демо-версии ПК "ИНТЕГРАЛ", которую можно скачать здесь).

Несмотря на то, что заниматься автоматизацией финансовой модели компания может после того, как поработает с моделью в электронных таблицах, все равно лучше заранее фиксировать требования к будущей финансовой модели. В частности, такие требования, как представление бюджетов в различных аналитических срезах. Хотя при построении модели в электронных таблицах придется построить несколько различных моделей формирования финансовых бюджетов (для каждого формата будет своя модель, которая будет "зашита" на отдельном листе). При настройке форматов бюджетов в информационной системе модель построения бюджета будет одна и та же, просто за счет технических возможностей можно будет просматривать бюджеты в разных аналитических разрезах.

Итак, после разработки форматов финансовых бюджетов можно переходить к определению классификатора бюджетов и созданию форм операционных бюджетов. При этом нужно учитывать результаты описания объектов бюджетирования (бизнес-процессы, проекты, ЦФО) и, в частности, финансово-экономические показатели, характеризующие их эффективность (примеры такого описания можно найти в Книге 2 "Регламент системы бюджетирования").

Таким образом, нужно будет осуществить, так сказать, сборку финансовых бюджетов на основе данных из операционных. Это значит, что нужно будет прописать все взаимосвязи между статьями всех бюджетов. Количество бюджетов и количество бюджетных показателей (строк) бюджетов зависят от сложности и детализации финансовой модели.

С одной стороны, чем более детальная финансовая модель используется в компании, тем точнее будут бюджеты. Но при этом не нужно забывать о том, что чем сложнее модель, тем больше затрат потребуется на ее поддержание.

При разработке финансовой модели бюджетирования очень важно добиться ее интегрированности. Об основных параметрах интегрированности достаточно подробно написано в Книге 3 "Финансовая модель бюджетирования". Практика показала, что не нужно сразу же пытаться создать очень детализированную модель.

Если сразу же начинать с деталей, то может получиться так, что потом при попытке построить консолидированные финансовые бюджеты модель не будет сходиться. Один из критериев правильной консолидации финансовой модели – равенство активов и пассивов в ББЛ. Если будет получаться даже незначительная "дельта", то это значит, что где-то есть ошибка. Причем найти эту ошибку в сложной модели достаточно трудно.

Поэтому, создавая финансовую модель, нужно идти по принципу сверху вниз. То есть создать сначала не очень детализированную модель, но интегрированную. А затем уже можно постепенно детализировать эту модель. Такая детализация может выражаться и в добавлении новых бюджетов, и в изменении методики планирования некоторых показателей. При таком подходе можно сохранить одно из важнейших свойств финансовой модели – ее интегрированность.

Задача построения интегрированной финансовой модели в группе компаний может быть на порядок сложнее, чем в случае с одним предприятием. Ведь при этом нужно получать не только финансовые бюджеты по каждому предприятию, но и по группе в целом. Причем при построении сводных бюджетов нужно будет учитывать не только внутригрупповые хозяйственные операции (чтобы не исказить данные), но и то, как они трактуются с точки зрения предприятий и группы в целом. Примеры таких операций и отражение их в консолидированной отчетности рассмотрены в Книге 3 "Финансовая модель бюджетирования".

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по бюджетированию состоится 22-24 мая 2024 г.
При разработке финансовой модели также нужно помнить одно очень важное правило. Если финансовая модель "кривая", то никакая автоматизация не позволит ее "выпрямить". Ведь автоматизация финансовой модели – это процесс настройки программного продукта под разработанную модель.

То есть, что настроишь, то и получишь. Поэтому когда финансовая модель неправильно консолидируются в электронных таблицах, то та же самая ошибка будет проявляться и при использовании информационной системы.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 8 =