Статьи > Регламент бюджетирования и управленческого учета > Почему регламенты не работают

Почему регламенты не работают

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Компании, которые уже продвинулись в бюджетировании, часто сталкиваются с такой проблемой. Казалось бы, все есть, что нужно, и регламенты написаны и согласованы, форматы бюджетов разработаны и т.д. Но почему-то регламенты не выполняются и бюджетирование не работают.

Здесь еще важным фактором является вера сотрудников компании в регламенты. Если для компании обычной практикой является нарушение регламентов, при этом никакие меры не предпринимаются для исправления ситуации, то почему вдруг регламенты бюджетирования должны заработать, если другие регламенты не работают? Они что, какие-то особенные что ли?

Тот, кто создает регламенты, должен позаботиться о том, чтобы они были и понятны, и доступны для тех, кто должен их выполнять. Что касается регламентов бюджетирования, то их нужно обязательно объяснять всем участникам процесса бюджетирования. Нужно сразу готовиться к тому, что объяснять придется не один раз. Если примерно с пятого раза не поймут, то либо сотрудники в компании бестолковые, либо регламенты составлены не грамотно.

Понятно, что если речь идет о бюджетировании, то функция обучения ляжет преимущественно на финансовую дирекцию компании (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании"). Вместо того, чтобы проводить обучение иногда бывает так, что финансовая дирекция посылает сотрудников … читать Положение о бухгалтерском учете (ПБУ). И это еще не самый плохой случай. В одной компании, например, через несколько лет попыток внедрить бюджетирование выяснилось, что линейные подразделения и топ-менеджеры до сих не понимают, в чем разница между расходами и выплатами. При этом они ведь как-то составляли свои бюджеты, на основе которых строились и БДР, и БДДС.

Наверное здесь не нужно писать о том, насколько они при такой ситуации были достоверными и применимыми на практике. Когда финансового директора попросили организовать какой-то курс лекбеза для сотрудников предприятия, она встала в позу, заявив, что тогда придется всех обучать бухучету и т.д. С таким отношением финансовой дирекции эффективно решить задачу постановки бюджетирования практически не возможно. Ведь получается, что финансовая дирекция открыто заявляет, что никого обучать они не будут, но при этом все должны четко выполнять регламент.

Здесь есть еще один интересный вопрос, который часто появляется и до, и уже после того, как регламенты бюджетирования подготовлены и запущены в работу. Вопрос связан с ответственностью за разработку регламента и поддержанием регламента в актуальном состоянии, а также ответственностью непосредственно за качество разработанного регламента и за то, чтобы он эффективно работал. Необходимо помнить, что регламент бюджетирования не будет работать, пока его не будут выполнять все участники процесса бюджетирования.

Если участники процесса бюджетирования не будут выполнять регламент бюджетного управления и при этом будут говорить, например, что им помешало его выполнить плохая работа компьютерной программы, что они вовремя не получили нужную им информацию, что вообще этот регламент плохой и т.д., то такой путь точно не приведет ни к чему хорошему. Вместо такой говорильни они должны подавать конкретные предложения по усовершенствованию регламента. То есть все участники процесса бюджетирования должны слажено работать и в процессе бюджетирования и при выполнении проекта по постановке бюджетирования.

Отчасти, такую проблему может решить такая организация работы по созданию регламентов бюджетирования, которая описана в Книге 8 "Технология постановки бюджетирования". Но и эта технология не гарантирует того, что разработанный регламент получится таким идеальным, что в будущем его не нужно будет менять. Регламент бюджетирования все равно будет меняться, хотя бы потому, что сама компания постоянно меняется, и к этому нужно относиться вполне нормально.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − = 6