Хотите сэкономить на бюджете продвижения сайта?

Бюджет продвижения сайта может быть более эффективным, если следовать определенным правилам. О том как это сделать можно прочитать в новой бесплатной электронной книге Александра Карпова "Продвижение сайтов за счет наращивания качественной ссылочной массы".


Статья Александра Карпова "Бюджетирование повышает эффективность"


Статьи > Регламент бюджетирования и управленческого учета > Структура регламентов бюджетирования

Структура регламентов бюджетирования


Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

www.bud-tech.ru

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

При разработке системы бюджетирования возможны различные варианты построения регламентирующей документации. В обязательном порядке в регламентирующей документации должны быть отражены все основные элементы системы бюджетирования, начиная с целей бюджетного управления и завершая ответственностью за исполнение регламента бюджетного управления.

Кроме того, как уже отмечалось, в компании должны быть регламентированы смежные подсистемы управления, а также объекты бюджетирования.

Вариант документарного отражения регламентов системы бюджетирования во взаимосвязи с остальными регламентами компании может быть следующим (см. Рис. 1):
  • Положение о бюджетировании;
  • Положение о финансовой структуре;
  • Положение о бюджетном комитете;
  • Положение о проектах развития;
  • Положения о бизнес-процессах;
  • Положение о финансовой дирекции;
  • Положения о подразделениях.

    Рис. 1. Регламентация процесса бюджетирования

    Регламентация процесса бюджетирования

    Непосредственно к системе бюджетирования относится Положение о бюджетировании, Положение о финансовой структуре и Положение о бюджетном комитете (если он есть в компании) (см. Рис. 2). Здесь сразу нужно отметить, что в принципе в компании может быть всего один документ, регламентирующий систему бюджетирования, и не важно, как он будет называться, но в нем обязательно должны быть прописаны все процедуры бюджетного управления. На одной бумажной фабрике, например, все регламенты бюджетирования был прописаны в одном документе, который назывался Положением о планировании.

    Понятно, что в данном случае термин «планирование» рассматривался в самом широком смысле слова. Планированием, конечно же, ничего не ограничивалось на этом предприятии. Был и учет, и контроль и анализ, то есть бюджетный цикл полностью замыкался (см. Книгу 1 "Бюджетирование как инструмент управления"). Также планирование не ограничивалось только финансовым планированием. В этом Положении о планировании регламентировалось и планирование мероприятий на уровне подразделений, и планирование по всем основным функциональным направлениям (маркетинг и сбыт, производство, снабжение и т.д.) и, конечно же, все это консолидировалось в финансовые бюджеты.

    Генеральный директор этого предприятия в шутку говорил, что после того, как было введено это Положение и отлажен регламент планирования, он мог неделями не появляться на предприятии, и никаких сбоев в работе не было. А после того как он возвращался, менеджеры в свою очередь с улыбкой возмущались, что им теперь опять будут мешать работать.

    Рис. 2. Регламенты бюджетирования

    Регламенты бюджетирования

    Разделение регламента бюджетирования на несколько документов обусловлено тем, что на практике ими будет удобнее пользоваться. В данном примере структуризации основных регламентов бюджетирования, часть важнейших функций бюджетирования вынесена в отдельные документы (см. Рис.2). Если детально прописывать процесс бюджетирования, то Положение о бюджетировании уже может быть объемным документом, поэтому если в него включить еще и схемы мотивации ЦФО, детальный регламент проведения заседаний бюджетного комитета и т.д., то оно будет совсем большим и им будет не удобно пользоваться.

    Нужно еще обратить внимание вот на какой аспект регламентации. В приведенном выше составе регламентов бюджетирования нет документов, в которых была бы описана сама методика бюджетирования, учетная политика и т.д. Все это, конечно же, может содержаться и в Положении о бюджетировании, но, как показала практика, гораздо удобнее вынести это в отдельный документ. У такого решения есть несколько аргументов. Во-первых, методика, как правило, по объему страниц превышает регламент, поэтому нет смысла увеличивать Положение о бюджетировании. К тому же Положение о бюджетировании - это документ организационного характера и он служит для контроля самого процесса бюджетного управления. Во-вторых, регламентирующая документация определяет, кто, что и когда должен делать.

    При этом в регламентах вовсе не обязательно детально прописывать, как делать. На вопрос, как делать - отвечает уже методика. В-третьих, методика бюджетирования может меняться гораздо чаще, чем регламент бюджетирования. То есть в регламенте, как и раньше, может быть написано, что, например, бюджет продаж подготавливается дирекцией по маркетингу и продажам к такому-то сроку.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

    При этом сама методика составления бюджета продаж, то есть наполнение конкретными цифрами формата бюджета продаж, может измениться. Эти изменения будут отражены в описании финансовой модели (см. Книгу 3 "Финансовая модель бюджетирования").

    Подробнее о структуре и составе регламентов бюджетирования можно прочитать в Книге 2 "Регламент системы бюджетирования".

    Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.






    Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу budgeting@bk.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете. Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.




  • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru