Статьи > Финансовая модель бюджетирования и управленческого учета > Зачем нужен бюджет денежных потоков и как его разработать

Зачем нужен бюджет денежных потоков и как его разработать

Д. Рябых

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Чем бюджет денежных потоков помогает Генеральному Директору
  • Что включает этот бюджет
  • На каких данных должны основываться бюджеты на краткосрочные и долгосрочные периоды

Также Вы прочитаете

  • Как спрогнозировать поступление и расходование денежных средств: советы финансового директора

Считается, что самую полную оценку эффективности работы компании дает отчет о прибылях и убытках. Однако потребностям руководителя предприятия он не отвечает: ведь этот отчет составляют по принципу начисления — расходы в нем фиксируются лишь после списания в бухучете, а не тогда, когда их нужно осуществлять. А значит, даже идеально подготовленный отчет отразит не те платежи, которые компания совершила или намерена совершить, а условные экономические результаты. Чтобы у Вас перед глазами была ясная картина финансовой деятельности предприятия, Вам нужна отчетность:

— демонстрирующая, насколько компания обеспечена денежными средствами в любой момент времени;

— свободная ото всякого влияния законодательных и учетных требований (то есть предназначенная только для главы предприятия);

— охватывающая по возможности все аспекты работы компании.

Лучше всего этим условиям соответствует бюджет денежных потоков (или cash flow). Вот как он составляется.

Что включает бюджет денежных потоков

Бюджет денежных потоков — это таблица, отражающая поступления и расходования денежных средств Вашей компании. Составить ее можно на любой период — от нескольких недель до нескольких лет. Есть два распространенных метода подготовки этого документа: прямой и косвенный. При использовании прямого метода операционные денежные потоки распределяются по статьям доходов и расходов (например, поступления от продаж, зарплата, налоги). Косвенный метод предполагает, что операционные потоки определяются на основании чистой прибыли с поправкой на амортизацию и изменения оборотного капитала.

Использовать косвенный метод в ряде случаев проще, однако бюджет, составленный с его использованием, неудобен для анализа. Поэтому cash flow почти всегда рассчитывают прямым методом.

Итак, бюджет денежных средств состоит из трех блоков (см. также таблицу):

— «Операционная деятельность» (здесь отражается все, что связано с текущей деятельностью компании);

— «Инвестиционная деятельность» (фиксируются вложения в основные средства и другие долгосрочные инвестиции, а также доходы от продажи активов);

— «Финансовая деятельность» (учитываются поступления и выплаты, связанные с финансированием, кроме процентов по кредитам, которые традиционно относят к операционным потокам).

Какие выводы можно сделать из данных таблицы? В мае бюджет сбалансирован, а остатки денежных средств увеличиваются, обеспечивая либо запас ликвидности, либо средства для оплаты ожидаемых расходов. Также эта таблица поможет Вам уяснить общую структуру расходов компании. Однако для принятия серьезных управленческих решений Вам потребуются более подробные сведения. Поэтому стандартную структуру нужно детализировать. Например, поступления от продаж Вы можете отразить с разбивкой по направлениям бизнеса, группам продуктов (услуг) или даже отдельным продуктам. Также следует выделить пять-десять самых весомых статей текущих затрат и постоянно следить за объемами соответствующих расходов. А инвестиции нужно отразить, распределив их либо по видам основных средств, либо по участкам бизнеса или проектам.

Практика показывает, что чем выше детализация отчета, чем чаще возникают проблемы с его анализом. С какого-то момента числа в каждой строке становятся недостаточно стабильными и величина отклонений все растет. Такая модель становится статистически недостоверной, и на ее основе нельзя прогнозировать деятельность. Кроме того, слишком детальные модели очень сложно поддерживать в рабочем состоянии; также непросто сопоставлять их данные с показателями бухгалтерской отчетности. Вы обнаружите, что работа с этой моделью неудобна, а ее регулярное обновление — дорогое удовольствие.

Таблица. Пример бюджета денежных потоков на май 2011 года

Статья

Сумма, руб.

Операционная деятельность

 

Поступления от продаж

42 600

Затраты на материалы и комплектующие

−11 256

Зарплата

−8921

Общие затраты

−9900

Налоги

−6322

Выплата процентов по кредитам

−1500

Прирост чистого оборотного капитала

−530

Итого денежные потоки от операционной деятельности

4171

Инвестиционная деятельность

 

Инвестиции в землю, здания и сооружения

0

Инвестиции в оборудование и прочие активы

−2200

Инвестиции в нематериальные активы

−600

Выручка от реализации активов

0

Итого денежные потоки от инвестиционной деятельности

−2800

Финансовая деятельность

 

Поступления собственного капитала

0

Поступления кредитов

7000

Возврат кредитов

0

Лизинговые платежи

−1200

Выплата дивидендов

0

Итого денежные потоки от финансовой деятельности

5800

Суммарный денежный поток за период

7171

Денежные средства на начало периода

800

Денежные средства на конец периода

7971

Откуда брать данные для составления бюджета

Бюджет с фактическими данными лучше основывать на управленческой отчетности. Однако не стоит пренебрегать и данными бухгалтерской отчетности — ведь она содержит самые полные и актуальные сведения обо всех операциях компании. Поэтому перед разработкой бюджета денежных потоков Вам нужно определить, насколько точно данные этого документа должны соответствовать информации бухгалтерской отчетности. Можно, например, следовать таким правилам.

1. Бюджет cash flow будет опираться на данные бухучета, но точно учитывать все сведения бухучета не обязательно. Этот бюджет не должен быть таким детальным, как документ бухучета.

2. При обработке бухгалтерских данных нужно стремиться передать экономическую суть финансовых операций, пренебрегая несущественными деталями (например, нюансами, касающимися разнесения затрат).

3. Нужно добиваться совпадения итоговых цифр с оборотами на расчетном счете Вашей компании. И вот здесь важны даже мелочи: знание деталей позволит Вам контролировать правильность составления бюджета, вовремя обращая внимание на ошибки.

Прогнозирование оборотного капитала. Принцип описания оборотного капитала должен определяться горизонтом планирования, для которого используется бюджет.

— Для краткосрочных прогнозов (несколько недель, один-два месяца) лучше использовать прямое описание платежей, указывая применительно к любым доходам и затратам компании как суммы платежей, так и их графики. Это достигается учетом каждой сделки с описанием ожидаемого графика платежей по контракту и параметров отгрузки или выполнения работ.

— Для долгосрочных прогнозов (например, для построения пятилетнего плана развития компании) график платежей нужно составлять приблизительно, с учетом ожидаемых параметров оборачиваемости.

— При подготовке годового бюджета можно использовать смешанный подход, когда некоторые статьи прогнозируются полностью (прямой метод), а основная масса платежей рассчитывается на основе оборачиваемости (косвенный метод).

Это главный принцип составления бюджета. Чем на больший срок готовится прогноз, тем меньше он должен опираться на конкретные цифры, предоставляемые финансистами, и тем больше основываться на приблизительных расчетах.

Планирование налоговых платежей. В тех случаях, когда ожидаемые налоги известны (а это бывает при горизонте планирования в один-два месяца или при оценке прошлых результатов), лучше указывать в бюджете их точные суммы. При планировании же налоговых отчислений на более длительный период Вам придется перейти к примерным оценкам сумм платежей, рассчитывая их по приблизительным бухгалтерским показателям. Например, готовясь к открытию нового подразделения, не пытайтесь вычислить точную сумму налогов с зарплаты каждого сотрудника — тем более что их сумма будет меняться в течение года (так как социальные налоги снижаются после достижения накопленной суммы выплат); достаточно использовать эффективную ставку, которая позволит оценить примерную величину платежей. Таким же образом надо поступать, планируя выплаты и по другим налогам.

Рассказывает практик

Екатерина Каликина Финансовый директор компании «Грант Торнтон»

Прогноз денежных потоков от операционной деятельности чаще всего составляют исходя из планируемого объема реализации продукции (хотя возможен и вариант расчета из планируемой чистой прибыли). Вот какие вычисления нужно произвести.

Поступления денег. Определить размер денежных поступлений Вы можете двумя способами.

1. На основе планового коэффициента погашения дебиторской задолженности. Плановая сумма поступлений рассчитывается так: ПДСп = ОРпн + (ОРпк × КИ) + НОпр +Ав, где

ПДСп — планируемая сумма поступления денежных средств от реализации продукции в плановом периоде;

ОРпн — плановый объем реализации продукции за наличный расчет;

ОРпк — объем реализации продукции в кредит в плановом периоде;

КИ — коэффициент погашения дебиторской задолженности;

НОпр — сумма ранее непогашенного остатка дебиторской задолженности, подлежащего оплате в плановом порядке;

Ав — плановая сумма поступлений денежных средств в виде авансов от покупателей.

2. На основе оборачиваемости дебиторской задолженности. Сначала нужно определить планируемую дебиторскую задолженность на конец планового периода по формуле ДБкг = 2 × СрОбДБ : 365 дней в году × OP − ДБнг, где

ДБкг — планируемая дебиторская задолженность на конец планового периода;

СрОбДБ — среднегодовая оборачиваемость дебиторской задолженности;

ОР — плановый объем реализации продукции;

ДБнг — дебиторская задолженность на конец планового года.

Затем следует вычислить плановую сумму поступления денежных средств по операционной деятельности: ПДСп = ДБнг + ОРпн +ОРпк — ДБкг + НОпр +Ав.

Помните, что объем денежных поступлений компании от операционной деятельности непосредственно зависит от условий предоставления товарного кредита покупателем. Поэтому при прогнозировании денежных поступлений нужно учитывать мероприятия по изменению кредитной политики предприятия.

Расходы. Определить сумму расходов денежных средств Вы можете по формуле РДСп = ОЗп + НДд + НПп − АОп, где

РДСп — плановая сумма расходов денежных средств в рамках операционной деятельности в периоде;

ОЗп — плановая сумма операционных затрат на производство и реализацию продукции;

НДд — плановая сумма налогов и сборов, уплачиваемых за счет дохода;

НПп — плановая сумма налогов, уплачиваемых за счет прибыли;

АОп — плановая сумма амортизационных отчислений от основных средств и нематериальных активов.

Первый показатель (ОЗп) рассчитывается так: ОЗп = ∑(ПЗni + ОПЗni) × ОПni + ∑(ЗРni × OPni)+ ОХЗn, где

ОЗп — плановая сумма операционных затрат на производство и реализацию продукции;

ПЗni — плановая сумма прямых затрат на производство единицы продукции;

ОПЗni — плановая сумма общепроизводственных затрат на производство единицы продукции;

ОПni — планируемый объем производства конкретных видов продукции в натуральном выражении;

ЗРni — плановая сумма затрат на реализацию единицы продукции;

ОРni — планируемый объем реализации конкретных видов продукции в натуральном выражении;

ОХЗn — плановая сумма общехозяйственных затрат предприятия (административно-управленческих расходов на предприятии в целом).

Расчет второго показателя (НДд) производится исходя из планируемого объема реализации отдельных видов продукции и соответствующих ставок НДС, акцизного и других аналогичных сборов. График выплат составляется на основе установленных сроков уплаты налоговых отчислений.

Третий показатель (НПп) можно вычислить таким образом: НПп = (ВПп × НП) + ПНПп, где

НПп — плановая сумма налогов, уплачиваемых за счет прибыли;

ВПп — плановая сумма валовой прибыли предприятия, которую обеспечивает операционная деятельность;

НП — ставка налога на прибыль (в %);

ПНПп — сумма прочих налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли.


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

63 − 56 =