Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по бюджетированию и управленческому учету можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Самые привлекательные предложения для соискателей
Крупному динамично развивающемуся многопрофильному холдингу требуются: финансовый директор (от 500 тыс. руб.), начальник ПЭО (от 300 тыс. руб.), экономист (от 220 тыс. руб.).
Продукты и услуги > Управленческий консалтинг > Экспресс-консалтинг > Экспресс-консалтинг по бюджетированию

Экспресс-консалтинг. Создание финансовой модели и регламента системы бюджетирования начального уровня

Введение

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
На сегодняшний день не у каждой компании есть возможность заказать полноценный консалтинговый проект по постановке бюджетирования. Действительно, разработка и внедрение системы бюджетирования (СБ) – процесс довольно трудоемкий и, соответственно, недешевый. Поэтому некоторые пытаются своими силами внедрить СБ, используя теорию из книг, статей, журналов, лекций и т.п.

Мы предлагаем более простую услугу под названием "Экспресс-консалтинг". Суть ее заключается в разработке финансовой модели начального уровня для целей бюджетирования.

В ходе проекта по созданию финансовой модели консультанты помогут вам сделать первые шаги в процессе внедрения системы бюджетного управления. В зависимости от желаний компании-заказчика разрабатываемая финансовая модель может иметь разную степень сложности и детализации.

Естественно, что после завершения проекта бюджетирование в компании не заработает на все 100%, но в то же время закладывается прочный фундамент будущей системы бюджетирования. Если по- простому, то создается "скелет" системы бюджетирования, на который компании предстоит "нарастить мышцы". Ознакомившись с основами бюджетирования, компания-заказчик дальнейшую работу по внедрению СБ выполняет своими силами, используя разработанную финансовую модель как основу для дальнейшего развития СБ.

Основные результаты:
  • модели финансовых бюджетов (используются тестовые показатели);
  • модели функциональных бюджетов (используются тестовые показатели);
  • основные документы, регламентирующие процесс бюджетирования.

    Дополнительные возможности:
  • разработка проекта бюджета компании;
  • разработка инвестиционных проектов;
  • разработка финансовой структуры и бюджетов ЦФО;
  • разработка плана дальнейшего развития системы бюджетирования;
  • автоматизация бюджетной модели с использованием программного комплекса "ИНТЕГРАЛ".

    Постановка бюджетирования является проектом развития системы управления. Как и любой проект, его можно условно разбить на несколько этапов. Последовательность, которую мы вам предлагаем, выглядит следующим образом:

    Шаг 1. Инвентаризация и разработка форматов финансовых бюджетов.
    Шаг 2. Описание учетной политики.
    Шаг 3. Разработка функциональных бюджетов.
    Шаг 4. "Сведение" модели.
    Шаг 5. Формализация нормативов и ограничений.
    Шаг 6. Регламентация.

    Каждый шаг включает в себя определенную последовательность действий по реализации проекта. Для удобства некоторые шаги разбиваются на несколько подпунктов для более четкого понимания последовательности действий. Ниже представлено подробное описание каждого шага.

    Шаг 1. Инвентаризация и разработка форматов финансовых бюджетов

    Для начала необходимо провести полную инвентаризацию статей доходов и расходов, статей поступлений и выплат и статей активов и пассивов. Такая инвентаризация проводится для того, чтобы определить полный перечень показателей, описывающих деятельность конкретной компании.

    Такая инвентаризация проводится на основе бухгалтерской или управленческой (если таковая существует в компании) отчетности.

    В соответствии с полученным перечнем разрабатываются форматы финансовых бюджетов: БДР (Бюджет Доходов и Расходов), БДДС (Бюджет Движения Денежных Средств) и ББЛ (Бюджет по Балансовому Листу).

    финансовые бюджеты: БДР, БДДС, ББЛ

    Шаг 2. Описание учетной политики

    Учетная политика, в конечном счете, определяет правила, основываясь на которые, должны формироваться значения показателей финансово-экономических показателей бюджетов. Причем эти правила нужно знать не только при формировании фактических бюджетов, но и плановых. В зависимости от принятой учетной политики одни и те же события и решения, которые с ними связаны, будут по-разному отражаться на бюджетных показателях, и, соответственно, финансово-экономическое состояние компании будет разным.

    Поэтому в рамках данного шага проводится формализация учетной политики для целей управленческого учета в компании. Формализация подразумевает краткое описание учетной политики для целей бюджетирования.

    В принципе, управленческая учетная политика может полностью соответствовать бухгалтерской, если она устроит менеджеров компании, по крайней мере на первое время. Но все-таки, как показала практика, использование внешней учетной политики для внутренних целей оказывается малоэффективным.

    Таким образом, в процессе разработки финансовой модели нужно будет принять решение: либо оставить бухгалтерскую учетную политику, либо разработать управленческую учетную политику.

    управленческая учетная политика

    Шаг 3. Разработка функциональных бюджетов

    Используя результаты инвентаризации, а именно набор финансово-экономических показателей компании-заказчика, определяется набор функциональных бюджетов, которые разрабатываются в целях детализации статей финансовых бюджетов.

    Так же на данном этапе нужно определиться с набором статей каждого бюджета. Важно, чтобы система функциональных бюджетов охватывала всю текующую деятельность компании для того, чтобы правильно консолидировались финансовые бюджеты.

    Таким образом, главным результатом данного этапа будет система функциональных бюджетов и определенный набор статей каждого бюджета.

    Примечание. Нарезка функциональных бюджетов может быть произведена не только на основании разработанных форматов финансовых бюджетов, но и путем выделения и описания бизнес-процессов компании. По умолчанию "нарезка" функциональных бюджетов производится первым способом, но по желанию заказчика (за отдельную сумму) могут быть описаны бизнес-процессы компании. В последнем случае система бюджетов и показателей в бюджетах разрабатываются на основании описания бизнес-процессов. Это позволит не только рассчитывать бюджеты, но и получить более эффективный инструмент управления, с помощью которого можно будет влиять на итоговое финансово-экономическое состояние компании.

    функциональные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет общепроизводственных накладных затрат

    Шаг 4. "Сведение" модели

    Пожалуй, это один из самых трудоемких этапов создания финансовой модели. В ходе данного этапа необходимо правильно связать функциональные бюджеты в единую систему. При этом большинство показателей должны рассчитываться автоматически на основе данных, вводимых пользователями финансовой модели, т.е. участниками процесса бюджетирования деятельности компании.

    "Связывание" модели производится при использовании тестовых значений финансово-экономических показателей. То есть на основе пробных значений отлаживаются все взаимосвязи между показателями, чтобы в итоге правильно консолидировались финансовые бюджеты (одним из показателей правильности модели является равенство активов и пассивов в ББЛ).

    Также в ходе данного этапа производится формализация методик заполнения бюджетов компании, т.е. разрабатывается документ, описывающий алгоритмы, используемые при заполнении входных данных и консолидации бюджетов. Методики планирования - это один из самых важных документов, регламентирующих процесс бюджетирования.

    бюджет продаж, график поступлений от продаж

    Шаг 5. Формализация нормативов и ограничений

    Системы нормативов и ограничений являются очень важными элементами бюджетного управления компанией.

    Как показала практика, сразу внедрять сложную систему ограничений не стоит: лучше выбрать следующую последовательность внедрения ограничений в компании:

    последовательность внедрения системы лимитов в компании

    В рамках экспресс-консалтинга мы предлагаем формализовать существующие нормативы и ограничения и консолидировать бюджеты на основе этих нормативов и ограничений.

    Примечание. По желанию заказчика наши консультанты помогут вам разработать систему нормативов и лимитов необходимой сложности.

    нормативы, используемые при составлении бюджетов

    Шаг 6. Разработка регламента

    В рамках данного этапа разрабатывается регламент бюджетирования в компании. Базовым регламентом будет Положение о бюджетировании, которое формализует процесс бюджетирования в компании. В данном документе должны быть определены цели, участники и их функции, объекты бюджетирования, а также организационно-временной регламент бюджетирования и ответственность за исполнение регламента бюджетирования.

    состав положения о бюджетировании

    При составлении бюджетов компании в финансовую службу должны подаваться проекты бюджетов, к которым прилагаются аналитические записки с обоснованием финансово-экономических показателей. После этого в процессе утверждения бюджета компании на заседании бюджетного комитета к проекту бюджета должна прилагаться сводная аналитическая записка, в которой должны описываться основные ограничивающие факторы, а также гипотезы и предположения, использованные при составлении бюджетов компании. Формат такой сводной аналитической записки также должен быть формализован на этапе регламентации процесса бюджетирования компании.

    список предоставляемой информации при составлении бюджетов

    Также к части регламентации можно отнести разработку Положения о бюджетном комитете (наши консультанты определят целесообразность создания Положения о БК), в котором должна быть формализована процедура утверждения бюджетов и определены основные участники процесса согласования и утверждения бюджетов.

    положение о бюджетном комитете

    Резюме

    Суть экспресс-консалтинга – "наставить на путь истинный" компанию, которая решилась на внедрение бюджетирования. Наши консультанты разработают финансовую модель начального уровня. Также по желанию заказчика мы обучим ваших сотрудников основам бюджетного управления. С данными наработками процесс постановки полноценной системы бюджетирования в компании существенно упростится, т.к. "скелет" СБ для вас мы разработаем, а вам останется только совершенствовать управляемость компании, развивая бюджетирование.

    Возможно, система бюджетирования (или ее элементы) уже существует в вашей компании, но она работает неэффективно. В этом случае мы готовы провести диагностику, выявить основные проблемы и недостатки, а также предложить решение по их устранению.

    Если вас заинтересовало данное предложение, то мы вышлем вам анкету экспресс-обследования. После этого на основании информации, которую вы нам пришлете, мы предложим вам более подробный план проведения экспресс-консалтинга (со сроками и стоимостными показателями).

    Если же возникнут вопросы по проекту, то мы с радостью вам ответим. Вопросы можно направлять на e-mail: budgeting@bk.ru.

    Контактный телефон:
    (925) 453-76-68



    Заказать услугу "Экспресс-консалтинг. Создание финансовой модели и регламента системы бюджетирования начального уровня"