Помощь в постановке и автоматизации бюджетирования и управленческого учета
Поэтому я очень часто призываю всех обращаться ко мне со своими вопросами и проблемами, касающимися бюджетирования и управленческого учета. Я делаю это всеми возможными способами.
Прежде всего, на многих страницах данного сайта есть соответствующий призыв присылать мне письма с вопросами и/или с описанием проблемных ситуаций, с которыми столкнулись при постановке и автоматизации системы управленческого учета и бюджетного управления.
Также я это делаю во время проведения своих семинаров (и открытых, и корпоративных, и инетрнет). В ходе таких семинаров я не раз говорю о том, что ко мне можно обращаться с любыми вопросами, касающимися постановки и автоматизации бюджетирования и управленческого учета.
Пожалуй, настало время сделать определенные разъяснения, которые, как мне кажется, позволят повысить эффективность нашего общения и принесут больше пользы тем, кто в ней нуждается.
Недавно я пришел к выводу, что на семинарах я даю большие разъяснения по данному вопросу, чем на данном сайте, поэтому и решил исправить этот пробел.
Итак, все вопросы, которые я получаю, условно можно разбить на две большие группы: – вопросы, на которые Я МОГУ ОТВЕТИТЬ без проведения какой-то дополнительной работы; – вопросы, на которые Я НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ без проведения определенной работы. |
Во втором случае я не могу просто прислать ответ, так же как и в первом, поэтому пытаюсь сделать соответствующие разъяснения. Попробую на этой странице сделать это более подробно. Причем постараюсь помимо описания самой логики взаимодействия в таких случаях, также привести несколько практических примеров.
Начну с первого, более простого случая.
Например, один из участников нашего интернет-семинара по бюджетированию в ходе обучения задал мне несколько вопросов, относящихся к первому случаю.
Приведу здесь в качестве примера два его вопроса.
Вопрос №1. Есть ли какая-то типовая форма аналитической записки к бюджетам?
Вопрос №2. Есть ли какая-то форма служебной записки, оформляемой ответственным за расходование статей бюджетов, с ходатайством об их увеличении в процессе работы (исполнения утвержденных ранее бюджетов).
Эти вопросы были связаны с тем, что во время обучения участник интернет-семинара сталкивался с практическими проблемами, которые возникали у него в процессе бюджетирования, который уже был запущен в его компании.
Для ответов на эти вопросы мне не нужно проводить какой-то дополнительной работы, поэтому я просто подготовил на них ответы и отправил в течение дня с момента их получения.
Кстати, теперь ответы на эти вопросы можно найти на этом сайте (я решил, что данная информация может быть интересна и другим посетителям данного ресурса):
Теперь приведу пару примеров из второй ситуации, когда я не могу так вот оперативно ответить, при этом, не выполнив определенную работу.
Первый пример такой. Я получил следующее обращение.
"Хотелось бы проконсультироваться с Вами по такому вопросу. Мы составляем бюджет нашего предприятия и защищаем его в вышестоящей организации, могли бы ли Вы помочь в проверке правильности составления бюджета и написания пояснительной записки."
В данном случае для того чтобы я смог помочь мне придется выполнить определенную работу, поэтому в ответ я направил письмо такого содержания.
"Для того чтобы проверить правильность составления бюджетов необходимо изучить применяемую для этих целей финансовую модель бюджетирования.
А при изучении бюджетной модели никуда не деться от изучения регламента бюджетирования.
По хорошему нужно и финансовую структуру компании обследовать, если она конечно существует.
Для изучения финансовой модели и регламента бюджетирования придется разобраться в самой модели и регламенте, а также обязательно пообщаться с участниками процесса бюджетирования.
Для того чтобы мне оценить сроки и стоимость данной работы нужно получить ответы на некоторые вопросы.
Для начала пришлите, пожалуйста, следующие данные:
– организационную структуру вашего предприятия;
– полный перечень всех бюджетов (даже если есть какие-то вспомогательные расчеты, которые официально не называются бюджетами, но используются при составлении бюджетов, их тоже нужно включить в этот список);
– перечень регламентов бюджетирования (я не знаю у вас один документ или их несколько, поэтому на всякий случай спрашиваю про перечень)."
Затем я подготовил и направил небольшую анкету для того чтобы лучше сориентироваться в ситуации и предложить варианты дальнейшего взаимодействия.
В подобных ситуациях (когда для ответа на вопросы мне приходится выполнять определенную работу) я предлагаю различные варианты взаимодействия:
У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. В каждом конкретном случае Заказчика выбирает для себя то, что ему больше подходит.
В общем, ни один из предложенных мною вариантов не был принят. Она (главный бухгалтер производственного предприятия среднего масштаба) потом мне позвонила и сказала, что планировала просто на пару часиков подъехать, показать проекты бюджетов, и получить ответ на все свои вопросы.
Ведь очевидно, что в данном случае я ничем не смогу помочь, если не выполню конкретную работу, причем на это уйдет, мягко говоря, не "пара часов". Я ведь не волшебник. |
Третьего декабря я получил такое письмо от главного бухгалтера транспортной компании.
"Александр, добрый день! У меня возникла проблема, касательно составления бюджетирования. Дело в том, что в нашей компании (она у нас работает два года) никогда не составлялся ни БДДС ни БДР. Сейчас руководитель мне поставил задачу до 10 декабря предоставить БДДС на следующий год год. Я в панике. Не знаю с чего начинать и от чего отталкиваться.
Я сама впервые буду это делать.
Помогите, пожалуйста."
Как говорится, это просто классика. Завершается год и тут вдруг руководитель опомнился – оказывается нужно же бюджеты составлять. У нас, кстати, не мало обращений под конец года, когда просят за пару месяцев поставить бюджетирование и управленческий учет. Некоторые "оптимисты" хотят, чтобы за такой срок все это было еще и автоматизировано.
Об этом "замечательном" подходе к решению такой сложной задачи как постановка бюджетирования и управленческого учета я уже не раз писал на этом сайте, см., например:
Думаю, что для многих очевидно, почему я в таком случае направил письмо следующего содержания.
"Благодарю Вас за письмо. Я Вам искренне сочувствую.
Предлагаю зря не терять время, а прийти Вам вместе с руководителем на мои ближайшие семинары по бюджетированию и управленческому учету, которые состоятся /указал дату/ (кстати, ближайщие семинары по этой теме пройдут 16-20 декабря 2024).
Мне очень часто приходится сталкиваться с применением такого дурацкого подхода многих руководителей к постановке бюджетирования. Прошу прощения за некоторую резкость, но поверьте, многие из руководителей по-другому нужную информацию просто не воспринимают.
Можете ему показать это письмо, как есть.
Если в нем здравый смыл преобладает (надеюсь, что так оно и есть), то жду вас на своих семинарах, а если нет, то, как говорится, "врач сказал в морг – значит в морг".
Могу предложить более мягкий вариант – для начала принять Вам и руководителю участие в экспресс-семинаре "Как внедрить эффективную систему бюджетирования и управленческого учета с минимальными затратами ресурсов.
Это займет всего 2 часа, причем в нерабочее время.
Пожалуй, в данных условиях – это единственный способ, которым я Вам могу как-то реально помочь – убедить вашего руководителя как нужно ставить и решать подобные задачи.
Я себе не очень представляю, как можно помочь в решении заведомо нерешаемой задачи (если конечно, она правильно сформулирована)."
Кстати нужно отметить, что совместное участие в семинарах руководства и представителей финансово-экономического блока значительно повышает эффективность обучения. Подробнее об этом можно прочитать в этой записи моего блога "Как многократно увеличить пользу от участия в семинарах по бюджетированию и управленческому учету".
Итак, надеюсь, мне удалось дать на этой страницы необходимые разъяснения, касающиеся моих ответов на вопросы.
Я по-прежнему готово ответить на все вопросы посетителей данного сайта. Просто хочу еще раз обратить внимание, что все вопросы могут быть отнесены к одной из двух вышеупомянутых групп.
А это значит, что процедура ответа на них может принципиально отличаться: – в первом случае ответ будет направлен сразу же; – во втором случае будет направлено описание технологии получения ответа. |
Все свои вопросы вы можете отправлять мне по электронному адресу .
С наилучшими пожеланиями,
Александр Карпов, руководитель открытого проекта "Бюджетирование и управленческий учет" (bud-tech.ru)
телефон: (925) 453-76-68
электронная почта: budgeting@bk.ru