Продукты и услуги > Управленческий консалтинг > Экспресс-консалтинг > Экспресс-консалтинг по управленческому учету

Экспресс-консалтинг. Создание учетной модели и регламента системы управленческого учета начального уровня

Введение

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
На сегодняшний день не у каждой компании есть возможность заказать полноценный консалтинговый проект по постановке управленческого учета. Действительно, разработка и внедрение системы управленческого учета (УУ) – процесс довольно трудоемкий и, соответственно, недешевый. Поэтому некоторые пытаются своими силами внедрить УУ, используя книги, статьи, журналы, семинары и т.п.

Мы предлагаем более простую услугу под названием "Экспресс-консалтинг". Суть ее заключается в разработке учетной модели и регламента УУ начального уровня.

В ходе проекта по созданию учетной модели консультанты помогут вам сделать первые шаги в процессе внедрения системы управленческого учета. В зависимости от желаний компании-заказчика разрабатываемая учетная модель может иметь разную степень сложности и детализации.

Естественно, что после завершения проекта управленческий учет в компании не заработает на все 100%, но прочный фундамент будущей системы управленческого учета будет заложен. Если по- простому, то буден создан "скелет" системы управленческого учета, на который компании предстоит "нарастить мышцы". Ознакомившись с основами управленческого учета, компания-заказчик дальнейшую работу по внедрению УУ выполнит своими силами, используя разработанную учетную модель и регламент как основу для дальнейшего развития УУ.

Основные результаты:
  • классификатор управленческой отчетности;
  • форматы управленческой отчетности;
  • учетная модель (методика формирования управленческой отчетности);
  • регламент управленческого учета;
  • автоматизация учетной модели с использованием программного комплекса "ИНТЕГРАЛ": конфигурация "Управленческий учет".

    Постановка управленческого учета является проектом развития системы управления. Как и любой проект, его можно условно разбить на несколько этапов. Последовательность, которую мы вам предлагаем, выглядит следующим образом (см. Рис. 1).

    Шаг 1. Разработка классификатора управленческой отчетности
    Шаг 2. Разработка форматов управленческой отчетности
    Шаг 3. Разработка учетной модели.
    Шаг 4. Разработка регламента УУ.
    Шаг 5. Настройка учетной модели в программном комплексе "ИНТЕГРАЛ".

    Каждый шаг включает в себя определенную последовательность действий по реализации проекта. Для удобства некоторые шаги разбиваются на несколько подпунктов для более четкого понимания последовательности действий. Ниже представлено подробное описание каждого шага.

    Рис. 1. План проекта по разработке учетной модели и регламента управленческого учета начального уровня
    План проекта по разработке учетной модели и регламента управленческого учета начального уровня

    Шаг 1. Разработка классификатора управленческой отчетности

    Для начала необходимо определить полный набор управленческой отчетности, который необходим для эффективного управления компанией. Конечно же, в ходе работы над проектом классификатор отчетности может расширяться/сокращаться. Но тем не менее в самом начале нужно определиться как минимум с классификацией управленческой отчетности. То есть необходимо определить, какие типы управленческой отчетности и для каких целей нужны в каждой конкретной компании.

    В каждой группе может быть несколько управленческих отчетов. Что касается финансовых отчетов, то в каждой компании обязательно должны составляться три отчета: отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств и балансовый отчет.

    В остальных группах отчетов в каждой компании может быть свой индивидуальный набор.

    Классификатор управленческой отчетности

    Шаг 2. Разработка форматов управленческой отчетности

    После определения полного перечня управленческих отчетов необходимо для каждого их них разработать формат.

    Существуют определенные стандарты финансовых отчетов. Среди таких стандартов можно выделить, например, международные стандарты финансовой отчетности (IAS), американский стандарт GAAP и т.д.

    Несмотря на существование стандартов финансовой отчетности, которые могут быть взяты за основу, каждая компания может вводить определенные корректировки в стандартные форматы. Что касается операционных отчетов, то для них не существует стандартов, т.к. они строятся не по компании в целом, а по объектам нижнего уровня (бизнес-процессы, проекты, подразделения). Естественно, что на операционном уровне все компании различаются, поэтому для каждой компании нужно будет разрабатывать свои индивидуальные форматы операционных отчетов. Нужно обратить внимание на то, что для одной и той же компании может быть разработано несколько вариантов систем управленческого учета, каждая из которых будет включать в себя разное количество операционных отчетов, составленных с разной степенью детализации. С одной стороны, чем больше детальных отчетов, тем лучше, но, с другой стороны, тем более сложная будет система управленческого учета. Поэтому при построении первой версии системы управленческого учета не рекомендуется сразу выстраивать очень сложную систему. К тому же более сложная система потребует большего объема финансирования для поддержания ее в работоспособном состоянии.

    При разработке форматов управленческих отчетов следует учитывать возможности современных программных продуктов, которые позволяют различными способами представлять детальные отчеты. Если статьи отчета строятся на основе нескольких аналитик, то может возникнуть "раздвоение" или "растроение" форм отчетов. Например, в отчете о продажах выручка от реализации может быть представлена сразу в нескольких разрезах: продукты, каналы сбыта, филиалы. Соответственно, в отчете о продажах выручка может сначала выводиться по продуктам, затем по каналам сбыта, потом по филиалам. Или сначала по филиалам, потом по продуктам, а затем по каналам сбыта. То есть различных комбинаций построения одного и того же отчета может быть несколько. Для того чтобы иметь такую возможность различного представления информации в одном и том же отчете, необходимо применять OLAP-технологию (On-Line Analytic Processing).

    Шаг 3. Разработка учетной модели

    Данный этап состоит из трех подэтапов (см. Рис. 1):
  • разработка управленческого плана счетов;
  • разработка методики формирования управленческой отчетности;
  • разработка управленческой учетной политики.

    Разработка управленческого плана счетов

    При формировании плана счетов необходимо ориентироваться на разработанные форматы управленческой отчетности. То есть счетов и аналитик должно быть достаточно для того, чтобы отражать хозяйственные операции, а затем и формировать отчетность с требуемой степенью детализации.

    В управленческом учете можно использовать и бухгалтерский план счетов. При этом нужно помнить, что бухгалтерский план счетов с точки зрения управленческого учета, как правило, избыточен "по горизонтали" и недостаточно детализирован "по вертикали". То есть самих счетов для управленческого учета достаточно, даже больше чем нужно, а вот аналитик часто не хватает. Хотя на самом деле все зависит от того, какие отчеты нужно будет получать в системе управленческого учета.

    Разработка методики формирования управленческой отчетности

    После совершения каждой хозяйственной операции пополняется информационный массив (журнал проводок), который в систематизированной форме содержит необходимую информацию для составления фактической управленческой отчетности.

    Журнал проводок пополняется из трех основных источников:
  • информация о выполняемых бизнес-процессах;
  • информация об операциях с денежными средствами;
  • информация о предположениях (суждениях) компании в отношении некоторых хозяйственных операций.

    Для формирования управленческой отчетности необходимо сформировать соответствующие запросы к журналу проводок. Для построения некоторых отчетов (например, балансового отчета) может потребоваться построение достаточно большого количества запросов к журналу проводок. Это, естественно, будет сказываться на скорости формирования отчетов.

    Источники и типы проводок

    Разработка управленческой учетной политики

    Учетная политика, в конечном счете, определяет правила, основываясь на которые, должны формироваться значения показателей управленческих отчетов. В зависимости от принятой учетной политики одни и те же события и решения, которые с ними связаны, будут по-разному отражаться в отчетных показателях, и, соответственно, финансово-экономическое состояние компании будет разным.

    Поэтому в рамках данного мероприятия проводится формализация учетной политики для целей управленческого учета в компании. Формализация подразумевает краткое описание учетной политики для целей управленческого учета.

    В принципе, управленческая учетная политика может полностью соответствовать бухгалтерской, если она устроит менеджеров компании, по крайней мере на первое время. Но все-таки, как показала практика, использование внешней учетной политики для внутренних целей оказывается малоэффективным.

    Таким образом, в процессе разработки учетной модели нужно будет принять решение: либо оставить бухгалтерскую учетную политику, либо разработать управленческую учетную политику.

    Учетная политика

    Шаг 4. Разработка регламента УУ

    В рамках данного этапа разрабатывается регламент управленческого учета в компании. Базовым регламентом будет Положение об управленческом учете, которое формализует процесс управленческого учета в компании.

    В данном документе должны быть зафиксированы:
  • классификатор управленческой отчетности;
  • организационно-временной регламент УУ:
         - регламент сбора и ввода информации в учетную систему;
         - регламент формирования управленческой отчетности;
  • ответственность за исполнение регламента УУ:
         - ответственность за предоставление исходной информации;
         - ответственность за ввод данных;
         - ответственность за формирование отчетности;
  • глоссарий.

    Пример укрупненного организационно-временного регламента управленческого учета

    Шаг 5. Настройка учетной модели в программном комплексе "ИНТЕГРАЛ": конфигурация "Управленческий учет"

    Для того чтобы можно было посмотреть на систему управленческого учета в законченном, то есть автоматизированном виде, в рамках данного проекта предполагается настройка учетной модели в программном комплексе "ИНТЕГРАЛ": конфигурация "Управленческий учет".

    То есть все разработанные отчеты можно будет, так сказать, "вживую" посмотреть в автоматизированном виде. С этой целью можно будет осуществить импорт данных из бухгалтерской базы или осуществить пробный ввод данных за какой-то небольшой выбранный период.

    Конфигурация "Управленческий учет" позволяет специалистам по управленческому учету без помощи программистов самостоятельно настраивать управленческие отчеты. Для этого можно воспользоваться возможностями специального редактора отчетов.

    Все построенные отчеты можно просматривать с помощью иерархического многомерного КУБа (OLAP-технология).

    Резюме

    Суть экспресс-консалтинга – "наставить на путь истинный" компанию, которая решилась на внедрение управленческого учета. Наши консультанты разработают учетную модель начального уровня. Также по желанию заказчика мы обучим ваших сотрудников основам управленческого учета. С данными наработками процесс постановки полноценной системы управленческого учета в компании существенно упростится, т.к. "скелет" УУ для вас мы разработаем, а вам останется только совершенствовать управляемость компании, развивая управленческий учет.

    Возможно, система управленческого учета (или ее элементы) уже существует в вашей компании, но она работает неэффективно. В этом случае мы готовы провести диагностику, выявить основные проблемы и недостатки, а также предложить решение по их устранению.

    Если вас заинтересовало данное предложение, то мы вышлем вам анкету экспресс-обследования. После этого на основании информации, которую вы нам пришлете, мы предложим вам более подробный план проведения экспресс-консалтинга (со сроками и стоимостными показателями).

    Если же возникнут вопросы по проекту, то мы с радостью вам ответим. Вопросы можно направлять на e-mail: budgeting@bk.ru.

    Контактный телефон:
    (925) 453-76-68