Электронные курсы > Для тех, кто "спешит жить" (как оперативно усовершенствовать систему управления) > Часть 8. Разрабатка стратегии развития бизнеса и системы управления компанией

Часть 8. Разрабатка стратегии развития бизнеса и системы управления компанией

В этой части электронного курса "Для тех, кто "спешит жить" (как оперативно усовершенствовать систему управления)" будет рассмотрена технология разработки стратегии развития бизнеса и системы управления компанией.

На третьем этапе постановки системы управления (см. Рис. 6 в шестой части курса) предлагается заняться разработкой стратегического плана компании.

Начать можно с проведения стратегического анализа (см. Рис. 9).

На самом деле, к сожалению, здесь нет такой четкой линейной последовательности, которая представлена на рисунке 9. Проблема в том, что по всей этой цепочке придется пройтись как минимум два раза.
С одной стороны, когда мы начинаем с проведения стратегического анализа, все равно уже нужно иметь какие-то ориентиры по целям, иначе анализом можно заниматься бесконечно и анализировать все подряд.

С другой стороны, если начать с постановки целей, то опять-таки нужно иметь результаты анализа.

К такой зацикленности нужно относиться вполне спокойно. Как уже было отмечено, несколько итераций решат данную проблему.

После проведения стратегического анализа рекомендуется сформулировать миссию компании и стратегическую концепцию развития.

На самом деле формулирование миссии, пожалуй, один из самых сложных этапов разработки стратегического плана, но тем не менее его все равно нужно пройти.

Стратегическая концепция развития компании, по сути, детализирует миссию, определяя основные направления развития и закладывая исходные предположения в разработку стратегии.

Далее нужно переходить к разработке целей и стратегии их достижения.

На схеме эти две работы предлагается вести параллельно.

На первый взгляд может показаться, что здесь что-то не так. Ведь по логике сначала нужно определить цель, а потом уже путь, который приведет нас к этой цели.

Но на практике, порой, бывает сложно определить даже сам показатель, не то что его значение.

Поэтому некоторые компании сначала разрабатывают стратегии, то есть направления движения, а затем прикидывают, какими показателями можно было бы охарактеризовать эти направления, и переходят к формулированию целей.

Либо можно сделать так. Сначала определить стратегические цели, точнее говоря, сами стратегические показатели пока без численных значений. Их не должно быть много.

А потом перейти к формулированию стратегий.

Затем опять к целевым показателям (теперь уже более нижнего уровня), потом опять к стратегиям и т. д. В итоге может получиться сбалансированный набор целей и путей их достижения (стратегий).

Затем нужно определиться с ключевым набором задач, которые нужно реализовать для того, чтобы достичь намеченных целей.

Таких стратегических задач должно быть немного, иначе компания просто не сможет их реализовать и не выполнит свой стратегический план.

Рис.9 Схема реализации Этапа 3. Учимся определять направления развития

Схема реализации Этапа 3. Учимся определять направления развития

Как правило, стратегические задачи реализуются как проекты развития. Для этого необходимо определить четкие цели и результаты проектов развития, проектную команду, план мероприятий и обязательно — бюджеты проектов.
После того как стратегический план будет сверстан, его нужно будет еще раз согласовать.

Следует отметить, что согласованный стратегический план гораздо важнее, чем пусть даже идеальный, но не согласованный.

Ведь главное, не просто разработать стратегический план, а еще и реализовать его.
Заниматься этим будут сотрудники компании, поэтому стратегический план должен быть согласован с ними.

Также стратегический план, естественно, обязательно должен быть согласован с собственниками компании. Они, собственно говоря, и должны его утверждать.


Подробнее о системе стратегического управления можно прочитать в книге "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса"

Примеры результатов стратегического анализа и стратегического планирования, а также регламентов стратегического управления можно найти в методике "Стратегическое управление предприятием"

Примечание: более подробно технология разработки стратегии компании рассматривается на семинаре-практикуме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса", который проводит Александр Карпов.


Последнее напутствие

В завершении нужно сказать о том, что представленный выше план действий является вполне реализуемым. На самом деле здесь нет ничего сложного, и любая компании, при желании, может реализовать данный план действий по созданию эффективной системы управления.

Еще есть время, чтобы настроиться и, собрав волю в кулак, перейти к решительным действиям по построению эффективной системы управления. Для тех, кто уж очень "спешит жить", все три предложенных начальных этапа построения системы управления можно попытаться реализовать параллельно.

Но нужно понимать, что при этом нагрузка на сотрудников компании резко возрастет. Может получиться ситуация, когда сразу взялись за все и в итоге ничего не сделали. Поэтому нужно уметь рассчитывать свои силы, то есть опять-таки приходим к тому, что сначала, как ни крути, нужно научиться считать.



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данному курсу Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Ответы на Ваши вопросы будут направлены в течение нескольких дней с момента получения.

Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Электронные курсы по бюджетированию и управленческому учету".


Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта