Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по бюджетированию и управленческому учету можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Самые привлекательные предложения для соискателей
Крупному динамично развивающемуся многопрофильному холдингу требуются: финансовый директор (от 500 тыс. руб.), начальник ПЭО (от 300 тыс. руб.), экономист (от 220 тыс. руб.).
Электронные курсы > Что может помочь при внедрении бюджетирования и управленческого учета > Часть 4. Семинары-практикумы. Открытые семинары-практикумы

Часть 4. Семинары-практикумы. Открытые семинары-практикумы

В этой части электронного курса "Что может помочь при внедрении бюджетирования и управленческого учета" речь пойдет о семинарах-практикумах и в частности об открытых семинара-практикумах, обучение на которых может помочь при постановке бюджетирования и управленческого учета.


Основная причина длительной реализации проектов по постановке и автоматизации бюджетирования и управленческого учета – сложность быстрого изменения людей.

Для того чтобы ускорить реализацию проектов, необходимо проводить обучение участников процесса бюджетирования и управленческого учета.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Кстати, обучение рекомендуется проводить еще и до проекта.

По крайней мере такое обучение желательно пройти будущему руководителю проекта и членам временной рабочей группы по постановке бюджетирования и управленческого учета.

К сожалению, в большинстве компаний очень мало внимания уделяется обучению сотрудников. Либо это обучение может носить бессистемный, хаотичный характер в том смысле, что в компании может отсутствовать какая-то четкая стратегия обучения сотрудников.

Данная стратегия должна формироваться с учетом приоритетов в развитии трудовых ресурсов компании. А если нет самой стратегии, то о каком системном подходе к обучению может идти речь?

Поэтому достаточно часто, особенно в крупных компаниях, просто выполняется план по обучению. Вот нужно за этот год отправить на курсы столько-то человек, чтобы освоить бюджет на обучение, и служба персонала старательно ищет, куда бы и кого направить поучиться.

Нужно отметить, что с началом кризиса многие предприятия стали абсолютно бездумно резать бюджеты на обучение. То есть раньше они их, особо не задумываясь, осваивали, а теперь, действуя по той же стратегии, режут все подряд.

Может быть с точки зрения краткосрочной перспективы такое прямолинейное секвестирование бюджета и имеет какой-то смысл (хотя это тоже сомнительно), но однозначно можно сказать, что подобная "экономия" на персонале будет иметь только негативные последствия.

Естественно речь не идет о том, что нужно тратить деньги на обучение, посылая своих сотрудников на все курсы подряд.

В компании должна быть четкая стратегия развития системы управления и сотрудников, как одной из важнейших компонент этой самой системы.

Но поскольку такой стратегии часто нет, то большинство компаний, как говориться, бросает из одной крайности в другую: то посылают сотрудников почти на все подряд курсы, то вообще запрещают всем проходить обучение.

Никакой практической пользы для компаний, придерживающихся такого подхода, нет ни в одном, ни в другом случае. Любое обучение должно проходить системно. Только в таком случае обучение может принести реальную пользу для компании.

Окрытые семинары-практикумы

Наиболее популярной формой обучения является проведение открытых семинаров-практикумов, в которых принимают участие представители разных компаний. Это позволяет не только получить все необходимые знания от лектора, но и пообщаться со своими коллегами из других компаний.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайшие семинары по управленческому учету и бюджетированию состоятся 9-13 ноября 2020 г.
Открытые семинары-практикумы предусматривают участие представителей разных компаний. Как показала практика, на открытые семинары приезжают либо представители тех компаний, которые только собираются внедрять бюджетирование и управленческий учет, либо те, кто уже практически внедрил эту систему.

В первом случае можно сказать, что "ездят на разведку", чтобы как-то подготовиться к предстоящей работе по постановке бюджетирования и управленческого учета, а во втором – посмотреть, "что в мире нового", чтобы убедиться в том, что все сделали правильно, или, наоборот, понять, что необходимо улучшить в действующей системе бюджетирования и управленческого учета.

Нужно отметить, что, как правило, открытые семинары по бюджетированию и управленческому учету посещают топ-менеджеры только небольших компаний.

Руководители средних или тем более крупных компаний если и принимают участие в обучении, то чаще всего это происходит в формате корпоративного семинара. На самом деле не так важна форма участия, как результат.

К сожалению, даже если проводится корпоративный семинар на территории Заказчика, то и в этом случае топ-менеджеры редкие "гости" на таком мероприятии.

В открытых семинарах, как правило, принимает участие один или несколько сотрудников, что позволяет компании продолжать выполнять соответствующие функции силами тех сотрудников, которые остаются в компании на период обучения.

Правда, если компания небольшая, то получается, что сотрудник, направленный на обучение, практически полностью выпадает из рабочего процесса.

Минусом открытых семинаров является то, что обучение проходит только один или несколько сотрудников, а большая часть остается за рамками семинара. Хотя в некоторых компаниях принят такой регламент обучения.

Если сотрудник направляется на какой-то семинар, то после завершения он обязан провести презентацию для всех заинтересованных лиц. На такой презентации нужно рассказать о самых основных моментах, на которые необходимо обратить внимание.

Итогом таких презентаций должно быть принятие решения об использовании новых полученных знаний. То есть обсуждаются практические вопросы применения новых для компании методик и технологий.

Хотя в некоторых случаях, когда в компании уже действует определенная система бюджетирования и управленческого учета, итогом проведения таких презентаций могут быть выводы о том, насколько эффективно работает существующая система бюджетного управления и управленческого учета.

Поэтому после презентации могут быть приняты решения о корректировке действующей системы бюджетирования и управленческого учета.

Несомненным плюсом открытых семинаров является возможность пообщаться со своими коллегами из других компаний. Ведь при проведении открытых семинаров участвуют компании, в которых в разной степени развита система бюджетирования и управленческого учета.

Какие-то проблемы удалось решить, а что-то еще требует доработки. Поэтому, общаясь со своими коллегами, можно почерпнуть кое-что интересное из того, что можно было бы применить и для своей компании.

Одна из самых распространенных ошибок (неправильная постановка задачи) приводит к заблуждению не только при выборе методик и программных продуктов, но и при определении стратегии обучения сотрудников компании.

Частенько директора, которые отправляют своих сотрудников на обучение, рассуждают примерно так: "Вот мои сотрудники сейчас съездят на семинар, потом вернутся, и через пару недель (или месяцев) будет у нас бюджетирование и управленческий учет".

Естественно, что такого чуда произойти не может. Нужно четко представлять себе реальные возможности подобного рода обучения. Да, несомненно, есть польза от открытых семинаров, и она заключается в подготовке отдельных специалистов компании. Но семинар – это не консалтинговый проект.

Действительно, обученные специалисты могут более эффективно реализовать проект по постановке бюджетирования и управленческого учета, но это займет немало времени. То есть прохождение обучения на открытых семинарах позволит компании сэкономить время на внедрении бюджетирования и управленческого учета, поскольку сотрудники компании будут знать, что делать и как.

Но все равно руководство компании должно четко понимать, что проект не может занимать пару недель или месяцев, даже если всех сотрудников компании отправить на открытый семинар или заказать проведение корпоративного семинара.

При выборе конкретного семинара, который вы (или сотрудники вашей компании) планируете посетить, нужно помнить, что самым важным критерием выбора должен быть лектор, который проводит семинар. Точнее говоря, его практический опыт и опыт проведения семинаров.

Наверное, не нужно объяснять, что это две совершенно разные позиции. Сам лектор может обладать глубокими знаниями по теме семинара, но если он не умеет просто и понятно рассказывать, то пользы от семинара будет мало. Ведь вы же едете обучаться, а не приглашаете лектора для выполнения какой-то экспертной работы.

И наоборот, есть люди, которые умеют очень хорошо рассказывать, но проблема в том, что они могут не достаточно хорошо разбираться в содержании семинара. Поэтому при выборе лектора нужно обращать внимание и на его практический опыт внедрения системы бюджетирования и управленческого учета, и на опыт проведения семинаров.

Кстати, с выбором семинара могут быть проблемы, когда эту работу выполняют формально. Например, в некоторых компаниях чуть ли ни основным критерием считают наличие у компании, занимающейся организацией семинаров, лицензии на обучение. Но данный вид деятельности не требует лицензирования. Это же не аудит.

Лицензию обычно получают для того, чтобы освободиться от НДС. А ведь простейшая цепочка рассуждений показывает, что наличие лицензии, с неформальной точки зрения, может ничего не значить.

Не секрет, что сейчас многие лекторы читают свои семинары от разных компаний. Так вот, если один и тот же лектор проводит семинар от двух компаний, то при этом может возникнуть следующая ситуация. Первая из них десять лет работает на рынке, у нее все стены лицензиями и сертификатами обклеены. Вторая – открылась месяц назад. Лектор – один и тот же, проводит один и тот же семинар. В чем разница для слушателя?

С точки зрения содержательной ценности – никакой, а с точки зрения цены – если вы обратитесь в первую компанию, то можете заплатить на несколько десятков процентов больше. Так за что вы платите? За обучение или за бумажку под названием "лицензия"?

Еще одним критерием, который можно использовать при выборе конкретного семинара, является то, как проходит семинар и какие дополнительные возможности предоставляются участникам семинара.

В частности, например, на наших семинарах, помимо рассказа о методиках бюджетирования и управленческого учета и примеров реализации этой системы в других компаниях, участники семинара сразу же пытаются применить полученные знания к своей компании.

Конкретно это выражается в том, что участники в ходе семинара готовятся к проекту по постановке/реструктуризации системы бюджетирования и управленческого учета, формируя документ под названием "Концепция бюджетирования и управленческого учета".

Очевидно, что за несколько дней, в течение которых проходит семинар, невозможно качественно подготовить такой документ. Поэтому все участники семинара имеют возможность в течение месяца бесплатно консультироваться по доработке концепции бюджетирования и управленческого учета. То есть семинар такого типа имеет ярко выраженную практическую направленность.

Такая модель проведения семинара и последующая поддержка позволяет генеральным директорам проконтролировать эффективность обучения сотрудников компании, направленных на семинар. Ведь при этом топ-менеджеры компании видят пусть даже не очень большой, но реальный результат.

К сожалению, нужно отметить, что не редки случаи, когда обучение на открытых семинарах не дает вообще никакой практической пользы, в том числе и потому, что нет какого-то четкого регламента обучения.

То есть, например, генеральный директор направляет своего сотрудника(ов) на семинар (или они сами проявляют инициативу), а после завершения семинара ничего не происходит.

Участники семинара даже перед генеральным директором не отчитываются и не устраивают никаких внутрикорпоративных презентаций основных результатов семинара, которые можно было бы использовать на практике.

Когда наша команда консультантов выполняла консалтинговый проект по постановке бюджетирования в одной компании, то финансовый директор рассказывала, что еще полгода назад сотрудницу их компании направляли на открытый семинар по бюджетированию в Москву на целую неделю.

Мы поинтересовались, каковы были результаты, какие материалы с собой привезла участница семинара. В ответ услышали, что она привезла только книгу ведущего семинар. Для нас было странно услышать такой ответ, ведь семинар проходил целую неделю.

Наверняка участникам раздавались методические материалы на бумажных или электронных носителях. В любом случае финансовому директору нужно было бы проявить гораздо больше интереса к такому событию.

Как оказалось, генеральный директор вообще об этом не знал или забыл. Естественно, что такая стратегия обучения не даст никаких положительных результатов для компании.

Есть еще один важный фактор, который нужно учитывать при выборе семинара, - отзывы о проведенных семинарах-практикумах.

Сейчас на многих сайтах есть отзывы участников прошедних семинаров. Причем для удобства отзывы могут быть структурированы по регионам и по отраслям. То есть можно посмотреть отзывы участников, работающих в определенных регионах или отраслях.

Если отзывов нет, то либо в компании, проводящей семинары, маркетинговая функцция не налажена, либо семинар настолько плохой, что не удалось собрать ни одного положительного отзыва, либо семинар новый, т.е. не обкатанный.

Наличие положительных отзывов конечно же ничего не гарантирует, но кто мешает связаться с участниками прошедних семинаров. Даже если не указаны имена, то наверняка указаны названия компаний и должности. По названию компании можно найти телефоны (в поисковой системе), а уж по телефонам связаться с кем нужно.

Только при этом нужно учесть один момент: тот кто участвовал в семинаре может уже не работать в той компании. Ведь он мог принимать участие несколько лет назад, особенно если семинар проводится уже не один год.


Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что участие в открытых семинарах может быть достаточно эффективным инструментом обучения сотрудников компании.

Но для этого необходимо соответствующим образом организовать работу по выбору семинаров и последующему контролю пройденного сотрудниками обучения.


Расписание открытых семинаров-практикумов





Если у Вас возникли какие-то вопросы по данному курсу Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Ответы на Ваши вопросы будут направлены в течение нескольких дней с момента получения.

Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Электронные курсы по бюджетированию и управленческому учету".


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 3 =