Электронные курсы > Что может помочь при внедрении бюджетирования и управленческого учета > Часть 5. Корпоративные семинары-практикумы и интернет-семинары

Часть 5. Корпоративные семинары-практикумы и интернет-семинары

В этой части электронного курса "Что может помочь при внедрении бюджетирования и управленческого учета" речь пойдет о корпоративных семинарах-практикумах и интернет-семинарах, обучение на которых может помочь при постановке бюджетирования и управленческого учета.

Корпоративные семинары-практикумы


Корпоративные семинары-практикумы выгодно отличаются от открытых тем, что позволяют за фиксированную сумму (без учета стоимости раздаточных материалов) обучать большое количество сотрудников компании, а также более глубоко погружаться в проблемы компании в ходе обучения.

Кроме того, в ходе корпоративных семинаров можно устраивать обсуждение текущей ситуации. При этом такое обсуждение будет отличаться от обычного совещания тем, что оно ведется профессиональным специалистом, незаинтересованным в проталкивании мнения какого-то конкретного сотрудника или отдела компании.

Если рассмотреть основные причины, по которым заказывают корпоративные семинары, то они во многом похожи на те, которые влияют на принятие решения о направлении некоторых сотрудников на открытые семинары.

Правда, в нашей практике были и такие случаи, когда корпоративный семинар заказывали в ходе реализации проекта по постановке и автоматизации бюджетирования, выполняемого собственным силами без привлечения консультантов.

В таких случаях финансовые директора объясняли подобное решение тем, что требуется повысить знания сразу большому количеству сотрудников, поэтому гораздо выгоднее заказать корпоративное обучение.

Кроме того, формат проведения корпоративных семинаров позволяет сразу же проводить обсуждения и оценивать, как получаемые знания можно применить для компании.

При организации корпоративных семинаров очень важно обратить внимание на одно существенное отличие по сравнению с открытыми семинарами.

На открытые семинары сотрудники компании, как правило, идут по собственному желанию. Порой им приходится долго упрашивать руководство компании, чтобы их отпустили на семинар. В случае же корпоративного семинара большинство сотрудников компании идут на обучение, так сказать, в добровольно-принудительном порядке.

Поэтому очень важно для успешного проведения корпоративного семинара, чтобы в нем принимали участие топ-менеджеры компании. В противном случае люди будут просто "досиживать", не принимая никакого активного участия в семинаре.

Когда мы проводили корпоративный семинар в одной достаточно крупной компании (лидере в своей отрасли), то как раз получилась именно такая ситуация. Перед тем как заказать корпоративный семинар, финансовый директор и начальник ПЭО этой компании сначала были у нас на открытом семинаре, а затем им удалось уговорить руководство, чтобы провели и корпоративный семинар в их компании.

Поначалу у нас сложилось впечатление, что компания достаточно серьезно готовится к данному мероприятию. Исполнительный директор пригласил нас за несколько дней до семинара на встречу, чтобы обсудить основные моменты, на которые нужно будет обратить внимание на семинаре.

Кроме того, чтобы не отвлекаться на текущие дела, для проведения семинара специально были выбраны выходные дни. Поэтому у нас сложилось мнение, что в данном случае все будет хорошо, потому что основной Заказчик работы проявляет большую заинтересованность.

Но потом произошло следующее. Примерно через полчаса после начала семинара исполнительному директору позвонили на мобильник. Он встал и сказал, что ему нужно отлучиться минут на сорок. Но он так и не вернулся на семинар.

Естественно, что большинство участников семинара расценило этот шаг так, что на самом деле данный семинар и система бюджетирования и управленческого учета для руководства компании не имеют большого значения.

Поэтому, естественно, семинар прошел крайне неэффективно для этой компании. Правда, не смотря на это, данная компания через год пригласила нас для проведения корпоративного семинары для руководителей и специалистов финансовых служб филиалов, которых было около сорока. Этот семинар прошел уже гораздо более эффективно.

Кстати, справедливости ради нужно отметить, что корпоративный семинар по бюджетированию и управленческому учету может пройти достаточно эффективно и без топ-мнеджеров. Когда мы проводили семинар на крупном металлургическом комбинате, было примерно 40 участников, и всем им было достаточно интересно.

Основной причиной интереса было то, что все они были сотрудниками финансово-экономических подразделений. То есть изначально ставилась задача провести корпоративный семинар именно для сотрудников финансово-экономических подразделений.

А в такой ситуации, действительно, не требуется участия топ-менеджеров, поскольку семинар проводился именно для заинтересованных лиц (для финансово-экономической службы). Но если участниками корпоративного семинара являются не только представители финансовой службы, а также и сотрудники других подразделений, то присутствие на семинаре топ-менеджеров, в том числе генерального директора, является обязательным.

При выборе конкретного корпоративного семинара нужно придерживаться тех же правил, что и в случае с открытыми семинарами. То есть в первую очередь нужно ориентироваться на практический опыт лектора по постановке бюджетирования и управленческого учета, а также на опыт проведения семинаров.

Когда нас приглашают для проведения корпоративного семинара, мы обычно стараемся выяснить, кто конкретно в компании был инициатором такого обращения. Это нужно для двух целей: чтобы оценить эффективность различных каналов продвижения и чтобы понять, кто же в компании является заинтересованным лицом, то есть с кем нужно согласовать план проведения семинара.

Как это ни странно, но иногда приходится сталкиваться с такой ситуацией, что мы не можем найти ответа на этот вопрос. Когда проводили семинар в одном достаточно крупном холдинге (занимает второе место в своей отрасли), то наши попытки найти инициатора привели к замкнутому кругу.

Финансово-экономический блок кивал на службу персонала, а те – наоборот. Этот пример показывает, что на самом деле данный семинар, можно сказать, возник спонтанно, и как именно осуществлялся выбор лектора – непонятно.

Нужно обратить внимание на одну очень распространенную ошибку, которую допускают при организации корпоративного семинара в компании. Данная ошибка опять-таки связана с неправильной постановкой задачи.


Почему-то достаточно часто путают проведение корпоративного семинара с презентацией результатов выполненного консалтингового проекта..

То есть считается, что лектор, проводящий семинар, уже очень подробно знает компанию, он провел анализ ее деятельности, разработал проект будущей системы бюджетирования и управленческого учета и в ходе семинара презентует полученные результаты. Но ведь чудес не бывает.

Нужно четко осознавать, какую услугу вы заказываете и что в рамках данной услуги можно получить. Поэтому при заказе корпоративного семинара нужно иметь в виду, что возможны различные модели его проведения.

В рамках так называемой базовой модели проводится курс по уже разработанной программе. Конечно же, в ходе корпоративного семинара обсуждаются проблемы конкретной компании, но тем не менее в данном случае нельзя сказать, что семинар разработан непосредственно под компанию.

Если же выбрать вариант специализированной модели, то в этом случае, действительно, перед проведением семинара разрабатывается специализированный курс для конкретной компании.

Только нужно понимать, что подготовка к проведению корпоративного семинара по специализированной модели займет больше времени, т.к. нужно будет провести экспресс-обследование компании и разработать специальный курс. Кроме того, такой вариант будет дороже стоить.

Интернет-семинары

Интернет-семинары – это одна из возможных моделей проведения дистанционного обучения.

Несомненным преимуществом интернет-обучения является то, что оно не требует жесткой привязки к датам проведения, как в случае с открытыми или корпоративными семинарами. Кроме того, в ходе интернет-обучения можно более глубоко погрузиться в тему.

Конечно же, для более эффективного обучения в рамках интернет-семинара предполагается практическая работа, связанная с компанией, в которой работает участник семинара.

Следует отметить, что, обучаясь в интернет-семинаре, участник не только знакомится с методиками, но в то же время выполняет ряд практических заданий.

То есть участникам интернет-семинара приходится отвечать на вопросы, самим задавать вопросы, находить решения в предлагаемых практических ситуациях (кейсах), собирать информацию для анализа действующей системы бюджетирования и управленческого учета (или ее элементов), а также формировать проект Концепции новой системы бюджетирования и управленческого учета.

Существует определенная система оценки каждого участника интернет-семинара. Кстати, оценки, выставляемые участникам интернет-семинара, руководство компании может использовать для того, чтобы понять, насколько хорошо подготовлены его сотрудники к выполнению своих функций в процессе бюджетирования и управленческого учета.

Следует отметить, что оценки выставляются не только за правильные ответы, но и за четкое соблюдение графика обучения. Ведь для эффективной работы системы бюджетирования и управленческого учета сотрудники финансово-экономической службы должны быть не только хорошими методологами, но и менеджерами.

Поэтому если участник семинара будет получать плохие оценки именно за ответы, значит, ему необходимо повысить уровень своих знаний, а если за срывы сроков отправки заданий – значит, ему необходимо подтянуть уровень организации. То есть по результатам интернет-семинара можно делать выводы о том, какова должна быть дальнейшая стратегия обучения сотрудников.

Ведь если они график обучения не смогли выполнить, то и в процессе бюджетирования и управленческого учета не смогут обеспечить выполнения графика подачи документов и подготовки бюджетов.

Только теперь за срывы сроков им не будут выставляться плохие оценки. Теперь им будут начисляться штрафы в соответствии с Положением о бюджетировании и Положением об управленческом учете.

Желательно чтобы интернет-семинары помимо методических материалов также поддерживались книгами. В таком случае обучение будет проходить наиболее эффективно.

Например, наш интернет-семинар по бюджетированию содержит восемь заданий по основным разделам системы бюджетного управления. Названия разделов (и заданий) полностью соответствуют названиям серии "100% практического бюджетирования".

А интернет-семинар по управленческому учету содержит семь заданий по основным разделам системы управленческого учета. Названия разделов (и заданий) полностью соответствуют названиям разделов книги "Постановка и автоматизация управленческого учета".

При этом есть несколько типов заданий с разным уровнем сложности. Часть заданий связана с тематикой бюджетирования и управленческого учета без привязки к конкретной компании, а некоторые задания непосредственно связаны с постановкой бюджетирования и управленческого учета в компании, сотрудник которой проходит интернет-обучение.

Помимо заданий, участникам интернет-семинара, естественно, предоставляются необходимые методические материалы. Кроме того, при прохождении интернет-обучения участникам рекомендуется знакомиться с соответствующими главами книг из серии "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета".

Поэтому интернет-семинары являются, по сути дела, более интенсивным и углубленным курсом по сравнению, например, с открытыми семинарами. Все методические материалы и задания отправляются участникам по электронной почте.


Помимо классических интернет-семинаров существуют экспресс интернет-семинары, которые в большей степени нацелены на самообразование и саморазвитие частных лиц, а не компаний. Стоимость такого варианта обучения вполне доступна для большинства специалистов.



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данному курсу Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Ответы на Ваши вопросы будут направлены в течение нескольких дней с момента получения.

Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Электронные курсы по бюджетированию и управленческому учету".


Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

59 + = 60