Часть 2. Проект по созданию финансовой модели бюджетирования
Описание проекта по созданию финансовой модели на примере производственной компании
Действительно, разработка и внедрение системы бюджетирования – процесс довольно трудоемкий, и, соответственно, недешевый.
По этой причине некоторые пытаются своими силами внедрить систему бюджетирования, используя теорию из книг, статей, журналов, лекций и т.п.
Поэтому в последнее время многие консалтинговые компании предлагают более простую услугу, которая заключается в разработке упрощенной финансовой модели.
Разработать ее, естественно, проще, чем внедрить бюджетирование, соответственно такая услуга доступна уже более широкому кругу компаний.
|
В зависимости от финансовых возможностей компаний разрабатываемые финансовые модели имеют разную степень сложности и детализации. Как правило, такие проекты заключаются в разработке упрощенной версии финансовой модели и документов, регламентирующих процесс бюджетирования.
Естественно, что после завершения проекта бюджетирование в компании не заработает на все 100%, но в то же время закладывается прочный фундамент будущей системы бюджетирования. Если по-простому, то создается "скелет" системы бюджетирования, на который компании предстоит нарастить мышцы.
Первая версия финансовой модели создается не очень подробной и детализированной, но все же рабочей и готовой к исполнению своих служебных обязанностей. Остальные шаги по внедрению системы бюджетирования компании выполняют своими силами, используя разработанную финансовую модель как основу для дальнейшего развития системы бюджетирования.
В данном электронном курсе будет описан один из таких проектов по созданию финансовой модели: ключевые моменты создания финансовой модели, а также некоторые проблемы, с которыми столкнулись консультанты в ходе проекта.
"Ключевые", потому что если описывать в деталях весь процесс создания финансовой модели, то на написание этого электронного курса уйдет несколько месяцев и кто знает, может это уже будет не курс, а целая книга.
Ближе к делу
В частности, в компании был составлен подробный план проекта по внедрению системы бюджетирования и даже написаны проекты положений. От консультантов требовалось разработать финансовую модель и "запустить" процесс бюджетирования компании-заказчика.
Выше отмечалось, что финансовая модель – это совокупность методик планирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджетов. Соответственно, финансовая модель бюджетирования содержит модели планирования, модели учета, модели анализа и контроля бюджетов.
Так как финансовая модель создавалась практически с нуля, для начала было принято решение создать упрощенную версию. Она должна была содержать положения, регламентирующие процесс бюджетирования, работающую модель планирования и подробные описания методики планирования и управленческой учетной политики.
В качестве положений, регламентирующих процесс бюджетирования, выделили положение о бюджетировании (регламентирующее процесс бюджетирования) и положение о бюджетном комитете (регламентирующее работу коллегиального органа, состоящего из руководителей компании, который создается для контроля процесса бюджетирования).
Для простоты, в первой версии финансовой модели решили отказаться от описания финансовой структуры компании и, соответственно, создания бюджетов ЦФО.
Модель планирования решили для начала сделать не очень подробной, но максимально понятной и всеобъемлющей.
В качестве требований к модели планирования были выдвинуты:
Методика планирования статей бюджетов должна была содержать подробное описание того, как планируются статьи всех бюджетов компании, а также нормативы и ограничения, используемые при планировании.
Описание методик решили оформить в виде таблицы со следующими графами: название статьи (перечисление всех статей всех бюджетов), методика планирования статьи (подробное описание методики планирования) и ответственный (должность человека отвечающего за заполнение показателей каждой статьи).
Управленческая учетная политика должна была подробно описывать принципы признания доходов и расходов (элементы бюджета доходов и расходов), а также активов и пассивов (элементы бюджета по балансовому листу).
Таким образом должна была получиться целостная (хоть и не очень детальная) финансовая модель компании, которую уже можно было бы реально использовать в процессе бюджетирования деятельности компании, а в дальнейшем детализировать и совершенствовать.
Процесс создания финансовой модели
Соответственно, для начала необходимо провести полную инвентаризацию статей доходов и расходов, статей поступлений и выплат и статей активов и пассивов. |
В данном примере детальные статьи, включенные в состав финансовых бюджетов, стоились на основе бухгалтерской отчетности, а форматы финансовых бюджетов строились на основе МСФО.
Бюджет доходов и расходов должен содержать информацию обо всех доходах и расходах компании.
В результате должна рассчитываться прибыль до и после вычета налога на прибыль. По сути дела, БДР определяет доходную часть и структуру расходов, которые должны обеспечить данный доход (см. Табл. 1).
Статьи бюджета |
Выручка (нетто) от реализации продукции |
Себестоимость реализованной продукции |
Коммерческие расходы |
Административно-управленческие расходы (без %) |
Прибыль (убыток) от реализации |
Проценты к получению |
Проценты к уплате |
Доходы от участия в др. организациях |
Прибыль (убыток) отчетного периода |
Налог на прибыль |
Дивиденды |
Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода |
Нераспределенная прибыль (убыток) от начала года |
Бюджетирование движения денежных средств предназначено, в первую очередь, для управления ликвидностью и платежеспособностью компании.
Поэтому бюджет движения денежных средств (БДДС) должен содержать информацию о поступлениях и выплатах денежных средств, которые традиционно разделяются на три составляющие: поступления и выплаты от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (см. Табл.2).
Статьи бюджета |
||
Остаток денежных средств на начало периода |
||
Поступления денежных средств |
||
|
Поступления от основной деятельности |
|
|
|
Выручка от реализации продукции в т. ч.: |
|
|
Авансы, полученные от покупателей и заказчиков |
|
Поступления от инвестиционной деятельности |
|
|
|
Поступления от продажи основных средств |
|
|
Возврат долгосрочных инвестиций |
|
|
Прочие поступления от инвестиционной деятельности |
|
Поступления от финансовой деятельности |
|
|
|
Возврат краткосрочных инвестиций |
|
|
Получение краткосрочных кредитов и займов |
|
|
Размещение дополнительных акций |
|
|
Прочие поступления |
Выплаты денежных средств |
||
|
Выплаты по основной деятельности |
|
|
|
Закупка материалов |
|
|
Заработная плата |
|
|
Налоги |
|
|
Аренда |
|
|
Электричество |
|
|
Командировочные расходы |
|
|
Транспортные расходы |
|
|
Реклама и продвижение товара |
|
|
Маркетинг |
|
|
Содержание и ремонт произв. оборудования |
|
|
АУЗ |
|
|
Выплата процентов за кредит |
|
|
Прочие выплаты |
|
Выплаты по инвестиционной деятельности |
|
|
|
Приобретение основных средств |
|
|
Приобретение нематериальных активов |
|
|
Долгосрочные финансовые вложения |
|
|
Прочие выплаты по инвестиционной деятельности |
|
Выплаты от финансовой деятельности |
|
|
|
Погашение кредитов и займов |
|
|
Краткосрочные финансовые вложения |
|
|
Выплата дивидендов |
|
|
Прочие выплаты |
Финансовый поток |
||
|
по основной деятельности |
|
|
по инвестиционной деятельности |
|
|
по финансовой деятельности |
|
Остаток денежных средств на конец периода |
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данному курсу Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Ответы на Ваши вопросы будут направлены в течение нескольких дней с момента получения. Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Электронные курсы по бюджетированию и управленческому учету". |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.