Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по бюджетированию и управленческому учету можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Самые привлекательные предложения для соискателей
Крупному динамично развивающемуся многопрофильному холдингу требуются: финансовый директор (от 500 тыс. руб.), начальник ПЭО (от 300 тыс. руб.), экономист (от 220 тыс. руб.).
Электронные курсы > Технология разработки финансовой модели и составления бюджетов > Часть 2. Проект по созданию финансовой модели бюджетирования

Часть 2. Проект по созданию финансовой модели бюджетирования

В этой части электронного курса "Технология разработки финансовой модели и составления бюджетов" речь пойдет о проекте по созданию финансовой модели бюджетирования.

Описание проекта по созданию финансовой модели на примере производственной компании

На сегодняшний день не у каждой компании есть возможность заказать полноценный консалтинговый проект по постановке бюджетирования.

Действительно, разработка и внедрение системы бюджетирования – процесс довольно трудоемкий, и, соответственно, недешевый.

По этой причине некоторые пытаются своими силами внедрить систему бюджетирования, используя теорию из книг, статей, журналов, лекций и т.п.

Поэтому в последнее время многие консалтинговые компании предлагают более простую услугу, которая заключается в разработке упрощенной финансовой модели.

Разработать ее, естественно, проще, чем внедрить бюджетирование, соответственно такая услуга доступна уже более широкому кругу компаний.


Подробнее с различными возможностями, которые можно использовать при постановке бюджетирования, можно ознакомиться, изучив электронный курс "Что может помочь при внедрении бюджетирования и управленческого учета"

В ходе проектов по созданию финансовой модели консультанты помогают компаниям сделать первые шаги в процессе разработки и внедрения системы бюджетного управления.

В зависимости от финансовых возможностей компаний разрабатываемые финансовые модели имеют разную степень сложности и детализации. Как правило, такие проекты заключаются в разработке упрощенной версии финансовой модели и документов, регламентирующих процесс бюджетирования.

Естественно, что после завершения проекта бюджетирование в компании не заработает на все 100%, но в то же время закладывается прочный фундамент будущей системы бюджетирования. Если по-простому, то создается "скелет" системы бюджетирования, на который компании предстоит нарастить мышцы.

Первая версия финансовой модели создается не очень подробной и детализированной, но все же рабочей и готовой к исполнению своих служебных обязанностей. Остальные шаги по внедрению системы бюджетирования компании выполняют своими силами, используя разработанную финансовую модель как основу для дальнейшего развития системы бюджетирования.

В данном электронном курсе будет описан один из таких проектов по созданию финансовой модели: ключевые моменты создания финансовой модели, а также некоторые проблемы, с которыми столкнулись консультанты в ходе проекта.

"Ключевые", потому что если описывать в деталях весь процесс создания финансовой модели, то на написание этого электронного курса уйдет несколько месяцев и кто знает, может это уже будет не курс, а целая книга.

Ближе к делу

Сотрудники обратившейся компании уже имели представление о том, что такое бюджетирование, мало того, у них имелись некоторые наработки, облегчившие работу консультантам по созданию финансовой модели.

В частности, в компании был составлен подробный план проекта по внедрению системы бюджетирования и даже написаны проекты положений. От консультантов требовалось разработать финансовую модель и "запустить" процесс бюджетирования компании-заказчика.

Выше отмечалось, что финансовая модель – это совокупность методик планирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджетов. Соответственно, финансовая модель бюджетирования содержит модели планирования, модели учета, модели анализа и контроля бюджетов.

Так как финансовая модель создавалась практически с нуля, для начала было принято решение создать упрощенную версию. Она должна была содержать положения, регламентирующие процесс бюджетирования, работающую модель планирования и подробные описания методики планирования и управленческой учетной политики.

В качестве положений, регламентирующих процесс бюджетирования, выделили положение о бюджетировании (регламентирующее процесс бюджетирования) и положение о бюджетном комитете (регламентирующее работу коллегиального органа, состоящего из руководителей компании, который создается для контроля процесса бюджетирования).

Для простоты, в первой версии финансовой модели решили отказаться от описания финансовой структуры компании и, соответственно, создания бюджетов ЦФО.

Модель планирования решили для начала сделать не очень подробной, но максимально понятной и всеобъемлющей.

В качестве требований к модели планирования были выдвинуты:
  • целостность модели (наличие всех трех финансовых бюджетов);
  • полнота (бюджеты должны содержать все финансово-экономические показатели, касающиеся деятельности компании);
  • наличие инвестиционной деятельности (для начала решили выделить один инвестиционный проект создания нового филиала, и на нем отработать механизм консолидации финансовых бюджетов с учетом проекта развития);
  • сквозная связь финансово-экономических показателей во всех бюджетах (возможность проведения сценарного анализа "что, если").

    Методика планирования статей бюджетов должна была содержать подробное описание того, как планируются статьи всех бюджетов компании, а также нормативы и ограничения, используемые при планировании.

    Описание методик решили оформить в виде таблицы со следующими графами: название статьи (перечисление всех статей всех бюджетов), методика планирования статьи (подробное описание методики планирования) и ответственный (должность человека отвечающего за заполнение показателей каждой статьи).

    Управленческая учетная политика должна была подробно описывать принципы признания доходов и расходов (элементы бюджета доходов и расходов), а также активов и пассивов (элементы бюджета по балансовому листу).

    Таким образом должна была получиться целостная (хоть и не очень детальная) финансовая модель компании, которую уже можно было бы реально использовать в процессе бюджетирования деятельности компании, а в дальнейшем детализировать и совершенствовать.

    Процесс создания финансовой модели

    При построении финансовой модели компании имеет смысл пойти сверху вниз, то есть начать с итоговых финансовых бюджетов. Как уже было сказано, их три: бюджет или отчет доходов и расходов (БДР), бюджет или отчет движения денежных средств (БДДС) и бюджет или отчет по балансовому листу (ББЛ).

    Соответственно, для начала необходимо провести полную инвентаризацию статей доходов и расходов, статей поступлений и выплат и статей активов и пассивов.
    Такую инвентаризацию можно провести на основе бухгалтерской или управленческой (если таковая существует в компании) отчетности.

    В данном примере детальные статьи, включенные в состав финансовых бюджетов, стоились на основе бухгалтерской отчетности, а форматы финансовых бюджетов строились на основе МСФО.

    Бюджет доходов и расходов должен содержать информацию обо всех доходах и расходах компании.

    В результате должна рассчитываться прибыль до и после вычета налога на прибыль. По сути дела, БДР определяет доходную часть и структуру расходов, которые должны обеспечить данный доход (см. Табл. 1).

    Таблица 1. Пример формата БДР

    Статьи бюджета

    Выручка (нетто) от реализации продукции

    Себестоимость реализованной продукции

    Коммерческие расходы

    Административно-управленческие расходы (без %)

    Прибыль (убыток) от реализации

    Проценты к получению

    Проценты к уплате

    Доходы от участия в др. организациях

    Прибыль (убыток) отчетного периода

    Налог на прибыль

    Дивиденды

    Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода

    Нераспределенная прибыль (убыток) от начала года


    Бюджетирование движения денежных средств предназначено, в первую очередь, для управления ликвидностью и платежеспособностью компании.

    Поэтому бюджет движения денежных средств (БДДС) должен содержать информацию о поступлениях и выплатах денежных средств, которые традиционно разделяются на три составляющие: поступления и выплаты от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (см. Табл.2).

    Таблица 2. Пример формат БДДС

    Статьи бюджета

    Остаток денежных средств на начало периода

    Поступления денежных средств

     

    Поступления от основной деятельности

    Выручка от реализации продукции в т. ч.:

    Авансы, полученные от покупателей и заказчиков

    Поступления от инвестиционной деятельности

    Поступления от продажи основных средств

    Возврат долгосрочных инвестиций

    Прочие поступления от инвестиционной деятельности

     

    Поступления от финансовой деятельности

     

     

    Возврат краткосрочных инвестиций

    Получение краткосрочных кредитов и займов

    Размещение дополнительных акций

    Прочие поступления

    Выплаты денежных средств

     

    Выплаты по основной деятельности

     

     

    Закупка материалов

     

     

    Заработная плата

     

     

    Налоги

     

     

    Аренда

     

     

    Электричество

     

     

    Командировочные расходы

     

     

    Транспортные расходы

     

     

    Реклама и продвижение товара

     

     

    Маркетинг

     

     

    Содержание и ремонт произв. оборудования

     

     

    АУЗ

    Выплата процентов за кредит

     

     

    Прочие выплаты

    Выплаты по инвестиционной деятельности

    Приобретение основных средств

    Приобретение нематериальных активов

    Долгосрочные финансовые вложения

    Прочие выплаты по инвестиционной деятельности

     

    Выплаты от финансовой деятельности

    Погашение кредитов и займов

    Краткосрочные финансовые вложения

    Выплата дивидендов

    Прочие выплаты

    Финансовый поток

     

    по основной деятельности

     

    по инвестиционной деятельности

     

    по финансовой деятельности

    Остаток денежных средств на конец периода




    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данному курсу Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Ответы на Ваши вопросы будут направлены в течение нескольких дней с момента получения.

    Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Электронные курсы по бюджетированию и управленческому учету".


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    91 − = 87