Бюджетирование и управленческий учет в ОАО "Чугуевская топливная аппаратура"
Особенности организации финансово-экономического управления в многоуровневых производственных компаниях
Методики бюджетирования и управленческого учета
Программа для автоматизации бюджетирования и управленческого учета
Семинары-практикумы по бюджетированию и управленческому учету:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по бюджетированию и управленческому учету
Это связано, прежде всего, с тем, что структура предприятия должна быть адаптирована к новой ситуации, которая требует от служб завода самостоятельно работать (через сеть своих сбытовых структур) на разных рынках сбыта. Географически это рынки России, Украины и СНГ. На этих рынках реализуется основная продукция предприятия – топливная аппаратура к тракторным и автомобильным дизелям. Завод на сегодняшний день лишен возможности поставлять большой объем выпускаемой продукции на конвейер, а работа на вторичном рынке требует максимальной оперативности, что вынуждает провести децентрализацию управления.
Крайне актуальным стояла задача минимизации и повышения эффективности управления затратами, что также вынуждало разбить существовавшую ранее избыточную и неповоротливую структуру завода на ряд менее крупных и более прозрачных структур.
Одним словом, для решения всех возникших проблем, стала необходима децентрализация системы управления, создание многоуровневых организационных структур. Децентрализованные структуры управления основываются либо на отделении общекорпоративного уровня от производственно-хозяйственного, либо на трансформации линейно-функциональной структуры управления в дивизиональную. Обычно выделение отдельных дивизионов осуществляется по какому-нибудь признаку: продукт, рынок сбыта и т.п. В первом случае корпоративный аппарат управления наделяется достаточно широкими полномочиями - на него возлагается ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, а также за конкурентоспособность продукции. При этом для высшего руководства корпорации создаются реальные возможности заниматься долгосрочным планированием и корпоративным строительством.
Однако, как только происходит отделение общекорпоративного уровня от производственно-хозяйственного, руководство частично теряет возможности контролировать нижние уровни и лишается части информации, необходимой для принятия управленческих решений. Эти проблемы еще более обостряются, если формирование многоуровневой структуры не было вызвано необходимостью совершенствования системы управления.
Анализ показывает, что многие формальные и неформальные многоуровневые структуры возникли в результате либо целенаправленного приобретения материнской компанией (как правило, коммерческой или финансовой) промышленных предприятий, либо нецеленаправленного накопления у финансовых групп производственных активов (переход собственности за долги).
Имея в собственности ряд предприятий (на уровне контрольных пакетов акций), менеджмент головной компании часто сталкивается с проблемой отсутствия инструментов оперативного управления. Решения такого рода проблем во многом лежат в двух взаимосвязанных областях: организационно-методической (реструктуризация) и программно-технологической (автоматизация). С подобной проблемой пришлось бороться и ОАО "Чугуевская топливная аппаратура".
Мы знали, что одним из наиболее эффективных методов повышения качества финансово-экономического управления и решения проблемы обеспечения информационной поддержки принятия оперативных и стратегических управленческих решений является постановка бюджетного контура управления. Этот метод позволяет осуществлять все функции анализа, планирования, организации, контроля и регулирования деятельности дочерних предприятий.
Поэтому мы решили, что необходимо данному вопросу уделить особое внимание, выделив его в отдельную стратегическую задачу предприятия. Обязательным условием внедрения бюджетирования на предприятии является создания системы управленческого учета. Практически нельзя разделять процессы формирования системы управленческого учета на предприятии и формирования бюджета.
Основная сложность при этом заключается в том, что процесс формирования системы управленческого учета требует значительно большего количества усилий, времени и затрат, чем организация планирования. Как правило, учет базируется только на бухгалтерском учете, данные которого не оперативны, сгруппированы и представлены в формате неудобном для менеджеров предприятия.
Еще более усугубляется ситуация если в силу каких-либо причин менеджеры второго уровня не заинтересованы в предоставлении информации на первый уровень (уровень корпоративного управления). Эффективным решением, позволяющим управляющей компании наладить получение фактической информации от управляемого предприятия, в разрезе сопоставимом с плановыми данными (бюджетом), является реорганизация деятельности финансовой службы управляемого предприятия. Поэтому мы выбрали именно такой путь при внедрении системы бюджетного управления. В итоге был реализован механизм взаимодействия управляющей компании с предприятием, представленный на рисунке 1.
Функционально деятельность всех служб Чугуевской топливной аппаратуры базируется на сводном бюджете предприятия, состоящем из операционных бюджетов, бюджета доходов и расходов, который консолидирует в себе все операционные бюджеты, бюджета движения денежных средств и прогнозного балансового отчета.
Организационно деятельность финансового отдела предприятия мы выстроили на фиксации, анализе и выполнении заявок на расходы (бюджетных заявок), поступающих от менеджеров предприятия. Планово-экономический отдел (ПЭО), у нас выполняет контрольные функции - он идентифицирует все расходы и доходы предприятия с соответствующими статьями бюджета, проверяет обоснование необходимости несения расходов и следит за соблюдением установленных лимитов по статьям расходов.
Финансовый отдел (ФО), выполняет функции казначея - он формирует платежный календарь на основании поступающих заявок и необходимые приоритеты в случае дефицита средств. При этом обязательным условием деятельности ФО у нас является невозможность проведения какой-либо финансовой операции без его ведома.
Все операции, совершаемые этими отделами, - фиксация поступлений и выбытий денежных средств и их эквивалентов, признание доходов и расходов, проводятся в жестком соответствии со структурами соответствующих бюджетов. Это позволяет нам оперативно наладить получение фактической информации о предприятии в виде Отчета о движении денежных средств и Отчета о доходах и расходах, которые формируют, соответственно, ФО и ПЭО предприятия.
Данная информация, безусловно, не дает всех исходных данных для принятия управленческих решений, но за счет отражения в ней всех основных операций периода, а также за счет её оперативности, она позволит нашей управляющей структуре (корпоративный уровень) контролировать управляемую структуру предприятия (производственно-хозяйственный уровень). А это позволяет нам повысить качество управления и увеличить эффективность деятельности компании в целом.
Формирование и контроль выполнения производственной программы ЗАО "Чугуевский завод прецизионных изделий" и ОАО "Чугуевская топливная аппаратура"
Регламент определяет порядок предоставления информации:
Регламент определяет порядок формирования, утверждения производственной программы ЗАО "ЧЗПИ" и ОАО "ЧТА" и порядок контроля за ходом выполнения производственной программы, графика отгрузок и оплаты поставок.
Последовательность проведения совещаний и подготовки отчетов представлены в таблице 1.
Дата |
Событие |
Кто |
Кому |
Цель |
5 |
Отчетное собрание по результатам прошлого месяца, повестка:
|
ГИ, ФД, УПР ОС, ДС, ТД, |
НС |
План/фактный анализ результатов работы за прошлый месяц. |
7 |
Отчет ГИ о результатах выполнения произв. плана за прошлый месяц |
ГИ (Москва) |
Наблюдательному совету (НС) |
- |
14 |
Окончательная заявка, содержащая потребность в ТА, от сбытовых служб на следующий месяц и проект заявки на квартал. |
ОС, ДС, ТД |
ОС |
Консолидация заявки, корректировка квартальной заявки. |
15 |
Заявка в производство, построенная на основании консолидированной потребности в ТА всех сбытовых служб (заявка предоставляется с учетом складского остатка на конец текущего периода и необходимости формирования нормативного запаса готовой продукции) |
ОС |
ПДС, ГИ, ФД,УПР ПрП ЧЗПИ, ЦСТН |
Подготовка плана производства и мероприятий по обеспечению выполнения данного плана службами заводов (людские и финансовые и сырьевые ресурсы, планово-предупредительные ремонты, программа модернизации, план постановки на производство) |
16 |
Отчет ПрП ЧТА по фактическим и плановым показателям работы заводов. |
ПрП ЧТА (Москва) |
НС |
- |
18 |
План производства на месяц и |
ПрП ЧЗПИ, ЦСТН ПДС, ГИ, УПР, ФД |
ГИ, ОС, ФД |
Проект плана производства со всеми пояснениями. Проект плана модернизации с пояснениями; |
19 |
Графики отгрузок продукции и график оплаты этих отгрузок. |
ОС |
ОС, ДС, ТД, ФД |
Распределение продукции по сбытовым структурам. График отгрузок и их оплаты. Сбытовые подразделения подтверждают графики. ФД готовит бюджет доходов (БДР) и расходов и бюджет движения денежных средств (БДДС). |
19 |
План снабжения на месяц |
УПР |
ФД |
Для формирования БДР и БДДС. |
22 |
Бюджет доходов (БДР) и расходов и бюджет движения денежных средств (БДДС). |
ФД |
НС, ПрП ЧТА |
На утверждение. |
24 |
Рассмотрение плана производства (с пояснениями), БДР и БДДС на следующий месяц. |
ГИ, ФД, УПР |
НС |
Утверждение плана производства и БДР и БДДС |
ГИ – Главный инженер, ФД – Финансовый директор, УПР – Директор управления производственных ресурсов, ОС – отдел сбыта, ДС – Дизельные системы, ТД – Торговый дом ЧТА, ПДС – Производственно-диспетчерская служба, ПрП ЧЗПИ – Председатель правления Чугуевский завод прецизионных изделий, ПрП ЧТА - Председатель правления Чугуевская топливная аппаратура, ЦСТН – Нач. цеха сборки насосов
В рамках настоящего регламента еженедельно (в понедельник на следующей неделе) предоставляются следующие отчеты:
В рамках настоящего регламента ежедневно представляется отчет:
Ежемесячно 11 числа данного месяца под руководством Главного инженера проводится общее собрание всех указанных выше подразделений, на котором рассматривается проект плана производства со всеми приложениями к нему. Проект плана производства доводится до сведения Наблюдательного совета.
Отдел сбыта корректирует график отгрузок и график оплаты этих отгрузок и согласовывает эти графики с руководителями других сбытовых структур.
Обязательным является планирование отгрузок для следующих контрагентов: 1. ООО "Агросервис" (г. Днепропетровск)
2. ЗАО "ТД "Дизельные системы" (г. Москва)
3. ООО "ЧТА – Торговый дом" (г. Харьков)
4. (перечень может быть расширен)
12-го числа данного месяца на базе проекта плана производства, сметы снабжения и ремонтов, а также графиков отгрузок и оплаты Финансовый директор готовит Бюджет доходов и расходов ОАО "Чугуевская топливная аппаратура" и ЗАО "Чугуевский завод прецизионных изделий" на следующий месяц и Бюджет движения денежных средств ОАО "Чугуевская топливная аппаратура" и ЗАО "Чугуевский завод прецизионных изделий" на следующий месяц (см. Табл.2).
Дата |
Событие |
Кто |
Кому |
Цель |
19 |
График отгрузок и оплаты |
ОС |
ФД |
Формирование БДДС |
19 |
План производства на месяц |
ГИ, ПДС |
ФД |
Формирование БДР |
19 |
План снабжения на месяц (дефицит) с выделением позиций оплата которых производится заранее (более 30 дней) и поставка которых произойдет в будущих периодах. |
УПР |
ФД |
Формирование БДР и БДДС |
19 |
План – смета ППРемонтов |
ГИ, ПрП ЧЗПИ, ЦСТН |
ФД |
Формирование БДР и БДДС |
19 |
Реестр крупных сделок по закупке оборудования, сырья, комплектующих и услуг (договора более 50 000 грн.) с пояснениями руководителей соответствующих служб и графиком платежей |
ГИ (все его службы), ПрП ЧЗПИ, ЦСТН, УПР |
ФД, НС |
Формирование БДДС |
19 |
Участие заводов в финансовых схемах |
НС |
ФД |
Формирование БДДС |
22 |
Предоставление БДР и БДДС |
ФД |
НС |
На утверждение |
24 |
Рассмотрение плана производства |
ГИ, ФД, УПР |
НС |
Утверждение плана производства; |
5 |
Предоставление ОДДС и набора финансовых показателей заводов за прошедший период (месяц); Предоставление ОДР за месяц предшествующий прошлому отчетному периоду |
ФД |
НС, ПрП ЧТА, ПрП ЧЗПИ, ЦСТН, ГИ. |
Анализ финансовых результатов за прошлый период. |
7 |
Отчет ФД о финансовых результатах заводов за прошлый период (месяц) |
ФД (Москва) |
Наблюдательному совету (НС) |
На утверждение |
В рамках настоящего регламента еженедельно (в пятницу на текущей неделе) предоставляется:
В рамках настоящего регламента еженедельно (в понедельник на следующей неделе) предоставляются следующие отчеты:
БДР – бюджет доходов и расходов; БДДС – бюджет движения денежных средств
ОДР – отчет о доходах и расходах; ОДДС – отчет о движении денежных средств
15-го числа данного месяца Финансовый директор предоставляет проекты БДР и БДДС на рассмотрение Наблюдательному совету.
16-го числа данного месяца отчет Председателя правления ОАО "ЧТА" заслушивается Наблюдательным советом в г. Москве.
17-го числа данного месяца под руководством Председателя Наблюдательного совета проводится общее собрание всех указанных выше подразделений, на котором утверждаются:
В рамках данного регламента, еженедельно ПДС (в понедельник на следующей неделе) готовит отчет главному инженеру ОАО "ЧТА" о фактическом выпуске готовой продукции ЧЗПИ и ЦСТН за неделю в штуках по всей номенклатуре с указанием отклонений от плана производства на данный месяц.
Главный инженер еженедельно (в понедельник на следующей неделе) направляет отчет о фактическом выпуске продукции с кратким пояснением причин отклонений Председателю НС ОАО "ЧТА".
В рамках данного регламента, еженедельно Отдел сбыта (в понедельник на следующей неделе) готовит отчет Финансовому директору и Наблюдательному совету о выполнении графика отгрузок и оплат с указанием всех задолженностей.
Финансовый директор еженедельно (в понедельник на следующей неделе) направляет отчет о фактическом движении денежных средств за прошедшую неделю Председателю НС ОАО "ЧТА".
В рамках данного регламента ежедневно после проведения второго рапорта ПДС готовит отчет руководителю отдела сбыта "ЧЗПИ" и Наблюдательному совету о фактическом выпуске готовой продукции ЧЗПИ и ЦСТН за день в штуках по всей номенклатуре.
В рамках данного регламента сбытовые подразделения формируют квартальную предварительную заявку на продукцию. Данная заявка предоставляется в отдел сбыта завода не позднее, чем за 35 дней до начала квартала.
Отдел сбыта объединяет квартальные заявки и доводит консолидированную заявку до руководителей ПДС, ЦСТН и ЧЗПИ для составления производственных планов. Ежемесячно, 4-го числа данного месяца, руководители сбытовых подразделений (отдел сбыта ЗАО "ЧЗПИ", Торговый дом ЧТА, торговый дом "Дизельные системы") готовят уточненную заявку на следующий месяц и квартал (этот месяц и следующие за ними два месяца) и предоставляют их руководителю отдела сбыта ЗАО "ЧЗПИ".
6-го числа месяца, руководитель отдела сбыта ЗАО "Чугуевский завод прецизионных изделий", объединяет месячные (квартальные) заявки и доводит консолидированную месячную (квартальную) заявку до руководителей ПДС, Директора управления производственных ресурсов, ЦСТН и ПрП ЧЗПИ и главного инженера ОАО "Чугуевская топливная аппаратура" для составления производственных планов на следующий месяц.
Ежемесячно, к 8-му числу данного месяца ПДС готовит проект планов производства ЗАО "Чугуевский завод прецизионных изделий" и ЦСТН на следующий месяц (на основании консолидированной месячной заявки и с учетом комплектации производства ТНВД) с указанием еженедельного объема выпуска продукции в штуках по всей номенклатуре. План предоставляется главному инженеру ОАО "ЧТА" (для формировании плана-сметы планово-предупредительных ремонтов), в отдел сбыта (для формирования графика отгрузок и графика оплаты этих отгрузок) и в управление производственных ресурсов (для формирования бюджета закупок сырья, материалов и комплектующих).
Не позднее последнего числа текущего месяца руководители всех сбытовых подразделений представляют отчет (в штуках по номенклатуре) о:
Отчеты направляется руководителю отдела сбыта ЗАО "ЧЗПИ" не позднее последнего числа месяца для консолидации информации.
1-го числа следующего месяца под руководством Главного инженера проводится общее отчетное собрание всех указанных выше подразделений, на котором:
5-го числа следующего месяца отчет Главного инженера ОАО "Чугуевская топливная аппаратура" заслушивается Наблюдательным советом в Москве.