Статьи > Бюджетирование и управленческий учет как инструмент управления > Бардак в управленческом учете – подарок для контрагентов

Бардак в управленческом учете – подарок для контрагентов

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

На страницах данного сайта я уже не однократно писал о том, что отсутствие управленческого учета – типичная ситуация для многих компаний. Причем, как показывает практика, нормального управленческого учета может не быть в компаниях разного масштаба.

Одно из самых распространенных заблуждений о бюджетировании и управленческом учете заключается в том, что якобы эти системы не нужны небольшим компаниям. Некоторые владельцы бизнеса считают, что они в этом не нуждаются.

Правда нужно отметить, что внедрению управленческого учета в малом и среднем бизнесе могут помешать и другие обстоятельства, в частности, сложность внедрения. Достаточно часто бывает так, что в компаниях малого и среднего бизнеса гораздо сложнее поставить управленческий учет, чем в крупных компаниях.

Это нередко приводит к тому, что управленческий учет в малом и среднем бизнесе больше напоминает какие-то шаманские танцы и колдовство, а не четкую технологию.

Казалось бы, в крупном бизнесе должна быть эффективная система управленческого учета, но опять же есть немало случаев, которые доказывают обратное.

Приведу здесь пару примеров отсутствия нормальной системы управленческого учета в компаниях средних и крупных масштабов.

Когда наша команда консультантов выполняла проект для одной компании, то мы сами были свидетелями отсутствия управленческого учета у контрагентов этой компании.

Эта компания (наш клиент) поставляет свою продукцию предприятию средних размеров (назовем его "Предприятие А"). При этом поставщиком у этой компании является организация, которую тоже можно отнести к среднему бизнесу (назовем ее "Предприятие Б").

Предприятие-клиент ("Предприятие А") то и дело задерживало оплату, в том время как организация-поставщик ("Предприятие Б") требовала предоплату за свою продукцию. Как оказалось "Предприятие А" задерживает оплату практически всем своим поставщикам. Наверное, под натиском поставщиков это предприятие решило пойти им на уступки следующим образом.

Дело в том, что обе эти компании ("Предприятие А" и "Предприятие Б") входят в одну группу. Поэтому "Предприятие А", задерживающее оплату, разрешило своим поставщикам, покупающим продукцию у "Предприятия Б", производить зачет на сумму, не превышающую величину дебиторской задолженности "Предприятия А".

То есть, если, например, дебиторская задолженность "Предприятия А" перед какой-то компанией составляет Х руб., то эта компания может заказать продукцию у "Предприятия Б" на сумму, не превышающую Х руб., не производя оплаты.

Конечно же, большинство поставщиков "Предприятия А" очень обрадовались такой возможности. Что же стало происходить дальше.

Компания, о которой я здесь рассказываю, продолжая заказывать продукцию у "Предприятия Б", перестала ему платить, поскольку имелась непогашенная дебиторская задолженность от "Предприятия А" на определенную сумму.

В какой-то момент времени объем заказов, сделанных компанией у "Предприятия Б", превысил дебиторскую задолженность, но при этом "Предприятие Б" продолжало отгружать продукцию компании. Более того, "Предприятие А" погасило компании часть своей дебиторской задолженности.

Таким образом, получилось так, что теперь компания стала работать в долг, но ни "Предприятие А", ни "Предприятие Б" этого не заметили. Из-за отсутствия нормальной системы управленческого учета эта группа, которая сама раньше работала в долг, теперь, наоборот, по сути, разрешила своим партнерам работать в долг.

Другой пример отсутствия управленческого учета связан с одной очень крупной федеральной сетью (продуктовый ритейл). Эта сеть, как и многие другие, часть помещений своих магазинов сдает в аренду.

Когда-то у меня была небольшая сеть розничных точек (канцтовары, офисные товары, товары для школы, хозтовары, детские игрушки и т.д.), расположенных как раз в нескольких магазинах этой федеральной сети.

Поначалу я исправно платил аренду точно в срок без всяких напоминаний со стороны арендодателей. Но как-то раз не успел это сделать до нужной даты. К своему удивлению со мною никто не связался, чтобы напомнить о необходимости заплатить за аренду. Прошел еще один месяц, потом еще один и т.д.

В общем, я не платил около года. За все это время мне никто так и не напомнил о том, что нужно погасить долг. В итоге я, конечно же, погасил долг, но если бы на моем месте оказался какой-то недобросовестный арендатор, то он мог бы так и не заплатить, а потом благополучно исчезнуть, накопив очень большую сумму долга.

В этой статье я привел пример, наверное, самых простых проблем, которые могут возникнуть в компании из-за отсутствия нормального управленческого учета. Безусловно, их гораздо больше. Все они, как правило, приводят к ухудшению финансово-экономического состояния компании и благосостояния ее владельцев.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

32 + = 35