Концепция управленческого учета
bud-tech.ru
Концепция №1. Внешний и внутренний (управленческий) учет объединены в одну систему.
Используя данную концепцию, чаще всего приходится «выковыривать» нужную информацию из бухгалтерской базы, детализируя и уточняя данные по некоторым операциям, а также добавляя данные об операциях, которые не нашли отражения во внешней базе (по разным причинам).
То есть в соответствии с этой концепцией управленческого учета бухгалтерский и управленческий учет ведутся в одной базе. На основе информации, содержащейся в этой базе данных, готовится и внешняя, и внутренняя (управленческая) отчетность.
На самом деле данная концепция может быть реализована двумя способами.
Первый способ предполагает изначально ведение бухгалтерской базы, а затем получение на ее основе управленческой отчетности. При это могут использоваться определенные автоматические алгоритмы, или процесс преобразования может реализовываться, так сказать, в ручном режиме.
Второй метод заключается в том, что ведется одна база, но не бухгалтерская, а управленческая. А для получения бухгалтерской отчетности осуществляются определенные преобразования управленческой базы. Первый метод пока используется чаще всего, правда, стали появляться компании, которые как раз используют второй подход.
Концепция №2. Внешний и внутренний (управленческий) учет ведутся параллельно.
Из бухгалтерской программы берутся данные только о налогах.
В соответствии с данной концепцией внешний учет ведется по минимуму: главное, вовремя и правильно сдать все внешние отчеты.
Аналитика для внешнего учета минимальна. В управленческом учете, наоборот, аналитика максимально подробная.
При этом внешний и внутренний учет ведутся по двум разным учетным политикам. Кроме того, сроки подготовки управленческой отчетности существенно меньше сроков сдачи внешней.
Конечно же, у каждой из этих концепций есть свои плюсы и минусы (см. Табл. 1).
|
"Два в одном" |
"Мухи – отдельно", котлеты – отдельно" |
плюсы |
информация вводится в учетную систему только один раз; меньше штат сотрудников финансово-экономических подразделений. |
легко обеспечивается использование одной и той же учетной политики в плановых и фактических бюджетах; управленческая отчетность получается с нужной детализацией (аналитикой), в требуемые сроки и с более высокой точностью. |
минусы |
необходимо тратить время на получение нужной управленческой отчетности из общей базы; возможны ошибки при «извлечении» нужной информации, в т.ч. из-за отличия целей внешней и внутренней (управленческой) отчетности. |
информация вводится два раза в две разные учетные системы; возможно увеличение штата сотрудников финансово-экономических подразделений. |
На самом деле при постановке управленческого учета можно выбирать и какой-то средний вариант концепции управленческого учета. Примеры использования таких вариантов концепции управленческого учета можно найти в статье "Пример отражения в управленческом учете операций по закупкам товаров у зарубежных производителей" и в статье "Пример отражения операций по аренде и содержанию офиса в бухгалтерском и управленческом учете".
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.