Статьи > Финансовая модель бюджетирования и управленческого учета > Признание дохода и дебиторской задолженности: возможный вариант отхода от классики

Признание дохода и дебиторской задолженности: возможный вариант отхода от классики


Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Как-то раз мне позвонил финансовый директор крупного производственного предприятия (входит в тройку лидеров России в своей отрасли). Ранее наша команда консультантов выполняла несколько проектов для этой компании, поэтому ее сотрудники обращаются к нам с различными вопросами по мере необходимости.

Он задал не совсем обычный вопрос, касающийся момента признания дохода и дебиторской задолженности. В их компании возник спор о том, как это нужно правильно делать с точки зрения управленческого учета.

Поскольку это крупное предприятие, работающее в сфере FMCG, основными его клиентами являются крупные федеральные сети и крупные дистрибьюторы.

Вопрос, связанный с управленческой учетной политикой в части признания доходов и дебиторской задолженности, касался именно дистрибьюторов.

На текущий момент времени управленческая учетная политика по данному вопросу полностью совпадала с бухгалтерской – доход и дебиторская задолженность признавались в момент отгрузки продукции дистрибьютору на сумму, прописанную в накладной.

Возникла идея признавать доход не в момент отгрузки дистрибьютору, а в момент отгрузки продукции от дистрибьютора в магазины (дистрибьюторы предоставляют предприятию соответствующие отчеты). Вроде бы так более правильно признавать доход с точки зрения логики управленческого учета.

Ведь дистрибьюторам товар отгружается с запасом. Кроме того, отгрузка от дистрибьютора в магазины происходит не сразу после получения продукции от предприятия, а по мере поступления заявок от магазинов.

С одной стороны, действительно, момент отгрузки товара от дистрибьютора в магазины вроде как по смыслу ближе к продажам конечному покупателю. С другой стороны, если опираться на классические принципы признания дохода, то его нужно признавать именно в момент отгрузки продукции от производителя дистрибьютору.

Ведь в этот момент право на товар переходит от производителя к дистрибьютору. Производитель больше этот товар не контролирует и не ожидает получения каких-то дополнительных экономических выгод. То есть товар перестает быть активом предприятия после того как он был отгружен дистрибьютору.

Следует напомнить, что понятие "доход" определяется через понятие "актив" (или "обязательство"). Соответственно доход может возникнуть только в момент увеличения актива (или уменьшения обязательств).

В момент отгрузки товара от предприятия дистрибьютору один актив предприятия уменьшается (списывается себестоимость отгруженной продукции), а другой увеличивается (дебиторская задолженность). Как следствие возникает прибыль (разница между дебиторской задолженностью и себестоимостью отгруженной продукции). Только дебиторская задолженность в данном случае признается без НДС.

На самом деле если принять рассматриваемую здесь управленческую учетную политику в части доходов и дебиторской задолженности, то в управленческом учете отгрузку продукции дистрибьютору можно рассматривать не как доход, а как перемещение товара с одного склада на другой. То есть со склада предприятия на склад дистрибьютора.

Соответственно доход в управленческом учете признавать в момент отгрузки продукции со склада дистрибьютора (на основании предоставляемых отчетов о продажах).

В таком случае и дебиторская задолженность в управленческом учете будет возникать именно в момент отгрузки продукции от дистрибьютора.

Очевидно, что в данном случае усложнится учет. Теперь придется вести параллельный учет отгрузки продукции. В бухгалтерской базе все будет отражаться как раньше, а в управленческой именно так, как описано выше. Понятно, что объем работы у бухгалтеров резко увеличится (с учетом масштабов предприятия).

Кроме того, если уж идти до конца, то логичнее всего признавать доход в момент покупки товаров в магазинах. Ведь именно тогда продукция попадет к конечному покупателю. Во-первых, такой информацией предприятие не располагало, во-вторых, даже если бы она и была, то это бы еще сильнее усложнило учет.

В общем, еще раз все взвесив, в этой компании решили не менять управленческую учетную политику в части признания доходов и дебиторской задолженности при продаже продукции через дистрибьюторов. Все-таки с точки зрения классической теории учета нужно поступать именно так. К тому же изменение учетной политики в этой компании привело бы к значительному увеличению трудозатрат в учетном процессе.

Впрочем, в некоторых компаниях все-таки идут на подобные изменения. Например, в издательстве "Москва" приняли именно такую управленческую учетную политику. Подробнее об этом можно прочитать на странице "Учетная политика доходов и дебиторской задолженности издательства "Москва".


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

88 + = 97