Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Проблемы финансовой структуры производственного предприятия

Проблемы финансовой структуры производственного предприятия

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Здесь представлены основные проблемы, возникшие при построении финансовой структуры производственного предприятия. В частности, они связаны связанные с ответственностью ЦФО за исполнение бюджетов.

Анализ системы бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия был выполнен в рамках первого этапа ("Постановка задачи") проекта по реструктуризации (с целью дальнейшего улучшения) действующей системы бюджетирования и управленческого учета производственной компании.

К данной группе проблем бюджетирования и управленческого учета были отнесены следующие позиции (см. дерево проблем бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия):
  • проблемы в системе мотивации
  • не используется гибкое бюджетирование.

    Проблемы в системе мотивации

    На текущий момент времени нет четкой взаимосвязи между системой мотивации и бюджетированием. У центров финансовой ответственности (ЦФО) есть KPI, от которых зависит премиальный фонд, но эти показатели не входят в систему бюджетирования. Таким образом, нет ответственности за исполнение бюджетов.

    Для одних ЦФО план-фактные отклонения очень сильно влияют на итоговый премиальный фонд, а для других гораздо слабее. Например, сотрудники дирекции по маркетингу и продажам могут на несколько десятков %% не выполнить плановые бюджетные показатели и это не очень существенно повлияет на их премию.

    А для сотрудников финансово-экономической службы отклонение от плана даже на 1% приводит к потере премии.

    В дирекции по маркетингу и продажа есть показатели, которые с бюджетами никак не связаны. Может получаться так, что эти показатели выполнены, а по бюджету перерасход.

    Сейчас у всех дирекций абсолютно один принцип мотивации. Для каждого ЦФО определяется максимально возможный премиальный фонд и KPI. В зависимости от выполнения тех или иных KPI и степени их выполнения ЦФО начисляется определенная часть премиального фонда.

    Данный подход очень часто применятся для центров затрат. Для центров доходов или центров прибыли более эффективно использовать такую схему мотивации, когда премиальный фонд не фиксирован, а зависит от выручки или прибыли.

    Не используется гибкое бюджетирование

    При проведении план-фактного анализа для целей определения премиальных фондов не используется принцип гибкого бюджетирования.

    Основная идея гибкого бюджетирования заключается в том, что при оценке ЦФО нужно максимально полно исключить влияние смежных ЦФО на работу анализируемого ЦФО. Для этого в финансовой модели бюджетирования должны быть прописаны взаимосвязи показателей, чтобы можно было разделить влияние различных ЦФО на показатели анализируемого центра ответственности.

    Таким образом, фактические показатели ЦФО должны сравниваться не с плановыми, а с теми, которые пересчитаны с учетом влияния на них других ЦФО. То есть сначала должен быть рассчитан так называемый гибкий план, который нужно сравнить с фактом. Если при этом будут обнаружены существенные отклонения факта от гибкого плана, то необходимо провести соответствующий анализ, чтобы выявить причины отклонений и принять необходимые решения.

    Итак, процедура план-фактного анализа бюджетов ЦФО при использовании принципа гибкого бюджетирования должна выглядеть следующим образом. После завершения отчетного периода финансово-экономическая служба направляет в ЦФО плановый и фактический бюджет. Точнее говоря, в плановом бюджете, как уже упоминалось, должен быть не план, а гибкий план, учитывающий влияние других ЦФО на показатели бюджета.

    В случае если обнаружены существенные план-фактные отклонения, ЦФО проводит анализ и направляет предварительные результаты в финансово-экономическую службу. Результаты анализа должны быть оформлены в виде аналитической записки в установленной форме.

    После этого проводится согласование результатов анализа между ЦФО и финансово-экономической службой. Затем результаты анализа представляются на бюджетном комитете. Если они принимаются, то дирекция по персоналу производит соответствующие расчеты, и ЦФО либо выписывается премия, либо они штрафуются.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    49 − 42 =