Термины > Бюджет производственных расходов

Бюджет производственных расходов


Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Бюджет производственных расходов в управлении компанией

Ситуация с бюджетом производства и бюджетом производственных расходов похожа на ситуацию с бюджетом продаж и бюджетом коммерческих расходов в том смысле, что полная информация о финансово-экономических показателях бизнес-процесса "Производство" содержится в этих двух бюджетах и они в данном примере разделены по той же причине, что и бюджет продаж с бюджетом коммерческих расходов.

Бюджет производства определяет сколько нужно произвести продукции, а также основные производственные показатели, которые должны быть при этом достигнуты. Бюджет производственных расходов показывает какие ресурсы необходимо израсходовать для того, чтобы реализовать бюджет производства, а также финансово-экономические показатели бизнес-процесса "Производство", связанные со стоимостным фактором.

Бюджет производственных расходов содержит информацию о всех расходах, связанных непосредственно с производством того объема продукции, который зафиксирован в бюджете производства. То есть по сути бюджет производственных расходов содержит информации о том во сколько обойдется компании выполнение производственного плана и поддержание ее производственных активов, которые позволят компании выполнить бюджет производства.

Бюджет производственных расходов также может состоять из нескольких бюджетов. При этом возможна различная структуризация этих бюджетов. Например, возможно выделение в отдельные бюджеты основных статей производственных расходов. При этом в компании могут появляться, например, такие бюджеты как бюджет затрат на сырье и материалы, бюджет затрат на труд основных производственных рабочих, бюджета общепроизводственных накладных расходов. Последний в свою очередь тоже может разбиваться на подбюджеты, в которых более детально представлена информация по существенным статьям бюджета общепроизводственных накладных расходов: затраты на ремонт, затраты на энергию и т.д.

Бюджет производственных расходов может также дифференцироваться по видам производств компании. Т.е. если в компании есть несколько разнопрофильных цехов, которые выполняют свои функции на соответствующих производственных переделах, то можно составлять бюджеты производственных расходов по каждому такому виду производства (см. Рис. 1).

Рис.1. Пример структуры бюджета производственных расходов

Пример структуры бюджета производственных расходов

В бюджет производственных расходов могут входить следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Производство":
  • производственные расходы (все производственные расходы, которые несет компания при производстве продукции);
  • переменные производственные расходы (изменяются пропорционально изменению объемов производства);
  • постоянные производственные расходы;
  • % выполнения производственных нормативов;
  • сверхнормативные потери материальных ресурсов при производстве;
  • % брака;
  • производственная себестоимость (по каждому виду продукции);
  • запасы готовой продукции.

    Регламент бюджетирования производственные расходов

    Регламент бюджетирования производственных расходов может быть разбит на две части. Первая часть связана с переменными расходами, которые могут быть рассчитаны по нормативам. Это в основном сырье и материалы, а также затраты на труд основных производственных рабочих. Данные расчеты могут проводиться сотрудниками финансовой дирекции при согласовании с производственной дирекцией.

    Что кается остальных производственных затрат, то здесь уже может быть гораздо больше проблем, поскольку простыми математическими операциями уже не все можно рассчитать. Отсутствие четкого регламента взаимодействия и здесь может сослужить недобрую службу.

    Например, производственные подразделения могут и сами закупать себе часть материалов для вспомогательного производства. Регламент может быть построен таким образом, что производственники сами могут позвонить поставщикам, узнать цены и занести эти цены в бюджет производственных расходов. Но при этом встает проблема, связанная с тем по какой цене будут списаны эти материалы.

    Даже если производственники сами возьмут цены у поставщика, то в бухгалтерии эти материалы могут идти по другой цене. Ведь данные материалы списываться по факту будут по своим учетным ценам, а не по тем по которым закупались. К тому же эти материалы могли давно не закупать и они в малом количестве хранятся на складе, поэтому потом их могут купить уже по более дорогой, что также может привнести путаницу.

    Если при этом производственникам еще начать объяснять, что в бухгалтерии по средним ценам считается, то они совсем свихнутся от такого бюджетирования. Поэтому иногда приходится идти на более простые модели (см. Книгу 3 "Финансовая модель бюджетирования"). Понятно, что финансовая модель бюджетирования и регламент бюджетирования напрямую взаимосвязаны, поэтому и сложность регламента соответствует сложности финансовой модели бюджетирования.

    Следует обратить внимание на то, что при внедрении регламента бюджетирования производства особое внимание нужно обратить на контроль использования материальных активов, задействованных в производстве. Иногда бывает так, что в компании нет даже элементарного контроля средств производства.

    Одна из существенных проблем внедрения регламента бюджетирования производственных расходов заключается в том, что действительно управляемость данными статьями расходов можно достичь только при комплексном планировании и контроле производственных процессов. Ну предположим все производственные расходы четко подсчитаны по нормативам, в соответствии с технологическими картами. Но ведь производственники могут и отойти от технологии, причем они могут добиться результата на текущий момент и отойти от технологии.

    Это отклонение, возможно, в будущем скажется аварией и еще большими затратами, но на текущий момент времени все будет вроде как хорошо, но на самом деле компания потратит на используемые в производственных процессах ресурсы больше, чем реально было сделано.

    Одной из существенных статей затрат (помимо сырья и материалов для производственных компаний) могут быть затраты на электроэнергию. Причем нужно понимать, что на данную статью затрат влияет не только главный энергетик, но и все подразделения, использующие электроэнергию. Поэтому необходимо наладить четкий регламент контроля за данной статьей затрат. К тому же все идет к тому, что в будущем стоимость электроэнергии будет только повышаться.

    Особенно при разработке регламента бюджетирования производственных расходов нужно обращать внимание на важность получения достоверной информации для проведения план-фактного анализа. Вопрос касается учетной политики. Все кто участвуют в составлении бюджетов должны знать учетную политику компании. Учетная политика должна использоваться не только при подготовке фактической информации по бюджетам, но и при планировании (см. Книгу 3 "Финансовая модель бюджетирования").

    Если этого не делать, то может получиться так, что будут зафиксированы отклонения факта от плана, но они будут как бы искусственными в том, смысле, что это не будет результатом более или менее эффективного выполнения бизнес-процесса.

    Пример регламента бюджетирования производственных расходов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования производственных расходов на фазе планирования (см. Рис. 2):
  • планирование затрат на сырье и материалы;
  • планирование затрат на энергоресурсы;
  • планирование затрат на оплату труда;
  • планирование затрат на материалы, запчасти, инвентарь;
  • планирование транспортных расходов на нужды производства;
  • планирование затрат на услуги сторонних организаций для производства;
  • планирование прочих производственных затрат;
  • формирование бюджета производственных расходов;
  • согласование и корректировка бюджета производственных расходов;
  • предварительное утверждение бюджета производственных расходов.

    Рис.2. Пример регламента бюджетирования производственных расходов (на фазе планирования)

    Пример регламента бюджетирования производственных расходов (на фазе планирования)

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования производственных расходов на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 3):
  • сбор данных для фактического бюджета производственных расходов;
  • формирование фактического бюджета производственных расходов;
  • анализ исполнения бюджета производственных расходов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета производственных расходов.

    Рис. 3. Пример регламента бюджетирования производственных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Пример регламента бюджетирования производственных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Модель бюджета производственных расходов

    При разработке модели бюджета производственных расходов, также как и при моделировании бюджета коммерческих расходов, важно четко классифицировать затраты. Причем можно использовать несколько разных классификаций затрат. Например, одной из часто используемых классификаций производственных затрат является разбиение затрат на переменные и постоянные. Причем возможно применение разных подходов к определению переменных затрат.

    При разработке бюджета производственных расходов компании часто сталкиваются с такой проблемой. Все вроде бы здесь логично, то есть на основе плана производства должны рассчитываться производственные затраты. Переменные производственные затраты, например, может планировать ПЭО на основе нормативов, а постоянные производственные затраты планируют производственные подразделения.

    Иногда бывает так, что информация о плане производства задерживается (например, из-за задержки бюджета продаж), и производственники начинают возмущаться по поводу того как же им при этом планировать производственные расходы, связанные с поддержанием производственной системы. Таким образом, получается, что производственный блок, по сути, выпадает из системы планирования.

    При планировании затрат на ремонты часто идут от факта. При этом используется такая логика, что если они раньше столько-то использовали, то и сейчас нужно выделать столько же или даже больше. Как сказал директор одной компании в аналогичной ситуации: "Производственники и раньше налево продавали запчасти и материалы, и сейчас будут продавать, только теперь все эти затраты фиксируются в бюджете".

    Такую ситуацию можно исправить за счет введения системы ограничений. При этом ограничения нужно вводить не только на затраты, но и на выплаты, и на активы, которые сейчас находятся в распоряжении у подразделений. Все эти категории (затраты, выплаты, активы), естественно, между собой связаны. В начале можно установить ограничения, что называется с запасом, а потом постепенно их уменьшать. Реализация такого решения, конечно же, потребует более сложной системы учета, но зато это даст нужный эффект.

    Для производственного предприятия бюджет производственных расходов имеет очень большое значение, поскольку, как правило, производственные затраты составляют наиболее существенную часть в суммарных расходах. При составлении бюджета производственных расходов очень важно контролировать как объемную, так и ценовую составляющую. Часть объемной составляющей может контролироваться с помощью нормативов, а часть – с помощью системы ограничений. Что касается контроля ценового фактора, то здесь, к сожалению, сложно назвать какой-то один универсальный инструмент.

    Пример модели бюджета производственных расходов

    В этом примере модели бюджета производственных расходов представлены две основные группы статей расходов (см. Табл. 1). Отдельно рассчитываются прямые производственные расходы. Они планируются на основе производственных нормативов. Вторая группа – это накладные производственные расходы.

    Накладные, естественно, по отношению к продуктам, а не к производственной дирекции. То есть отвечать за эти затраты, естественно, должна производственная дирекция. Причем отвечать не только за исполнение, но и за подготовку. Если при подготовке прямых производственных расходов сотрудники производственной дирекции могут выполнять только согласующую функцию, то при расчете затрат вспомогательного производства основную часть работы должны делать именно они.

    Финансовая дирекция при этом должна помогать, в основном, предоставлением информации о стоимости уже имеющихся материальных ресурсов, используемых производственной дирекцией. Всю же объемную часть должны планировать службы главного инженера.

    Итак, прямые производственные расходы в рассматриваемом примере бюджета разбиваются по каждому продукту, а внутри продуктов – на материальную и трудовую часть. Материальная часть затрат в свою очередь содержит информацию о затратах по каждому материалу. В таблице 1 детально представлена информация о затратах только по первому продукту. По остальным продуктовым позициям видны данные только о суммарных материальных и трудовых затратах.

    Таблица 1. Пример бюджета производственных расходов


    Статьи бюджета
    год
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    Прямые производственные расходы (тыс. руб.) 100 428 7 175 7 623 8 035 8 508 7 498 7 146 6 216 6 172 8 895 9 860 10 987 12 314
      по продукту 1 25 562 1 869 1 979 2 084 2 204 1 951 1 854 1 535 1 533 2 278 2 504 2 745 3 026
        расходы на материалы 24 645 1 798 1 905 2 007 2 125 1 882 1 790 1 478 1 476 2 196 2 416 2 649 2 923
          материал 1 8 477 619 655 690 731 647 616 508 508 755 831 911 1 005
          материал 2 6 681 488 516 544 576 510 485 401 400 595 655 718 792
          материал 3 4 410 322 341 359 380 337 320 264 264 393 432 474 523
          материал 4 3 257 238 252 265 281 249 236 195 195 290 319 350 386
          материал 5 1 821 133 141 148 157 139 132 109 109 162 178 196 216
        труд производственных рабочих 917 71 74 76 79 69 64 58 56 82 89 95 103
      по продукту 2 27 745 1 992 2 109 2 216 2 340 2 087 1 992 1 662 1 673 2 526 2 760 3 036 3 351
        расходы на материалы 26 756 1 917 2 031 2 136 2 256 2 014 1 924 1 600 1 612 2 435 2 663 2 931 3 237
        труд производственных рабочих 990 75 78 81 84 73 68 62 61 91 97 105 114
      по продукту 3 23 328 1 719 1 831 1 932 2 048 1 796 1 698 1 395 1 379 2 012 2 233 2 493 2 793
        расходы на материалы 22 478 1 653 1 761 1 860 1 973 1 732 1 639 1 342 1 328 1 938 2 152 2 405 2 696
        труд производственных рабочих 850 66 69 72 75 64 60 53 52 74 80 88 97
      по продукту 4 21 203 1 595 1 705 1 803 1 916 1 663 1 563 1 272 1 243 1 772 1 984 2 210 2 477
        расходы на материалы 20 426 1 533 1 640 1 735 1 846 1 603 1 508 1 223 1 197 1 706 1 912 2 132 2 390
        труд производственных рабочих 777 62 65 67 70 60 55 49 47 65 72 78 86
      по продукту 5 2 590 0 0 0 0 0 38 351 344 307 378 504 668
        расходы на материалы 2 382 0 0 0 0 0 35 322 315 282 348 464 616
        труд производственных рабочих 208 0 0 0 0 0 3 30 29 25 30 40 52
    Общепроизводственные расходы (тыс. руб.) 14 429 1 465 724 717 1 124 1 421 1 111 1 832 1 096 1 106 1 533 1 146 1 156
      Амортизация ОС дирекции по производству 3 877 36 36 39 39 463 463 463 468 468 468 468 468
      Аренда производственных помещений 2 400 200 200 200 200 200 200 200 200 200 200 200 200
      Энергетические расходы 1 380 150 140 130 120 110 100 90 80 90 100 130 140
      Зарплата персонала производственного блока 3 780 315 315 315 315 315 315 315 315 315 315 315 315
      Содержание и ремонт производственных объектов 2 572 754 23 23 440 23 23 754 23 23 440 23 23
      Прочие производственные накладные расходы 420 10 10 10 10 310 10 10 10 10 10 10 10
    Итого производственные расходы (тыс. руб.) 114 857 8 640 8 347 8 752 9 632 8 918 8 256 8 048 7 268 10 001 11 392 12 133 13 470
    Производственная себестоимость единицы продукции (руб.)                          
      Продукт 1   530 541 551 562 572 583 537 548 558 569 580 591
      Продукт 2   533 543 554 564 575 586 540 550 561 572 583 594
      Продукт 3   522 532 542 553 563 574 529 539 549 560 571 582
      Продукт 4   519 529 539 550 560 571 526 536 546 557 568 579
      Продукт 5   0 0 0 0 0 515 476 485 494 503 512 522
    Запасы готовой продукции на конец периода (тыс. руб.) 1 231 746 784 847 740 705 680 579 865 959 1 066 1 208 1 231
      Продукт 1 303 194 203 219 193 184 168 143 222 244 267 297 303
      Продукт 2 335 206 216 233 206 197 182 156 246 269 295 329 335
      Продукт 3 279 179 188 204 177 168 153 129 196 217 242 274 279
      Продукт 4 248 167 176 191 164 155 139 117 172 193 214 243 248
      Продукт 5 67 0 0 0 0 0 38 34 30 36 48 66 67


    Что касается планирования общепроизводственных накладных расходов, то в данном примере бюджета для каждой статьи используется своя методика. Данные об амортизации основных средств производственной дирекции берутся из бюджета основных средств, который составляется по каждому подразделению в разрезе каждого основного средства.

    Затраты на аренду производственных помещений планируются на основе уже заключенных договоров с арендодателями. Кроме того, если планируется расширение производственных помещений, то при этом собирается информация о стоимости аренды из имеющихся предложений на рынке недвижимости.

    Энергетические расходы планируются отделом главного энергетика на основе прогнозов тарифов и плановых объемов использования энергоресурсов. Последние рассчитываются на основе плана производства и планов ремонтов. При этом, естественно, учитывается фактор сезонности, поскольку в зимний период энергопотребление может быть существенно выше, чем летом.

    Информация о зарплате персонала производственного блока поступает из бюджета оплаты труда, который составляется в целом по компании и по каждому подразделению.

    Затраты на содержание и ремонт производственных объектов берутся из графика планово-предупредительных ремонтов (ППР), который подготавливается службами главного инженера.

    И наконец, прочие производственные накладные расходы в данной модели планируются фиксированной суммой по каждому месяцу. Хотя для этого может использоваться и более сложная модель. То есть все эти расходы могут составляться на основании заявок, подготавливаемых каждым подразделением производственной дирекции.

    При выборе сложности модели нужно помнить основные факторы, которые должны повлиять на уровень сложности: управляемость (величина план-фактного отклонения), существенность статьи затрат, фактическая динамика статьи затрат. В данном случае было принято решение не усложнять модель.

    Помимо данных о прямых и накладных производственных расходах, рассматриваемый пример бюджета содержит информацию о производственной себестоимости единицы продукции, а также данные о запасах готовой продукции.

    В таблице 2 представлен пример графика планово-предупредительных ремонтов (ППР). Правда, в данном случае он составлен для компании в целом, а не только для производственной дирекции. В рассматриваемом примере графика ППР в плановом периоде предполагается проводить либо капитальные ремонты (КР), либо техническое обслуживание (ТО).

    Таблица 2. Пример годового графика планово-предупредительных ремонтов (ППР)


    Наименование объекта
    Нормативы использования ресурса между ремонтами (мес)
    Стоимость ремонтов (тыс. руб.)
    Год
    График ремонтов
    КР
    ТО
    КР
    ТО
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    1
    Производство
    2 572
    754
    23
    23
    440
    23
    23
    754
    23
    23
    440
    23
    23
      производственное оборудование
    3
    1
    424
    23
    КР
    ТО
    ТО
    КР
    ТО
    ТО
    КР
    ТО
    ТО
    КР
    ТО
    ТО
        замена выработанных частей
    300
        смазочные материалы
    23
    5
        МБП
    8
    3
        инструменты
    20
        спецодежда
    3
        работа
    70
    15
      производственные помещения
    6
    3
    330
    16
    КР
    ТО
    КР
    ТО
        капремонт
    250
        моющие средства
    5
    1
        МБП
    10
    5
        инструменты
    20
        спецодежда
    5
        работа
    40
    10
    2
    Логистика
    848
    380
    0
    15
    14
    15
    0
    380
    0
    15
    14
    15
    0
      транспорт
    6
    2
    197
    15
    КР
    ТО
    ТО
    КР
    ТО
    ТО
        капремонт
    100
        смазочные материалы
    20
    5
        МБП
    10
    5
        инструменты
    20
        спецодежда
    7
        работа
    40
    5
      складские помещения
    6
    3
    183
    14
    КР
    ТО
    КР
    ТО
        капремонт
    120
        моющие средства
    3
    2
        МБП
    8
    4
        инструменты
    10
        спецодежда
    7
        работа
    35
    8
    3
    Администрация
    674
    181
    26
    26
    52
    26
    26
    181
    26
    26
    52
    26
    26
      оргтехника
    1
    26
    ТО
    ТО
    ТО
    ТО
    ТО
    ТО
    ТО
    ТО
    ТО
    ТО
    ТО
    ТО
        замена комплектующих
    10
        расходные материалы
    6
        обслуживание
    10
      офисные помещения
    6
    3
    155
    26
    КР
    ТО
    КР
    ТО
        капремонт
    70
        моющие средства
    5
    3
        МБП
    15
    8
        инструменты
    15
        спецодежда
    10
        работа
    40
    15
    ИТОГО затраты на ремонты (тыс. руб.)
    4 094
    1 315
    49
    64
    506
    64
    49
    1 315
    49
    64
    506
    64
    49


    В колонке "Нормативы использования ресурса между ремонтами (мес)" указывается частота проведения соответствующих работ в плановом периоде. То есть, если, например, для производственного оборудования в данной колонке в столбце "КР" указано 3, а в столбце "ТО" – 1 , это значит, что капитальные ремонты должны проводиться не реже, чем через каждые три месяца, а техническое обслуживание – каждый месяц. При этом, естественно, нет смысла проводить техническое обслуживание в те месяцы, когда производится капитальный ремонт. Исходя из этой логики заполняется график проведения ремонтов, то есть в каждом периоде указывается либо "КР", либо "ТО". Все это проделывается для каждого объекта (см. Табл. 2).

    По каждому объекту определяются затраты на проведение капитального ремонта и техобслуживания. Соответствующие суммы проставляются в колонке "Стоимость ремонтов (тыс. руб.)". При этом каждая сумма разбивается на составляющие. Названия этих элементов записаны под каждым объектом, которые предполагается ремонтировать.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Ближайший семинар по бюджетированию состоится 22-24 января 2025 г.
    Таким образом, на основе графика проведения ремонтов и их стоимости формируются затраты на проведения капитальных ремонтов и техобслуживания по каждому месяцу планируемого года. Данные о затратах на ремонты объектов производственной дирекции попадают в бюджет производственных расходов (см. Табл. 1). На самом деле, конечно же, помимо такого сводного графика ППР, могут составляться более детальные планы проведения каждого ремонта. Для этого может использоваться более детальный формат планирования.

    Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    85 − 75 =