Продукты и услуги > Методики > Методика Бюджетное управление предприятием (версия 2.0)

Методика Бюджетное управление предприятием (версия 2.0)



ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Основная задача методики бюджетирования - помочь компаниям внедрить действительно полноценную систему бюджетирования и сделать это максимально эффективно. Речь идет как о постановке бюджетирования почти с нуля, так и об улучшении уже действующей системы (или ее элементов).

В методике по бюджетированию представлен пример всего того, что должно быть получено на выходе проекта по постановке системы бюджетного управления.

Таким образом, методика бюджетирования содержит подробное описание примера построения системы бюджетирования. В этот пример входит финансовая модель бюджетирования в электронных таблицах, образцы управленческой документации системы бюджетирования (регламенты, методики и т.д.) и методические материалы.

Методика бюджетирования является результатом обработки лучшей консалтинговой практики Компании РиК по специализации "Бюджетирование".

За основу примеров, содержащихся в методике, взята реально работающая полноценная система бюджетирования в одной из компаний, в которой консультанты Компании РиК выполняли проект по постановке бюджетирования. Естественно вся конфиденциальная информация (в т.ч. численные данные) была изменена.

Итак, основное предназначение методики бюджетирования заключается в том, чтобы продемонстрировать пример реализации бюджетной системы.

Естественно, что материалы, содержащиеся в методике по бюджетированию, могут использоваться компаниями при постановке системы бюджетного управления. Ведь глядя на примеры, можно создавать и свою систему бюджетирования.

Но при этом нужно помнить о важности первого этапа проекта по внедрению системы бюджетирования - постановке задачи. С помощью методики бюджетирования как раз можно более эффективно реализовать этот этап, т.е. спланировать проект, а также его реализовать.

Для работы с методикой потребуется пакет Microsoft Office и программа Microsoft Project (не обязательно). Методика имеет иерархическую структуру и все документы разнесены по каталогам в зависимости от содержания.


5 причин, определяющих необходимость использования методики бюджетирования


1. Предназначение методики бюджетирования:
  • для всех компаний вне зависимости от их уровня продвинутости в бюджетировании:
         - на конкретном примере понять что из себя представляет полноценная система бюджетирования, позволяющая за счет повышения эффективности управления компанией добиваться более высоких финансово-экономических результатов;
         - изучить имеющиеся в методике бюджетирования основные компоненты системы бюджетного управления;
         - на основе примеров и методических материалов, представленных в методике, освоить современные методики и технологии бюджетирования;
  • дополнительно для компаний, которые только планируют серьезно заняться постановкой бюджетирования:
         - четко представляя себе конечный результат (на основе примера, содержащегося в методике бюджетирования), определиться с планом проекта по постановке бюджетирования практически с нуля, в т.ч. оценить все основные ресурсы, которые для этого понадобятся (люди, деньги и т.д.);
  • дополнительно для компаний, которые уже занимались постановкой бюджетирования (возможно и при помощи консультантов), но не достигли желаемого результата:
         - оценить (провести самодиагностику) действующую систему бюджетирования, сравнивая ее с примером, представленном в методике, для того чтобы понять, что в ней нужно исправить и улучшить;
         - определиться с планом реструктуризации действующей системы бюджетирования, ориентируясь на конечный результат (представленный в методике) проекта по постановке бюджетирования;
  • дополнительно для компаний, которые считают, что у них бюджетирование уже полностью внедрено и все работает так, как нужно:
         - критически оценить действующую систему бюджетирования (сравнивая ее с примером, представленном в методике), чтобы убедиться в том, что компания получает все те выгоды, которые имеют организации, где действительно внедрена полноценная система бюджетирования.

2. Содержание методики бюджетирования:
  • методика содержит пример описания полноценной системы бюджетирования, включающей все необходимые компоненты;
  • в методике представлено обобщение лучшей практики постановки бюджетирования в компаниях;
  • в состав методики входят методические материалы, с помощью которых можно ознакомиться с современными методиками и технологиями системы бюджетного управления компанией.

3. Разработчики методики бюджетирования:
  • методика разработана консультантами Компании РиК на основе многолетнего опыта (начиная с 1995 года) реализации консалтинговых проектов по постановке бюджетирования в компаниях и группах разного масштаба, работающих в различных отраслях;
  • руководителем проекта по созданию методики бюджетирования и одним из главных разработчиков является Александр Карпов – директор и ведущий консультант Компании РиК, автор серии книг "100% практического бюджетирования".

4. Технические характеристики методики по бюджетированию::
  • удобный формат гипертекстового документа;
  • удобная система навигации;
  • отсутствие необходимости в использовании специального программного обеспечения: достаточно наличия стандартных средств Microsoft Office.

5. Поддержка пользователей методики бюджетирования:
  • зарегистрированные пользователи методики могут воспользоваться бесплатной консультационной поддержкой: в течение 2-х месяцев с момента приобретения зарегистрированные пользователи имеют возможность задавать вопросы по электронной почте.

Содержание методики бюджетирования (версия 2.0):

1. Документы системы бюджетирования.
2. Методические материалы по бюджетированию.
3. Финансовая модель бюджетирования.


1. Документы системы бюджетирования


В папке "Документы" находятся следующие файлы:
  • аналитическая записка к бюджетам;
  • блок-схемы формирования бюджетов;
  • график подготовки документов при разработке плановых бюджетов компании;
  • методика планирования статей бюджетов;
  • описание управленческой учетной политики;
  • положение о бюджетном комитете;
  • Положение о бюджетировании;
  • положение о финансовой структуре компании;
  • форматы бюджетов.

    Эти образцы управленческой документации можно использовать при постановке системы бюджетирования, а также при существенном улучшении уже действующей системы (или ее элементов).

    Аналитическая записка к бюджетам


    В файле "Аналитическая записка к бюджетам.doc" представлен пример аналитической записки к бюджетам компании.

    Помимо бюджетов в компании обязательно должна составляться аналитическая записка, поясняющая и обосновывающая все ключевые моменты, учитываемые при составлении бюджетов.

    Генеральный директор в первую очередь может обращать внимание именно на аналитическую записку, даже не заглядывая в бюджеты. Ведь если он будет не согласен с некоторыми положения аналитической записки, то это значит, что и бюджеты нет смысла смотреть, поскольку их нужно будет переделать. Причем изменения в бюджетах могут быть существенными.

    Аналитическая записка к бюджетам содержит в себе в том числе описание ограничивающих факторов (узких мест) и основных гипотез и допущений, использованных при составлении бюджетов компании.

    Ограничивающие факторы, учитываемые при составлении бюджетов

    Блок-схемы формирования бюджетов

    В файле "Блок-схемы формирования бюджетов.ppt" представлены блок-схемы, отражающие зависимости между бюджетами.

    Это один из распространенных способов описания методики составления бюджетов.

    Причем формат описания методики бюджетирования в виде блок-схем, содержащийся в методике, отличается от других форматов тем, что в нем сочетаются и элементы методики и регламента бюджетирования.

    На схемах отображаются не только информационные потоки между бюджетами, но и ответственные за подготовку бюджетов, а также нормативные сроки их составление.

    Блок-схема формирования бюджетов

    Методика планирования статей бюджетов

    В файле "Методики планирования статей бюджетов.doc" представлено полное описание того, как планируются статьи всех бюджетов компании (в виде таблицы и в виде блок-схем формирования бюджетов), а также нормативы и ограничения (лимиты), использованные при планировании.

    В соответствии с данными методиками, настроены формулы в электронной финансовой модели бюджетирования, которая также входит в состав методики.

    Методика планирования статей бюджетов

    График подготовки документов при разработке плановых бюджетов компании

    В файле "График подготовки документов при разработке плановых бюджетов компании.mpp" (в формате Microsoft Project) представлен пример организационно-временного регламента подготовки документов в процессе бюджетирования.

    Это один из возможных вариантов описания организационно-временного регламента бюджетирования.

    График подготовки документов при разработке плановых бюджетов

    Описание управленческой учетной политики

    В файле "Описание учетной политики.doc" представлен пример описания управленческой учетной политики компании.

    Подробно описаны принципы признания доходов и расходов (статьи из бюджета доходов и расходов), а также активы и пассивы (статьи из бюджета по балансовому листу).

     Описание управленческой учетной политики

    Положение о бюджетировании

    В файле "Положение о бюджетировании.doc" представлен пример Положения о бюджетировании.

    Положение включает в себя описание целей бюджетирования, участников процесса бюджетирования, объектов бюджетирования, а также классификацию бюджетов компании, организационно-временной регламент бюджетирования и ответственность за его выполнение.

    Положение о бюджетировании - это центральный регламент в системе бюджетного управления.

    Положение о бюджетировании

    Положение о финансовой структуре

    В файле "Положение о финансовой структуре.doc" подробно описана финансовая структура компании, центры финансовой ответственности (ЦФО), методики заполнения бюджетов ЦФО и схемы мотивации ЦФО.

    В отличие от Положения о бюджетировании, Положение о финансовой структуре определяется ответственность за исполнение бюджетов (выполнение бюджетных показателей), а не за регламент бюджетирования (своевременная и качественная подготовка бюджетов).

    Положение о финансовой структуре


    Положение о бюджетном комитете

    В файле "Положение о БК.doc" представлен пример положения о бюджетном комитете компании.

    Данный регламент определяет состав и процедуру работы бюджетного комитета на всех стадиях бюджетного цикла компании, в т.ч. при согласовании и утверждении плановых и план-фактных бюджетов.

    Кроме того в нем прописывается порядок проведения заседаний бюджетного комитета.

    Положение о бюджетном комитете

    Глоссарий

    В файле "Глоссарий.doc" представлены определения основных терминов и понятий, используемых в системе бюджетного управления.

    В каждой компании обязательно должен быть разработан глоссарий всех терминов, применяемых в системе бюджетирования.

    За основу можно взять тот вариант, который представлен в методике.

    Глоссарий терминов по бюджетированию

    2. Методические материалы по бюджетированию

    В папке "Методические материалы" содержится:
  • статья о бюджетном управлении предприятием "Как не наступить на бюджетные грабли";
  • статья "Практика финансового моделирования", в которой подробно описан процесс создания финансовой модели компании;
  • методические материалы по бюджетированию в виде презентаций Power Point.

    Методические материалы представлены в виде курса семинара-практикума по бюджетированию.

    Методические материалы включают в себя восемь разделов по следующим темам:
    Раздел I. Бюджетирование как инструмент управления.
    Раздел II. Регламент системы бюджетирования.
    Раздел III. Финансовая модель бюджетирования.
    Раздел IV. Финансовая структура компании.
    Раздел V. Роль финансовой дирекции в бюджетировании.
    Раздел VI. Роль генерального директора в бюджетировании.
    Раздел VII. Бюджетный комитет компании.
    Раздел VIII. Технология постановки бюджетирования в компании.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Ближайший семинар по бюджетированию состоится 13-15 марта 2024 г.
    Примечание: для получения наибольшего эффекта от практического использования методики бюджетирования рекомендуется пройти обучение на семинаре-практикуме.

    Это можно сделать одним из трех способов:
    – записаться на открытый семинар-практикум по бюджетированию;
    – заказать проведение корпоративного семинара-практикума по бюджетированию;
    – заказать проведение интернет-семинара по бюджетированию.

    3. Финансовая модель бюджетирования

    Финансовая модель бюджетирования, представленная в методике, включает в себя следующие бюджеты:
  • финансовые бюджеты компании:
         - бюджет доходов и расходов (БДР);
         - бюджет движения денежных средств (БДДС);
         - бюджет по балансовому листу (ББЛ);
  • детализированные функциональные бюджеты, в том числе:
         - несколько бюджетов продаж (с аналитикой по каналам сбыта: розничные продажи, оптовые продажи, продажи через филиал);
         - бюджет коммерческих расходов;
         - бюджет производства;
         - бюджет запасов готовой продукции;
         - несколько бюджетов закупок материалов (с аналитикой по поставщикам);
         - бюджет транспортных расходов (с использованием разных схем доставки для разных каналов сбыта);
         - бюджет общепроизводственных накладных затрат;
         - графики планово-предупредительных ремонтов (ППР), в соответствии с которыми подробно расписаны статьи расходов на ремонт и обслуживание основных средств;
         - бюджет оплаты труда;
         - бюджет административных расходов;
         - бюджет налогов;
  • инвестиционные бюджеты проектов развития (реализована возможность наблюдения дальнейшего развития компании после завершения инвестиционных проектов, с учетом или без учета инвестиционных проектов):
         - инвестиционный бюджет проекта развития "Создание филиала";
         - инвестиционный бюджет проекта развития "Вывод нового продукта";
         - инвестиционный бюджет проекта развития "Закупка нового производственного оборудования";
  • бюджеты центров финансовой ответственности (ЦФО) с применением различных схем мотивации, в т.ч.:
         - бюджет ЦФО "Отдел маркетинга" (центр прибыли);
         - бюджет ЦФО "Отдел продаж" (центр прибыли);
         - бюджет ЦФО "Дирекция по производству" (центр затрат);
         - бюджет ЦФО "Отдел снабжения" (центр затрат);
         - бюджет ЦФО "Транспортный отдел" (центр затрат).

    В папке "Финансовая модель компании" находится файл с одноименным названием, содержащий пример интегрированной финансовой модели бюджетирования с полным перечень взаимосвязанных бюджетов компании.

    Бюджет по балансовому листу (прогнозный баланс) в Excel

    Стоимость методики "Бюджетное управление предприятием" (версия 2.0):
  • стоимость 1 экз. – 8 900 руб.;
  • методика отправляется по электронной почте (или присылается ссылка на скачивание при оплате онлайн);
  • зарегистрированные пользователи методики могут воспользоваться бесплатной консультационной поддержкой: в течение 2-х месяцев с момента приобретения зарегистрированные пользователи имеют возможность задавать вопросы по электронной почте.

    Примечание: если приобретается вторая версия методики по бюджетированию, то первая версия поставляется БЕСПЛАТНО.

    Скачать презентацию методики (в формате Power Point)

    .

    Заказать методику "Бюджетное управление предприятием (версия 2.0)"


    (ЕСЛИ ОПЛАТА БУДЕТ ОТ ЮРЛИЦА)

    Если оплата будет от физлица, то методику можно приобрести и получить онлайн.