Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по бюджетированию и управленческому учету можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Самые привлекательные предложения для соискателей
Крупному динамично развивающемуся многопрофильному холдингу требуются: финансовый директор (от 500 тыс. руб.), начальник ПЭО (от 300 тыс. руб.), экономист (от 220 тыс. руб.).
Электронные курсы > Технология разработки финансовой модели и составления бюджетов > Часть 6. Бюджет общепроизводственных накладных затрат. Бюджет административно-управленческих затрат

Часть 6. Бюджет общепроизводственных накладных затрат. Бюджет административно-управленческих затрат

В этой части электронного курса "Технология разработки финансовой модели и составления бюджетов" будут рассмотрены примеры модели бюджета общепроизводственных накладных затрат и бюджета административно-управленческих затрат.

Бюджет общепроизводственных накладных затрат

Бюджет общепроизводственных накладных затрат содержит часть финансово-экономических показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса "Производство" (см. Табл. 15).

В нем представлены затраты, которые должна понести компания, чтобы обеспечить выполнение бюджета производства. Вместе с бюджетом производства бюджет общепроизводственных накладных затрат полностью описывают бизнес-процесс "Производство".

Также бюджет общепроизводственных накладных затрат используется при консолидации финансовых бюджетов в части доходов и расходов. А именно, общепроизводственные накладные затраты включаются в производственные расходы.

Таблица 15. Пример бюджета общепроизводственных накладных затрат

Статьи бюджета
год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Накладные общепроизводственные затраты (тыс. руб.) 11 328 979 969 959 949 939 929 919 909 919 929 959 969
  Амортизация ОС дирекции по логистике и производству 864 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72
  Аренда складов 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
  Энергетические расходы 1 380 150 140 130 120 110 100 90 80 90 100 130 140
  Зарплата персонала производственного и логистического блока 6 804 567 567 567 567 567 567 567 567 567 567 567 567
  Содержание и ремонт производственного оборудования 480 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40
  Содержание и ремонт транспортных средств 480 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40
  Прочие постоянные накладные расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
Доля общепроизводственных затрат в выручке 7% 9% 7% 6% 6% 7% 7% 10% 12% 6% 6% 6% 6%
Оплата накладных общепроизводственных затрат (тыс. руб.) 3 660 340 330 320 310 300 290 280 270 280 290 320 330
  Аренда складов 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
  Энергетические расходы 1 380 150 140 130 120 110 100 90 80 90 100 130 140
  Содержание и ремонт оборудования 480 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40
  Текущий ремонт оборудования и транспортных средств 480 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40 40
  Прочие постоянные накладные расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
Общепроизводственные расходы 10 770 927 919 910 902 893 885 876 868 876 885 910 919

Отметим, что набор статей определяется спецификой деятельности компании. То есть в разных компаниях состав бюджета общепроизводственных накладных затрат может отличаться. Рассмотрим показатели, которые используются в нашем примере.

Амортизация основных средств дирекции по логистике и производству также включена в бюджет, т.к. все расходы подразделений, отвечающих за процесс производства должны включаться в производственные расходы предприятия.

Таким образом, данная амортизация должна быть включена в бюджет общепроизводственных расходов.

Энергетические расходы заполняются с учетом фактора сезонности. То есть считается, что зимой расходы на электроэнергию больше за счет отопления помещений.

Зарплата персонала производственного и логистического блоков включены в бюджет, потому что относятся непосредственно к процессу производства.

Содержание и ремонт производственного оборудования и транспортных средств также нужно учитывать при подсчете производственных расходов.

В принципе, если сложно запланировать этот вид расходов, то нужно подойти более подробно к заполнению значений, а именно, заполнять статьи расходов на содержание и ремонт с учетом графика планово-предупредительных работ, который готовится в службе главного инженера.


Пример расчета затрат на ремонт можно найти в модели, которая входит в состав CD-решения "Бюджетное управление предприятием" (версия 2.0)
Описание этой модели можно найти в Книге 3 "Финансовая модель бюджетирования" (Серия книг "100% практического бюджетирования")


В прочие постоянные накладные расходы собраны все незначительные статьи расходов, такие как канцелярские принадлежности, связь, проезд и т.д.

Примечание. При составлении бюджетов рекомендуется пользоваться принципом приоритетов, то есть подробно описывать статьи, существенно влияющие на финансово-экономическое состояние компании, и менее детализировано отображать статьи, составляющие малую часть доходов или расходов. Поэтому канцелярия, связь и проезд объединены в одну статью прочих накладных расходов. По аналогии с прочими коммерческими расходами, прочие постоянные накладные расходы оформлены в виде фонда, который может быть полностью израсходован либо не полностью. Просто прочие расходы составляют ничтожную часть общепроизводственных расходов, поэтому целесообразно объединить их и не тратить время, подсчитывая значение с точностью до копеек.

Бюджет административно-управленческих затрат

Бюджет административно-управленческих затрат необходим для управления затратами на поддержание управленческой инфраструктуры (см. Табл. 16).

Таблица 16. Пример бюджета административно-управленческих затрат

Статьи бюджета
год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Административно-управленческие затраты (тыс. руб.) 13 722 1 096 1 096 1 243 1 096 1 096 1 242 1 096 1 096 1 227 1 096 1 096 1 242
  Амортизация 1296 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108
  Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
  Содержание зданий и сооружений 600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
  Зарплата управленческого персонала 8316 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693 693
  Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
  Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
  Командировочные расходы 1200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
  Проценты за кредит 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
  Налог на имущество 570 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0 146
  Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Доля АУЗ в выручке 8% 10% 8% 8% 7% 8% 9% 12% 15% 8% 7% 6% 7%
Оплата административно-управленческих затрат (тыс. руб.) 4 114 445 295 295 442 295 295 441 295 295 426 295 295
  Аренда офиса 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
  Содержание зданий и сооружений 600 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
  Канцелярские расходы 120 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10
  Услуги связи 360 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30 30
  Командировочные расходы 1 200 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
  Проценты за кредит 0   0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
  Налог на имущество 574 150 0 0 147 0 0 146 0 0 131 0 0
  Прочие расходы 60 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Административно-управленческие расходы 13 182 1 051 1 051 1 198 1 051 1 051 1 197 1 051 1 051 1 182 1 051 1 051 1 197
Выплаты по административно-управленческим затратам с НДС 3 540 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295 295

Рассмотрим более подробно статьи, вошедшие в состав бюджета административно-управленческих затрат. Отметим, что административно-управленческие затраты – это те самые затраты, которые сложнее всего напрямую связать с бизнесом.

То есть административно-управленческие затраты относятся к условному бизнес-процессу, который чуть выше мы назвали "Администрирование".

Структура бюджета административно-управленческих затрат похожа на структуру бюджетов остальных затрат компании: бюджет административно-управленческих затрат разделен на две части.

В частности, для упрощения процесса консолидации финансовых бюджетов, в бюджете административно-управленческих затрат сделано разделение на расходы и выплаты. Расходы используются при консолидации бюджета доходов и расходов, а выплаты – при консолидации бюджета движения денежных средств.

Амортизация основных средств подразделений, работа которых не связана напрямую с бизнес-процессами относится к административно-управленческим затратам.

Здесь просуммирована амортизация всех подразделений компании, кроме основных средств дирекции по маркетингу и продажам, производственной и логистических дирекций.

Аренда офиса также включена в бюджет административно-управленческих затрат, которые иногда называют общефирменными. Аренду офиса сложно привязать к какому-либо бизнес-процессу.

Содержание зданий и сооружений. Здесь имеются в виду здания, назначение которых нельзя привязать к конкретному бизнес-процессу. К данной статье расходов можно отнести, например, содержание собственного офиса или стоянки для автомобилей сотрудников.

Зарплата управленческого персонала. Здесь учитывается заработная плата функциональных подразделений таких, как финансовая дирекция, дирекция по персоналу, секретариат и высшее руководство компании.

В бюджете административно-управленческих затрат канцтовары, услуги связи и командировочные разделяются, т.к. в целом по компании (за исключением соответствующих расходов дирекций по производству и по маркетингу и продажам, которые включены в общепроизводственные и коммерческие соответственно), они могут составлять существенную часть административно-управленческих затрат.

В нашем случае командировочные расходы сотрудников управленческого блока было сложно запланировать, т.к. их было довольно много и они были по большей части непредсказуемыми. Поэтому на основе анализа статистики командировочных расходов за прошлые периоды решили выделить некоторый фонд на командировочные расходы.

Проценты за кредит отнесены к административно-управленческим затратам потому, что если возникнет ситуация, когда остаток денежных средств на конец периода по компании будет отрицательным, то будет взят кредит для обеспечения положительности остатка денежных средств.

В данном случае, т.к. кредит непосредственно относится к деятельности компании, проценты по кредиту отнесены к административно-управленческим затратам. В бухгалтерском учете они должны относиться к прочим операционным расходам.

Но опять же, в данном примере рассматривается управленческий учет и, в соответствии с принятой учетной политикой, проценты за кредит отнесли к общефирменным расходам, поэтому они включены в бюджет административно-управленческих затрат.

В отличие от бухгалтерской отчетности в управленческой отчетности налог на имущество также можно отнести к административно-управленческим затратам, т.к. по сути налог на имущество относится к расходам на поддержание деятельности компании в целом.

Помимо классифицированных статей могут быть непредвиденные расходы. Для этого выделена отдельная статья прочих административно-управленческих затрат, которая оформлена в виде фонда, выделяемого на погашение непредвиденных общефирменных расходов.

Так же в бюджете административно-управленческих затрат присутствует важный показатель, отражающий долю административно-управленческих затрат в выручке компании. Вообще говоря, считается, что если административно-управленческие расходы компании составляют существенную долю в выручке, то это должно послужить сигналом для серьезного анализа причин сложившейся ситуации.

И действительно, как уже упоминалось выше, административно-управленческих затрат – это затраты, которые сложнее всего связать с бизнесом. Поэтому, если они начинают "съедать" существенную часть доходов компании, то стоит призадуматься над причинами такого роста административно-управленческих затрат.

Опять же видно, что в данной компании периоды начислений совпадают с периодами оплаты. В ином случае было бы необходимо составлять график оплаты административно-управленческих затрат.



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данному курсу Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Ответы на Ваши вопросы будут направлены в течение нескольких дней с момента получения.

Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Электронные курсы по бюджетированию и управленческому учету".


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

52 − = 50