Электронные курсы > Технология разработки финансовой модели и составления бюджетов > Часть 9. Нормативные документы. Подводим итоги

Часть 9. Нормативные документы. Подводим итоги

В этой части электронного курса "Технология разработки финансовой модели и составления бюджетов" будут рассмотрены нормативные документы и подведены итоги.

Нормативные документы

Выше упоминались положения, регламентирующие процесс бюджетирования, такие как: положение о бюджетировании, положение о бюджетном комитете, аналитическая записка к бюджетам, методики планирования и описание учетной политики.

Рассмотрим некоторые нюансы, которые необходимо учитывать при составлении вышеперечисленных документов.


Подробнее о регламентации бюджетирования можно прочитать в Книге 2 "Регламент системы бюджетирования" (Серия книг "100% практического бюджетирования")

Положение о бюджетном комитете

Данное положение регламентирует деятельность коллегиального органа, состоящего, как правило, из руководителей компании. Основными задачами бюджетного комитета является рассмотрение проектов бюджетов, утверждение бюджетов и результатов план-фактного анализа.

В положении о бюджетном комитете должны быть определены функции, состав бюджетного комитета и регламент проведения заседаний.

Положение о бюджетировании

Фактически это основной документ, регламентирующий процесс бюджетирования. Состав положения определяется с учетом специфики деятельности компании, но есть ряд разделов, которые должны быть в наличии независимо от деятельности компании.

Положение о бюджетировании должно определять цели системы бюджетирования, участников процесса бюджетирования, объекты бюджетирования, классификатор бюджетов на основе выделенных объектов бюджетирования, организационно-временной регламент бюджетирования и ответственность за исполнение регламента бюджетирования.


Одним из самых важных разделов положения о бюджетировании является организационно-временной регламент бюджетирования.

В данном разделе должны быть отражены сроки составления бюджетов, а точнее сроки сбора информации, заполнения бюджета, согласования и утверждения.

Например, бюджет производства не может быть составлен без сведений о планируемых продажах, поэтому очевидно, что он должен заполняться после составления бюджета продаж.

Таким образом, организационно-временно регламент должен составляться с учетом логических взаимосвязей между бюджетами. Наиболее удобный способ отражения логических взаимосвязей между бюджетами – это диаграммы Ганта.

Существенно облегчить разработку организационно-временного регламента может описание методик составления бюджетов компании.

Описание методик составления бюджетов

Содержит информацию о методиках заполнения значений каждой статьи из каждого бюджета. Один из возможных вариантов – это составить методики планирования статей бюджетов в виде таблицы со следующими графами: название статьи, методика планирования, ответственные.

В формате такой таблицы должны быть описаны все статьи всех бюджетов компании.

То есть должны быть подробно описаны методики планирования бюджетов и прописаны ответственные за подготовку данных. Так же полезно отразить взаимосвязи бюджетов в виде блок-схем.

Приведем пример описания методик планирования статей (см. Табл. 24) и блок-схему формирования бюджета производства (см. Рис. 2).

Таблица 24. Пример описания методики планирования бюджета производства

Консолидирует: экономист по производству ПЭО

Статьи бюджета

Методика планирования

Ответственный

Запланированные продажи, ед.

Берутся из бюджета продаж.

Отдел маркетинга

Желаемый запас готовой продукции на конец периода, ед.

Вычисляется с учетом норматива запаса продукции и запланированных продаж на следующий период. Равняется произведению норматива запаса продукции на продажи следующего периода.

Экономист по логистике ПЭО

Запланированный запас продукции на начало периода

Желаемый запас готовой продукции на конец предыдущего периода. А желаемые запасы на начало первого периода являются прогнозной величиной. Составляется сотрудниками отдела продаж, производства и отдела снабжения с учетом бюджета, который составлялся на предыдущий год и с учетом фактического его исполнения.

Экономист по логистике ПЭО

Объем производства, ед.

Расчетная величина. Объем производства = запланированные продажи + желаемый запас готовой продукции на конец периода – запланированный запас готовой продукции на начало периода.

Экономист по производству ПЭО


Имея подробное описание методик планирования бюджетов и блок-схем формирования бюджетов, можно без особого труда с учетом логических связей между бюджетами составить организационно-временной регламент бюджетирования.

На практике в методики часто включают описание нормативов и ограничений (лимитов), используемых при планировании.

Рисунок 2. Пример блок-схемы формирования бюджета производства

Пример блок-схемы формирования бюджета производства



Аналитическая записка

К проекту каждого бюджета должна прилагаться аналитическая записка, поясняющая конкретные значения показателей, а также гипотезы и допущения, использованные при планировании.


Аналитическая записка облегчает процесс согласования и утверждения бюджетов.

При вынесении проектов бюджетов на утверждение бюджетному комитету, финансовой службой должна готовиться консолидированная аналитическая записка в целом по бюджетам.

Она должна содержать основные гипотезы и допущения, ограничивающие факторы, использованные при составлении бюджетов, а также анализ динамики ключевых показателей на плановый период.

Описание управленческой учетной политики

Как уже упоминалось, учетная политика определяет правила, основываясь на которых, должны формироваться значения финансово-экономических показателей бюджетов. Эти правила используются не только при формировании фактических бюджетов, но и плановых.

Например, в учетной политике одной компании было записано, что доходы Компании в лизинговой деятельности, оптовой торговле и внешнеторговой деятельности признаются выручкой в момент передачи продукции (товаров, работ, услуг) и предъявлении счетов-фактур покупателям и заказчикам, если иное не предусмотрено условиями договора (например, переход права собственности по факту оплаты продукции, товаров, работ, услуг).

Получается, что при такой формулировке доходы могут быть учтены, как угодно. Спрашивается, как можно принимать эффективные решения на основе такой информации.

Если же и по остальным элементам финансовой и управленческой отчетности будут такие же неопределенности, при которых возможны различные варианты учета, то пользоваться такой управленческой отчетностью для принятия решений будет просто опасно для компании.

Подводим итоги

Таким образом, мы рассмотрели процесс создания финансовой модели предприятия. Несмотря на то, что она включает в себя только самое основное, разработанная финансовая модель существенно повышает управляемость компании и, соответственно, увеличивает эффективность работы.

Как уже упоминалось, это лишь первые шаги на пути внедрения системы бюджетирования. Полученную финансовую модель надо будет еще детализировать, потом "обкатывать". Процесс "обкатки" сам по себе занимает примерно пол года.

За это время предстоит "привыкнуть" к бюджетированию деятельности, устранить ошибки и неточности созданной модели. Также можно начинать описывать финансовую структуру и создавать бюджеты ЦФО для мотивации персонала.

После того, как модель будет отлажена, ее можно будет автоматизировать: часть технического задания уже будет в виде нормативных документов. В итоге процесс управления компанией станет гораздо эффективней.

В рамках данного электронного курса мы не ставили целью описать процесс внедрения системы бюджетирования в мельчайших подробностях, а лишь попытались описать основные принципы финансового моделирования деятельности компании. Надеемся, что изложенный материал окажется для вас полезным.


Рекомендация

Для лучшего усвоения материалов данного электронного курса рекомендуем попробовать самим составить такую модель в электронных таблицах и проверить сходится ли она с числовыми значениями, содержащимися в таблицах электронного курса.


Если у вас возникнут какие-то трудности, то вы можете воспользоваться методикой "Бюджетное управление предприятием" (версия 1.0 или 2.0). В состав этих методик входит финансовая модель бюджетирования в формате электронных таблиц.


В этих файлах можно посмотреть формулы расчета всех бюджетных показателей, используемых в модели

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по бюджетированию состоится 22-24 января 2025 г.
Примечание: более подробно технология разработки финансовой модели бюджетирования и составления бюджетов рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит Александр Карпов.





Если у Вас возникли какие-то вопросы по данному курсу Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Ответы на Ваши вопросы будут направлены в течение нескольких дней с момента получения.

Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Электронные курсы по бюджетированию и управленческому учету".


Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + = 13