Часть 9. Нормативные документы. Подводим итоги
Нормативные документы
Рассмотрим некоторые нюансы, которые необходимо учитывать при составлении вышеперечисленных документов.
|
Положение о бюджетном комитете
В положении о бюджетном комитете должны быть определены функции, состав бюджетного комитета и регламент проведения заседаний.
Положение о бюджетировании
Положение о бюджетировании должно определять цели системы бюджетирования, участников процесса бюджетирования, объекты бюджетирования, классификатор бюджетов на основе выделенных объектов бюджетирования, организационно-временной регламент бюджетирования и ответственность за исполнение регламента бюджетирования.
Одним из самых важных разделов положения о бюджетировании является организационно-временной регламент бюджетирования. |
Например, бюджет производства не может быть составлен без сведений о планируемых продажах, поэтому очевидно, что он должен заполняться после составления бюджета продаж.
Таким образом, организационно-временно регламент должен составляться с учетом логических взаимосвязей между бюджетами. Наиболее удобный способ отражения логических взаимосвязей между бюджетами – это диаграммы Ганта.
Существенно облегчить разработку организационно-временного регламента может описание методик составления бюджетов компании.
Описание методик составления бюджетов
В формате такой таблицы должны быть описаны все статьи всех бюджетов компании.
То есть должны быть подробно описаны методики планирования бюджетов и прописаны ответственные за подготовку данных. Так же полезно отразить взаимосвязи бюджетов в виде блок-схем.
Приведем пример описания методик планирования статей (см. Табл. 24) и блок-схему формирования бюджета производства (см. Рис. 2).
Консолидирует: экономист по производству ПЭО
Статьи бюджета |
Методика планирования |
Ответственный |
Запланированные продажи, ед. |
Берутся из бюджета продаж. |
Отдел маркетинга |
Желаемый запас готовой продукции на конец периода, ед. |
Вычисляется с учетом норматива запаса продукции и запланированных продаж на следующий период. Равняется произведению норматива запаса продукции на продажи следующего периода. |
Экономист по логистике ПЭО |
Запланированный запас продукции на начало периода |
Желаемый запас готовой продукции на конец предыдущего периода. А желаемые запасы на начало первого периода являются прогнозной величиной. Составляется сотрудниками отдела продаж, производства и отдела снабжения с учетом бюджета, который составлялся на предыдущий год и с учетом фактического его исполнения. |
Экономист по логистике ПЭО |
Объем производства, ед. |
Расчетная величина. Объем производства = запланированные продажи + желаемый запас готовой продукции на конец периода – запланированный запас готовой продукции на начало периода. |
Экономист по производству ПЭО |
Имея подробное описание методик планирования бюджетов и блок-схем формирования бюджетов, можно без особого труда с учетом логических связей между бюджетами составить организационно-временной регламент бюджетирования.
На практике в методики часто включают описание нормативов и ограничений (лимитов), используемых при планировании.
Аналитическая записка
Аналитическая записка облегчает процесс согласования и утверждения бюджетов. |
Она должна содержать основные гипотезы и допущения, ограничивающие факторы, использованные при составлении бюджетов, а также анализ динамики ключевых показателей на плановый период.
Описание управленческой учетной политики
Например, в учетной политике одной компании было записано, что доходы Компании в лизинговой деятельности, оптовой торговле и внешнеторговой деятельности признаются выручкой в момент передачи продукции (товаров, работ, услуг) и предъявлении счетов-фактур покупателям и заказчикам, если иное не предусмотрено условиями договора (например, переход права собственности по факту оплаты продукции, товаров, работ, услуг).
Получается, что при такой формулировке доходы могут быть учтены, как угодно. Спрашивается, как можно принимать эффективные решения на основе такой информации.
Если же и по остальным элементам финансовой и управленческой отчетности будут такие же неопределенности, при которых возможны различные варианты учета, то пользоваться такой управленческой отчетностью для принятия решений будет просто опасно для компании.
Подводим итоги
Как уже упоминалось, это лишь первые шаги на пути внедрения системы бюджетирования. Полученную финансовую модель надо будет еще детализировать, потом "обкатывать". Процесс "обкатки" сам по себе занимает примерно пол года.
За это время предстоит "привыкнуть" к бюджетированию деятельности, устранить ошибки и неточности созданной модели. Также можно начинать описывать финансовую структуру и создавать бюджеты ЦФО для мотивации персонала.
После того, как модель будет отлажена, ее можно будет автоматизировать: часть технического задания уже будет в виде нормативных документов. В итоге процесс управления компанией станет гораздо эффективней.
В рамках данного электронного курса мы не ставили целью описать процесс внедрения системы бюджетирования в мельчайших подробностях, а лишь попытались описать основные принципы финансового моделирования деятельности компании. Надеемся, что изложенный материал окажется для вас полезным.
Для лучшего усвоения материалов данного электронного курса рекомендуем попробовать самим составить такую модель в электронных таблицах и проверить сходится ли она с числовыми значениями, содержащимися в таблицах электронного курса. |
|
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данному курсу Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Ответы на Ваши вопросы будут направлены в течение нескольких дней с момента получения. Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Электронные курсы по бюджетированию и управленческому учету". |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.