Гипотезы и предположения
Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
bud-tech.ru
Эти гипотезы находятся в головах тех специалистов и менеджеров, которые принимали активное участие в составлении бюджетов. Если же эти сотрудники по каким-либо причинам не будут в будущем работать (или уйдут в отпуск, или заболеют, или уволятся, или будут переведены в другое подразделение компании) в вашей компании, то всю эту информацию они унесут с собой.
Наличие гипотез, во-первых, позволит менеджерам оценить качество используемой финансовой модели, а значит, и качество расчетов, которые были с ее помощью сделаны. Одно дело, когда менеджеру просто показывают проект бюджета, то есть одну табличку с цифрами, а другое дело, когда к этому бюджету есть соответствующие комментарии, которые поясняют, почему цифры получились именно такими. Во-вторых, стоит задуматься, почему происходит отклонение факта от плана.
Одна из причин заключается в том, что либо некоторые гипотезы оказалась неверными, либо не учли какой-то важный фактор, который существенным образом влияет на бюджетные показатели вашей компании. Наличие формализованного перечня гипотез и предположений облегчит компании проведение план-фактного анализа и позволит повысить качество планирования на следующие плановые периоды.
По сути, гипотезы определяют, каким образом в бюджетах будет учитываться влияние ограничивающих факторов на показатели компании. Гипотезы и предположения являются наиболее изменчивой частью информационного поля системы бюджетирования (см. Рис. 1). Это связано с тем, что сами факторы, учитываемые при составлении бюджетов, могут меняться, а также в последующие периоды могут строиться другие гипотезы о том, как тот или иной фактор влияет на бюджетные показатели компании. Таким образом, все используемые гипотезы должны содержаться не в описании финансовой модели бюджетирования, а уже в аналитической записке к бюджетам.
№ |
Формулировка гипотезы |
При расчете каких показателей используется |
Оценка влияния гипотезы на показатели |
1 |
Маркетинговые гипотезы |
||
1.1 |
Изменение продаж за счет сезонных изменений |
Запланированные продажи
|
План формируется отделом маркетинга с учетом сезонности (пик продаж приходится на 4й месяц). Колебания объемов продаж ±35% |
1.2 |
Увеличение объемов продаж после завершения проекта создания нового филиала |
Запланированные продажи |
После завершения проекта продажи возрастут на величину продаж филиала |
1.3 |
Зависимость продаж от рекламной кампании |
Запланированные продажи |
План продаж формируется с учетом плана рекламных мероприятий |
1.4 |
Зависимость объема продаж от ценовой политики |
Запланированные продажи |
План формируется с учетом эластичности спроса по цене. В данном примере цены не меняются в течение года |
1.5 |
Бесперебойность работы компании |
Запланированные продажи |
План формируется с учетом условия бесперебойной работы компании и отсутствия проблем с отгрузкой |
1.6 |
Неизменность постоянных коммерческих расходов |
Постоянные коммерческие расходы |
Считается, что за плановый период они остаются неизменными |
1.7 |
Периоды начисления и оплаты совпадают |
Коммерческие расходы |
Считается, что расходы начисляются и выплачиваются в одном месяце |
2 |
Производственные гипотезы |
||
2.1 |
Отсутствие бракованной продукции |
Накладные затраты |
Считается, что процент бракованной продукции близок к нулю |
2.2 |
Бесперебойность работы оборудования |
Объем продаж Объем производства Запасы готовой продукции |
Бесперебойность работы оборудования гарантирует выполнение плана продаж и выполнение складских нормативов |
2.3 |
Одновременность начислений и выплат |
Накладные затраты |
Считается, что периоды начисления совпадают с периодами оплаты |
2.4 |
Неизменность постоянных накладных затрат (кроме энергетических расходов) |
Накладные затраты |
Считается, что постоянная часть накладных затрат остается неизменной в течение планового периода |
2.5 |
Сезонное изменение энергетических расходов |
Энергетические расходы |
Считается, что зимой потребление электроэнергии больше, чем летом. Отклонения ±50% от среднего энергопотребления. |
3 |
Логистические гипотезы |
||
3.1 |
Бесперебойность поставки сырья |
Объем производства Объем продаж Запасы готовой продукции |
Бесперебойность поставок сырья гарантирует выполнение плана продаж и выполнение складских нормативов |
3.2 |
Производство полностью потребляет заявленные ТМЦ |
Закупка материалов Запасы материалов |
Точное и полное потребление производством заявленных МР обеспечивает выполнение складских нормативов |
4 |
Финансовые гипотезы |
||
4.1 |
Незначительность уровня инфляции |
Практически все показатели |
Считается, что уровень инфляции не сильно влияет на запланированные финансово-экономические показатели (т.е. уровень инфляции ?20% в год) |
4.2 |
Своевременная оплата налогов |
Оплата налогов |
Считается, что налоги, начисленные в текущем месяце, оплачиваются в следующем |
4.3 |
Наличие возможностей своевременного привлечения заемных средств |
Краткосрочные кредиты и займы |
Сценарий развития зависит в т.ч. от возможностей предприятия по привлечению заемных средств |
5 |
Общие гипотезы, использованные при планировании |
||
5.1 |
Постоянство цен на продукты, материалы |
Стоимость продуктов Стоимость материалов |
Цены считаются неизменными в течение года |
5.2 |
Использование коэффициентов инкассации |
Коэффициенты инкассации |
Считается, что коэффициенты инкассации по факту в прошлом отчетном периоде (году) сохранятся в следующем году |
5.3 |
Постоянство окладов |
Заработная плата |
Считается, что постоянная часть зарплат не изменяется в течение планового периода |
5.4 |
Неизменность постоянных АУЗ |
Постоянные АУЗ |
Считается, что постоянная часть АУЗ остается неизменной в течение планового периода |
5.5 |
Одновременность начислений и выплат по АУЗ |
АУЗ, АУВ |
Считается, что периоды начисления и выплат АУЗ совпадают |
Необходимо отметить один очень важный момент. Для того чтобы научиться правильно формулировать гипотезы, нужно, во-первых, обладать достаточной смелостью, а во-вторых, большим упорством. Необходимо признать, что сразу правильно сформулировать гипотезы почти ни у кого не получается. Важно не допускать того, чтобы у участников процесса бюджетирования опускались руки после нескольких неудачных попыток. Причем необходимо понимать, что очень активную позицию в этом вопросе должна занимать финансовая дирекция компании (см. Книгу 5 «Роль финансовой дирекции в бюджетировании»).
Как уже было отмечено, все формулировки гипотез, использованных при составлении бюджетов, должны быть зафиксированы в аналитической записке к бюджетам. Сам процесс подготовки аналитической записки похож на сбор данных при подготовке консолидированных (финансовых) бюджетов компании. Другими словами, аналитическую записку должна готовить не одна финансовая дирекция. Собирая проекты бюджетов с подразделений, финансовая дирекция также должна требовать и аналитические пояснения.
По сути дела это будут части будущей полной аналитической записки, которую должна будет консолидировать финансовая дирекция. То есть речь идет о том, что гипотезы должны формулировать все участники процесса бюджетирования, а не только финансовая дирекция. Так вот, финансовая дирекция должна проявить большую настойчивость не только в сборе бюджетов от подразделений, но также и в сборе гипотез и предположений. При этом нужно понимать, что подразделения могут достаточно долго пытаться доказать прежде всего генеральному директору, что, например, планировать их деятельность просто невозможно.
И вообще они могут длительное время не оставлять попыток убедить руководство в том, что постановка бюджетирования – это не самая лучшая идея, поэтому не стоит тратить на это время. Генеральному директору здесь очень важно не дать слабину и встать на сторону финансовой дирекции (см. Книгу 6 «Роль генерального директора в бюджетировании»). Он должен всем показать, что иного пути просто нет, поэтому необходимо учиться планировать. К тому же планирование – это одна из основных функций менеджеров (см. Книгу 1 «Бюджетирование как инструмент управления»). А без планирования эффективное управление поставить невозможно.
Следует отметить, что, к сожалению, каждой компании самостоятельно придется провести свою работу по поиску факторов и умению оценивать их влияние на бюджетные показатели. Это связано с тем, что для каждой компании эти факторы (и степень их влияния) могут быть свои. Особенно если эти компании работают в разных отраслях.
А вот для фармацевтических компаний это, наоборот, благоприятная возможность, поскольку данный фактор будет положительно влиять на увеличение продаж определенных препаратов. Таким образом, можно еще раз отметить, что умение определять факторы и строить гипотезы приходит с опытом, и этот опыт нужно будет нарабатывать в течение не одного месяца.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.