Статьи > Финансовая модель бюджетирования и управленческого учета
> Форматы операционных отчетов
Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
bud-tech.ru
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
В отличие от финансовых отчетов не существует какого-то стандартного набора и стандартных форм операционных отчетов.
Поэтому работа по разработке форматов операционных отчетов, как правило, занимает гораздо больше времени, чем создание форм финансовых отчетов.
Это значит, что при планировании проекта по постановке и автоматизации управленческого учета нужно заранее заложить достаточно времени, чтобы спроектировать действительно нужные и удобные в использовании операционные отчеты.
Если же подойти к выполнению этой работы не достаточно серьезно, то в итоге может получиться какая-то система, которой очень сложно пользоваться на практике.
Когда наша команда консультантов выполняла консалтинговый проект по постановке управленческого учета в одной небольшой торговой компании, то мы столкнулись с некоторыми трудностями, связанными как раз с плохой проработкой справочников статьей затрат и форматов управленческой отчетности.
Одной из задач, которую необходимо было решить в рамках данного проекта, было восстановление управленческой отчетности за последний год и проведение экспресс-анализа.
Еще в начале проекта директор нас заверил в том, что он сам лично активно участвует в процессе управленческого учета и ведет специальный управленческий журнал. Когда мы стали изучать этот журнал, то достаточно часто сталкивались с записями, которые было очень сложно понять.
Например, была такая запись: "Отдал 1 тыс. руб. Васе на каблук". В данном случае речь шла о том, что водителю Василию были выданы деньги под отчет на бензин для своего автомобиля Москвич 2717 (который в народе называется каблуком из-за своего профиля). Хотя директор точно не был уверен, на что конкретно он выделил эти деньги (на бензин, на ремонт или на другие цели).
В общем, из-за большого количества подобных записей мы смогли восстановить отчеты только за последние три месяца, потому что в более старых записях директор не был уверен, т.к. не мог вспомнить, что конкретно он имел ввиду, когда их делал в своем управленческом журнале.
Таким образом, еще раз нужно напомнить о том, что одной из важнейших характеристик управленческой отчетности является ее понятность.
В другой компании, занимающейся добычей рыбы, была примерно аналогичная ситуация.
При изучении управленческой отчетности этой компании мы могли сталкиваться с записями или статьями в отчетах, которые было очень сложно интерпретировать.
Например, в одном из операционных отчетов была такая статья: "получено 5 тыс. $ за рыбу". При этом совсем не понятно, от кого получено, за какой конкретно вид рыбы, отгружена эта рыба или нет и т.д.
Все эти примеры говорят о том, что низкий приоритет задачи постановки управленческого учета не может обеспечить успешность построения действительно эффективного инструмента управления.
Если по-простому, то операционные отчеты являются своего рода выдержками из финансовых отчетов. Причем в одном операционном отчете бывает удобно иметь несколько статей, которые могут относиться ко всем трем финансовым отчетам.
Например, отчет о продажах может содержать и выручку от реализации, и поступления денежных средств, и задолженности (дебиторскую и кредиторскую). Пример формата такого отчета о продажах представлен в таблице 1.
Таблица 1. Пример формата отчета о продажах

Понятно, что если ассортимент компании разбит на группы и подгруппы, то в статьях отчета они должны быть выделены. Причем данное замечание относится не только к статьям отчета, но и к аналитикам, по которым эти статьи детализируются.
Подобного рода отчеты достаточно удобно формировать и просматривать с использованием программного продукта, в котором используются возможности OLAP-технологии. Пример отчета о продажах, составленного с помощью такого КУБа, представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Пример отчета о продажах в OLAP-КУБе
Посмотреть такой отчет (и многие другие) "вживую" можно с помощью демо-версии ПК "ИНТЕГРАЛ", которую можно скачать здесь.
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по управленческому учету состоится 15-16 февраля 2021 г.
Как видно из этого примера, такие статьи отчета о продажах, как объем продаж и выручка от реализации, "раскрываются" в КУБе по двум аналитикам: продукты и каналы сбыта. А оставшиеся три статьи (поступления от продаж, дебиторская задолженность и авансы выданные) "раскрываются" по одной аналитике – контрагенты.
На самом деле выручку от реализации тоже можно было бы детализировать по контрагентам (если, конечно, у счета выручки есть такая аналитика), а вот поступления и задолженности, как правило, получать в разрезе продуктов может быть очень проблематично.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Постановка и автоматизация управленческого учета", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Форматы операционных отчетов
bud-tech.ru
Книга по управленческому учету
Методика управленческого учета
Программа для автоматизации управленческого учета
Семинар-практикум по управленческому учету:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по управленческому учету
Методика управленческого учета
Программа для автоматизации управленческого учета
Семинар-практикум по управленческому учету:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по управленческому учету
Поэтому работа по разработке форматов операционных отчетов, как правило, занимает гораздо больше времени, чем создание форм финансовых отчетов.
Это значит, что при планировании проекта по постановке и автоматизации управленческого учета нужно заранее заложить достаточно времени, чтобы спроектировать действительно нужные и удобные в использовании операционные отчеты.
Если же подойти к выполнению этой работы не достаточно серьезно, то в итоге может получиться какая-то система, которой очень сложно пользоваться на практике.
Когда наша команда консультантов выполняла консалтинговый проект по постановке управленческого учета в одной небольшой торговой компании, то мы столкнулись с некоторыми трудностями, связанными как раз с плохой проработкой справочников статьей затрат и форматов управленческой отчетности.
Одной из задач, которую необходимо было решить в рамках данного проекта, было восстановление управленческой отчетности за последний год и проведение экспресс-анализа.
Еще в начале проекта директор нас заверил в том, что он сам лично активно участвует в процессе управленческого учета и ведет специальный управленческий журнал. Когда мы стали изучать этот журнал, то достаточно часто сталкивались с записями, которые было очень сложно понять.
Например, была такая запись: "Отдал 1 тыс. руб. Васе на каблук". В данном случае речь шла о том, что водителю Василию были выданы деньги под отчет на бензин для своего автомобиля Москвич 2717 (который в народе называется каблуком из-за своего профиля). Хотя директор точно не был уверен, на что конкретно он выделил эти деньги (на бензин, на ремонт или на другие цели).
В общем, из-за большого количества подобных записей мы смогли восстановить отчеты только за последние три месяца, потому что в более старых записях директор не был уверен, т.к. не мог вспомнить, что конкретно он имел ввиду, когда их делал в своем управленческом журнале.
Таким образом, еще раз нужно напомнить о том, что одной из важнейших характеристик управленческой отчетности является ее понятность.
В другой компании, занимающейся добычей рыбы, была примерно аналогичная ситуация.
При изучении управленческой отчетности этой компании мы могли сталкиваться с записями или статьями в отчетах, которые было очень сложно интерпретировать.
Например, в одном из операционных отчетов была такая статья: "получено 5 тыс. $ за рыбу". При этом совсем не понятно, от кого получено, за какой конкретно вид рыбы, отгружена эта рыба или нет и т.д.
Все эти примеры говорят о том, что низкий приоритет задачи постановки управленческого учета не может обеспечить успешность построения действительно эффективного инструмента управления.
Если по-простому, то операционные отчеты являются своего рода выдержками из финансовых отчетов. Причем в одном операционном отчете бывает удобно иметь несколько статей, которые могут относиться ко всем трем финансовым отчетам.
Например, отчет о продажах может содержать и выручку от реализации, и поступления денежных средств, и задолженности (дебиторскую и кредиторскую). Пример формата такого отчета о продажах представлен в таблице 1.
Понятно, что если ассортимент компании разбит на группы и подгруппы, то в статьях отчета они должны быть выделены. Причем данное замечание относится не только к статьям отчета, но и к аналитикам, по которым эти статьи детализируются.
Подобного рода отчеты достаточно удобно формировать и просматривать с использованием программного продукта, в котором используются возможности OLAP-технологии. Пример отчета о продажах, составленного с помощью такого КУБа, представлен на рисунке 1.
Посмотреть такой отчет (и многие другие) "вживую" можно с помощью демо-версии ПК "ИНТЕГРАЛ", которую можно скачать здесь.
На самом деле выручку от реализации тоже можно было бы детализировать по контрагентам (если, конечно, у счета выручки есть такая аналитика), а вот поступления и задолженности, как правило, получать в разрезе продуктов может быть очень проблематично.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Постановка и автоматизация управленческого учета", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.