Статьи > Регламент бюджетирования и управленческого учета > Роль регламентов в управленческом учете
Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
bud-tech.ru
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Регламентация процесса управленческого учета имеет очень важное значение, поэтому данному вопросу нужно уделять пристальное внимания и на этапе разработки регламента, и в процессе эксплуатации уже внедренной системы.
То есть при планировании проекта по постановке управленческого учета нужно обязательно предусмотреть этап, в ходе которого необходимо будет разработать и обкатать регламент управленческого учета.
Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить следующие основные функции регламентов в управленческом учете:наведение порядка в учетном процессе;
определение четкой и прозрачной системы учета;
четкое распределение ответственности за ведение управленческого учета;
обеспечение своевременной подготовки необходимых управленческих отчетов.
Таким образом, компания должна приучить себя к жесткой дисциплине, чтобы все необходимые данные о совершенных хозяйственных операциях собирались в нужном виде и в требуемые сроки. Затем эти данные должны без задержек вноситься в учетную информационную систему.
И наконец, к нужным срокам должны формироваться определенные управленческие отчеты, которые перед анализом или перед предоставлением их руководству должны быть тщательно проверены. То есть все эти функции должны выполняться быстро и четко.
В противном случае весь этот механизм управленческого учета не заработает, и никакой практической пользы от данной системы не будет. Руководство компании будет только постоянно выражать недовольство работой системы управленческого учета, причем, как правило, все шишки будут падать в основном на финансово-экономическую службу компании.
При этом забывается, что финансово-экономическая служба не может брать данные из воздуха. Информация в учетную систему должна вводиться на основе первичных документов (внешних и, может быть, внутренних), большинство из которых должны предоставляться в финансовую дирекцию соответствующими подразделениями. Если же не будут сданы документы, то они не будут внесены в систему, а значит, и не будут подготовлены требуемые управленческие отчеты.
Итак, для того чтобы в компании регулярно появлялись все необходимые отчеты, необходимо внедрить четкий регламент управленческого учета. При этом нужно помнить, что даже если в компании будет разработана очень подробная методика управленческого учета, но не будет механизма контроля исполнения регламента, то управленческая отчетность может быть существенно искажена.
В одной строительной компании, например, управленческая отчетность по объектам готовилась, так сказать, с оглядкой на владельца компании. То есть, если собственнику бизнеса казалось, что прибыль по какому-то объекту должна быть не менее какой-то величины, а на самом деле прорабы понимали, что в эту сумму по факту они не укладываются, то далее могли происходить следующие манипуляции.
Часть затрат, относящихся к одному объекту, перебрасывали на другой. Это делали путем списания некоторых материалов, использованных на строительство одного объекта, на один из тех, которые начали строить недавно.
Когда новые проекты подходили к завершению, то все происходило по тому же сценарию. Часть затрат, относящихся к старым проектам, переносили на новые. Так вот и перекидывались затраты со старых объектов на новые.
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по управленческому учету состоится 20-21 мая 2024 г.
К сожалению, производственно-технический отдел на тот момент времени не мог осуществлять необходимые проверки и, по сути, просто ставил подпись, не глядя, на всех формах, подготавливаемых прорабами на списание материалов и по выполненным работам.
То есть формально методика управленческого учета работала правильно – все, что вводили в базу, использовалось при формировании управленческой отчетности. Причем все это было автоматизировано.
Но поскольку в базу попадала неверная информация, то и отчетность не могла отражать действительность. Кстати, после подготовки таких отчетов с «нужной» прибылью владелец компании назначал премии «героям капиталистического труда».
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Постановка и автоматизация управленческого учета", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Роль регламентов в управленческом учете
bud-tech.ru
То есть при планировании проекта по постановке управленческого учета нужно обязательно предусмотреть этап, в ходе которого необходимо будет разработать и обкатать регламент управленческого учета.
Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить следующие основные функции регламентов в управленческом учете:
Таким образом, компания должна приучить себя к жесткой дисциплине, чтобы все необходимые данные о совершенных хозяйственных операциях собирались в нужном виде и в требуемые сроки. Затем эти данные должны без задержек вноситься в учетную информационную систему.
И наконец, к нужным срокам должны формироваться определенные управленческие отчеты, которые перед анализом или перед предоставлением их руководству должны быть тщательно проверены. То есть все эти функции должны выполняться быстро и четко.
В противном случае весь этот механизм управленческого учета не заработает, и никакой практической пользы от данной системы не будет. Руководство компании будет только постоянно выражать недовольство работой системы управленческого учета, причем, как правило, все шишки будут падать в основном на финансово-экономическую службу компании.
При этом забывается, что финансово-экономическая служба не может брать данные из воздуха. Информация в учетную систему должна вводиться на основе первичных документов (внешних и, может быть, внутренних), большинство из которых должны предоставляться в финансовую дирекцию соответствующими подразделениями. Если же не будут сданы документы, то они не будут внесены в систему, а значит, и не будут подготовлены требуемые управленческие отчеты.
Итак, для того чтобы в компании регулярно появлялись все необходимые отчеты, необходимо внедрить четкий регламент управленческого учета. При этом нужно помнить, что даже если в компании будет разработана очень подробная методика управленческого учета, но не будет механизма контроля исполнения регламента, то управленческая отчетность может быть существенно искажена.
В одной строительной компании, например, управленческая отчетность по объектам готовилась, так сказать, с оглядкой на владельца компании. То есть, если собственнику бизнеса казалось, что прибыль по какому-то объекту должна быть не менее какой-то величины, а на самом деле прорабы понимали, что в эту сумму по факту они не укладываются, то далее могли происходить следующие манипуляции.
Часть затрат, относящихся к одному объекту, перебрасывали на другой. Это делали путем списания некоторых материалов, использованных на строительство одного объекта, на один из тех, которые начали строить недавно.
Когда новые проекты подходили к завершению, то все происходило по тому же сценарию. Часть затрат, относящихся к старым проектам, переносили на новые. Так вот и перекидывались затраты со старых объектов на новые.
То есть формально методика управленческого учета работала правильно – все, что вводили в базу, использовалось при формировании управленческой отчетности. Причем все это было автоматизировано.
Но поскольку в базу попадала неверная информация, то и отчетность не могла отражать действительность. Кстати, после подготовки таких отчетов с «нужной» прибылью владелец компании назначал премии «героям капиталистического труда».
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Постановка и автоматизация управленческого учета", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.