Статьи > Регламент бюджетирования и управленческого учета > Существует ли стандартный регламент бюджетирования?

Существует ли стандартный регламент бюджетирования?

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Очень часто компании задают вопрос о том, есть ли какой-то более-менее стандартный регламент системы бюджетирования, который можно было как-то быстро адаптировать к конкретной компании. Грубо говоря, речь идет о том, чтобы можно было быстренько что-то вычеркнуть или что-то добавить в какой-то стандартный регламент, и всем сразу станет хорошо. Ответ на этот вопрос можно получить, если обратить внимание на стандарты форматов бюджетов.

Из всех типов бюджетов (функциональные, инвестиционные, бюджеты ЦФО, финансовые бюджеты) только форматы финансовых бюджетов более-менее имеют определенные стандарты. Эти стандарты определены, например, в международных стандартах финансовой отчетности.

Но даже и эти стандартные форматы финансовых бюджетов компании, как правило, адаптируют под собственные нужды, поэтому форматы финансовых бюджетов могут быть у всех компании разные, но при этом они могут различаться только дополнительной аналитикой. Основа, конечно же, не меняется. Что же касается всех остальных типов бюджетов, то, к сожалению, не существует никаких стандартов на форматы данных бюджетов.

Это становится понятным, если вспомнить, что эти бюджеты соответствуют таким объектам бюджетирования, как бизнес-процессы компании, проекты развития компании и ее ЦФО (см. Книгу 1 "Бюджетирование как инструмент управления"). Очевидно, что все эти объекты бюджетирования в различных компаниях разные. Соответственно, раз отличаются сами объекты бюджетирования, то, скорее всего, будут отличаться и форматы бюджетов, в которых будет содержаться информация об этих объектах.

То есть получается, что нужно решить задачу формирования более-менее стандартных форматов финансовых бюджетов из нестандартных форматов операционным бюджетов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что не может существовать какого-то стандартного регламента бюджетирования, который бы определял процедуру подготовки операционных бюджетов и порядок их консолидации в финансовые бюджеты.

То есть компаниям все равно придется разработать для себя свой уникальный регламент бюджетирования.

Таким образом, все приведенные выше регламенты системы бюджетирования каждой компании придется разработать самостоятельно. На такую разработку и внедрение может уйти значительное время (около года на первоначальную разработку и обкатку).

При разработке регламента бюджетирования в холдингах нужно учитывать еще одну особенность. При постановке бюджетирования в группе компаний одной из задач управляющей компании является разработка и поддержание единых стандартов бюджетирования для каждого предприятия, входящего в группу. Здесь, конечно же, нужно четко понимать, что едиными эти стандарты могут быть только в определенной степени.

Естественно, что в итоге по каждому предприятию, входящему в группу, будет создана своя уникальная модель бюджетирования и, соответственно, регламент бюджетирования внутри этих предприятий будет свой, но также может быть и единая часть регламента.

Во-первых, обязательно должна быть единая терминологическая база. Во-вторых, должны быть единые форматы финансовых бюджетов на верхнем уровне детализации, то есть самые крупные статьи финансовых бюджетов должны быть едины для всех предприятий, входящих в группу. Детализироваться статьи финансовых бюджетов, конечно же, могут по-разному для каждого предприятия, но укрупненные статьи должны быть одинаковы.

Это позволит гораздо эффективнее реализовать механизм консолидации бюджетов на уровне холдинга в целом. В-третьих, должны быть одинаковыми временные регламенты в части сдачи финансовых бюджетов в управляющую компанию.

Кроме того, управляющая компания может требовать обязательного наличия некоторых функциональных бюджетов и соответственно контролировать работу предприятий не только на уровне финансовых бюджетов, но и на функциональном уровне. Например, для всех предприятий могут в обязательном порядке вводится следующие функциональные бюджеты: бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет заработной платы и бюджет налогов.

Это позволит контролировать исполнение регламента бюджетирования практически на всех фазах, а не только в самом конце когда будут появляться проекты финансовых бюджетов. Кроме того, такой контроль может быть обусловлен тем, что предприятия, входящие в группу, могут быть технологически связаны, а это значит, что нужно будет согласовывать их работу на функциональном уровне.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по бюджетированию состоится 22-24 мая 2024 г.
Для этого, естественно, потребуется определенный механизм согласования и контроля финансово-экономических показателей и на функциональном уровне. Такой подход потребует более сложного и детального регламента бюджетирования, но по-другому эффективной системы не получится.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 36 = 40