Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по бюджетированию и управленческому учету можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Впервые в книге описаны такие методики и технологии управленческого учета, которые пока еще не были представлены ни в одной другой книге по данной тематике.
Заказать книгу
Статьи > Регламент бюджетирования и управленческого учета > На кого вешать ответственность

На кого вешать ответственность

Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

При закреплении ответственности за функции бюджетирования нужно помнить о том, что за каждой функцией должен быть закреплен только один ответственный. Если будет получаться иначе, то значит функции не достаточно детализированы.

Необходимо обратить внимание еще и на вопрос, связанный, так сказать, с "детализацией" участников процесса бюджетирования. Речь идет вот о чем. При закреплении функций бюджетирования за участниками бюджетного процесса, можно договориться о том, что не нужно указывать конкретного исполнителя, а главное - указать соответствующего руководителя компании, который обязан обеспечить выполнение функции. То есть вопрос, связанный с тем каким образом начальник добьется того, что функция будет выполнена, как бы остается за кадром.

Получается, что в этом случае при определении участников процесса бюджетирования компания внутрь подразделений не погружается, а останавливается на уровне начальников подразделений. Необходимо понимать, что такой подход может сработать, если в компании все в порядке с регламентацией и в организационном плане в компании нет никаких проблем. К тому же при данном подходе мало внимания уделяется трудовым ресурсам, которые будут задействованы в процессе бюджетирования. Если бюджетное управление внедряется впервые, то сотрудники компании могут еще и не представлять себе, о каком объеме работы идет речь. Начальники, за которыми будут закреплены функции бюджетирования, могут подумать, что особых проблем с этим не будет как-нибудь сделают. Наверное, не нужно в сотый раз напоминать читателю о большой заинтересованности большинства начальников подразделений любой компании во внедрении бюджетирования.

Получается, что такой подход заранее оставляет потенциальную возможность для того, чтобы начальники подразделений смогли вполне логично "отмазаться" в будущем от выполнения функций. Они могут сказать, что ничего не поняли как на самом деле им нужно выполнять закрепленные за ними функции бюджетирования. Могут сослаться на то, что финансовая дирекция им плохо все объяснила или вообще отказалась объяснять (такое, к сожалению, тоже бывает). Кроме того, вполне может оказаться так, что в подразделении действительно не будет трудовых ресурсов для выполнения данных функций.

Поэтому рекомендуется максимально детально составлять список участников процесса бюджетирования также как, и список функций бюджетирования. При этом, соответственно, закреплять функции бюджетирования за теми, кто их реально будет выполнять. Такой подход позволит заранее определиться с трудовыми ресурсами, чтобы и в финансовой дирекции, и внутри каждого подразделения понимали, кто же будет выполнять функции бюджетирования. Но при использовании данного подхода нужно не допустить ситуации, когда, наоборот, все функции бюджетирования "уйдут вниз", а начальники подразделений вроде как ни при чем.

Во-первых, нужно понимать, что никто не отменяет обычную практику, когда начальник подразделения отвечает не только за свою работу, но и за работу сотрудников своего подразделения. К тому же за работу подчиненных будут спрашивать с начальника. Поэтому ни в коем случае не нужно допускать того, чтобы начальники подразделений все сваливали на своих подчиненных или говорили, что они вообще не в курсе, что делают их подчиненные в процессе бюджетирования. Во-вторых, функции согласования или промежуточного утверждения бюджетов всегда будут оставаться на уровне начальников подразделений, а не на уровне специалистов, поэтому не должно получиться такого, чтобы начальник подразделений остались без функций бюджетирования. Нельзя допускать и такого, чтобы при "разборе полетов" начальники говорили, что им принесли бумажку - они ее и подписали, а что там внутри - они особо и не вникали.



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *