Бюджетирование и управленческий учет в угледобывающем предприятии "Шахта Киселевская"

О системе бюджетирования шахты "Киселевская"
Методики бюджетирования и управленческого учета
Программа для автоматизации бюджетирования и управленческого учета
Семинары-практикумы по бюджетированию и управленческому учету:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по бюджетированию и управленческому учету
Бюджеты предназначены для увязки стратегических целей с оперативными и производственными планами предприятия и отдельных структурных подразделений. В процессе формирования бюджетов предприятия высшее руководство формулирует цели и определяет задачи, вырабатывает общую политику и делегирует полномочия руководителям следующего уровня управления. Нижестоящие руководители посредством бюджета формулируют потребность в ресурсах необходимых для решения поставленных перед ними задач.
В рамках системы бюджетного управления обеспечивается решение следующих задач:
Основой для составления бюджета служат утвержденные Советом Директоров целевые показатели на плановый период, бизнес-план предприятия и разработанные на их основе программа производства и планы работ структурных подразделений на предстоящий бюджетный период.
Бюджет предприятия составляется на год с разбивкой по месяцам. Бюджет на год утверждается Советом Директоров. В соответствии с утвержденным бюджетом, исполнительные органы предприятия осуществляют оперативное руководство операционной, инвестиционной, финансовой деятельностью компании.
Формирование годового бюджета направлено на трансформацию целевых установок в постановку задач и контрольных показателей перед конкретными подразделениями и менеджерами предприятия. Система бюджетирования объединяет периодически повторяющиеся процедуры формирования, согласования и утверждения бюджета предприятия и составляющих бюджетов, контроля их исполнения, анализа отклонений и внесение при необходимости корректировок при оперативном (месячном) планировании.
Участниками процесса бюджетирования являются подразделения – бюджетные центры. В качестве бюджетного центра выступает структурное подразделение предприятия, руководитель которого наделен правом в принятии решений по использованию ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых) и отвечает за выполнение установленных планов и контрольных показателей.
Формирование и контроль бюджетов осуществляется по уровням управления (сферам ответственности руководителей).
Для управления системой бюджетирования на предприятии создается бюджетный комитет, в состав которого на постоянной основе входят:
Решения Бюджетного комитета утверждаются Генеральным директором.
Для целей бюджетного планирования и организации управленческого учета и контроля исполнения бюджета вводится бюджетный классификатор, который является единым для всех подразделений – бюджетных центров и обеспечивает сквозное планирование и перегруппировку (согласование) доходов и затрат по статьям поступлений и выплат.
В рамках системы бюджетирования разрабатываются нормативы для планирования показателей бюджетов (нормы расхода материальных ресурсов и энергии, лимиты затрат, планово-расчетные (трансфертные) цены на продукцию внутренних подразделений). Нормативы должны быть обоснованными и адекватными задачам планирования, контроля и анализа. Формирование бюджетов, составление смет затрат и расчет нормативной себестоимости производятся на основе единой нормативной базы.
Ответственность за организационно-методическую работу, связанную с функционированием системы бюджетирования, в том числе, за ведение нормативной базы и бюджетного классификатора, за сбор информации, подготовку материалов для заседания Бюджетного комитета, информирование руководителей служб и подразделений по вопросам, связанным с бюджетированием, возлагается на главного экономиста (в части операционной и инвестиционной деятельности), начальника финансового отдела (в части финансовой деятельности).
Ответственными за выполнение планов, достижение запланированных показателей, и за контроль над расходами в рамках утвержденных бюджетов являются руководители соответствующих подразделений – бюджетных центров.
Сводный бюджет угледобывающего предприятия "Шахта Киселевская"
К основным бюджетным документам прилагается Перечень контрольных показателей и Пояснительная записка. Контрольные показатели бюджета позволяют оценить ожидаемые результаты и сравнить их с заданными целевыми показателями. В Пояснительной записке раскрываются предположения (гипотезы), использованные при составлении бюджета, а также приводится описание основных параметров бюджета и результатов вариантного анализа.
Предположения определяют ожидаемое (прогнозируемое) состояние внешней среды (курсы валют, темпы инфляции, рост рынка, темпы роста стоимости ресурсов, стоимость кредитов и т.п.), которые принимаются как исходные параметры при формировании бюджетов.
Теперь более подробно по каждой группе бюджетных документов. Начнем с целевых показателей. Целевые показатели определяют в количественном и стоимостном выражении цели, которые ставит Совет директоров перед руководством предприятия на предстоящий год.
Согласование целевых показателей происходит в процессе формирования бизнес-плана предприятия. Показатели бизнес-плана на планируемый год, формируют рамки годового бюджета предприятия и являются связующим звеном между бизнес-планированием и бюджетированием. Целевые показатели формулируются в письменном виде и доводятся до руководителей соответствующих подразделений и служб в "Приказе о разработке бюджета на предстоящий год".
К целевым показателям предприятия относятся:
Бюджет предприятия и бюджеты подразделений должны соответствовать установленным целевым показателям. Принятие бюджетов, не соответствующих целевым установкам не допускается. Порядок формирования бизнес-плана компании и вытекающих из него целевых показателей регламентируется Положением о бизнес-планировании на предприятии.
Что касается бюджетов операционной деятельности, то для управления деятельностью производственных подразделений и служб аппарата управления в процессе подготовки годового бюджета компании составляются бюджеты подразделений – Бюджетных центров.
В качестве Бюджетного центра выступает структурное подразделение предприятия, руководитель которого наделен правом в принятии решений по использованию ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых) и отвечает за выполнение установленных планов и контрольных показателей. Перечень бюджетных центров и состав контрольных показателей, закрепленных за каждым из подразделений зафиксированы в бюджетном регламенте.
Цель составления бюджета подразделения – отразить потребность в ресурсах (трудовых, материальных, финансовых), необходимых для обеспечения работы подразделения в планируемом периоде в соответствии с утвержденными производственными планами. Одновременно данный документ определяет контрольные показатели, на основе которых осуществляется контроль результатов деятельности Бюджетного центра.
Годовые бюджеты подразделений формируются в разбивке по месяцам и должны соответствовать утвержденным контрольным показателям. Бюджеты подразделений формируются на основе плана производства и продаж и нормативной базы (нормы расхода материальных ресурсов и энергии, лимиты затрат, нормативы численности, планово-расчетные цены). Структура бюджета подразделения формируется на основе единого классификатора статей бюджета.
Состав бюджетов для каждого бюджетного центра зафиксирован в регламенте бюджетирования. Проекты бюджетов подразделений должны соответствовать контрольным показателям и утверждаются у ответственных руководителей высшего звена. В дополнение к годовому бюджету, руководители подразделений – Бюджетных центров, ежемесячно составляют Бюджет подразделения на месяц.
Цель составления бюджета на месяц – отразить потребность в финансовых и иных ресурсах, необходимых для обеспечения работы подразделения в планируемом периоде в соответствии с утвержденными производственными планами. Одновременно данный документ выступает как способ контролирования расходов и подтверждения того, что принятый годовой бюджет подразделения не будет перерасходован.
В бюджете подразделения на месяц по каждой бюджетной статье перечисляются расходы, планируемые на предстоящий период. Суммы расходов по каждой статье не должны превышать показателей (лимитов), установленных в годовом бюджете подразделения на соответствующий месяц.
В случае если перечисленные расходы превышают показатели установленные в годовом бюджете, то руководитель подразделения должен представить соответствующие обоснования в Пояснительной записке, прилагаемой к месячному бюджету. При составлении бюджета на месяц соответствующие показатели из годового бюджета могут быть скорректированы, с учетом роста отпускных и закупочных цен, изменения плана производства, а также на основе решений о сокращении расходов.
Корректировки, вносимые в первоначальный вариант бюджета, оформляются документально. Бюджет подразделения на месяц формируется планово-экономическим отделом до начала планируемого периода, предоставляется на согласование заместителю директора по экономике и финансам и утверждается на заседании Бюджетного комитета (Бюджетной комиссии).
Оригинал утвержденного бюджета остается в планово-экономическом отделе, копии передаются руководителю подразделения. Ответственным за подготовку бюджетов подразделений является планово-экономический отдел по представлению руководителей подразделений, конкретные сроки составления бюджетов определяются Бюджетным комитетом.
Для управления инвестициями предприятия используются бюджеты инвестиционной деятельности. Цель формирования инвестиционных бюджетов состоит в определении потребности в инвестициях, в соответствии со стратегическими планами развития предприятия и долгосрочными целями, а также в повышении эффективности инвестиционной деятельности путем централизованного управления и целевого финансирования инвестиций.
Планирование инвестиций осуществляется по направлениям инвестиций. В рамках каждого направления выделяются отдельные проекты/программы, для которых разрабатываются бизнес-планы. Планирование инвестиций осуществляется в рамках установленной процедуры на основе бизнес-планов инвестиционных проектов с учетом согласованности долгосрочного и краткосрочного планирования инвестиционной деятельности и по доступным финансовым, материальным и иным ресурсам.
Структура инвестиционных бюджетов шахты "Киселевская" представлена на рисунке 2. Инвестиционные бюджеты разрабатываются на основе утвержденной инвестиционной программы из обособленных, согласованных между собой бюджетов отдельных проектов, утвержденных и принятых к исполнению.
Инвестиционная программа формируется на основе бизнес-планов инвестиционных проектов в соответствии с процедурами, описанными в организационно-нормативных документах предприятия, регламентирующими порядок формирования и отбора проектов, а также исходя из принципов сбалансированности, приоритетности проектов и оптимизации источников финансирования.
Инвестиционные бюджеты формируются планово-экономическим отделом и передаются заместителю директора по экономике и финансам для согласования и утверждения на Бюджетном комитете. Ответственным за формирование и исполнение инвестиционных бюджетов является планово-экономический отдел. Контроль исполнения инвестиционных бюджетов, порядок и периодичность предоставления отчетности об исполнении определяется решениями Бюджетного комитета.
Бюджеты финансовой деятельности представляют данные о планируемых поступлениях и выплатах, связанных с:
Цель формирования бюджета финансовой деятельности - управление:
Бюджет включает разделы по видам источников финансирования: краткосрочные кредиты и займы, долгосрочные кредиты и займы, реструктуризированные обязательства, собственный капитал, и объектам размещения средств: размещение средств на депозитах, вложения в ценные бумаги, предоставление займов. По каждому источнику финансирования представляются данные о планируемых поступлениях и выплатах, о состоянии задолженности на начало и конец планируемого периода, а также приводится расчет процентов исходя из процентной ставки по каждому кредиту. Ответственным за формирование и исполнение Бюджета финансовой деятельности является финансовый отдел.
Сводные бюджеты, как и положено, объединяют три прогнозных финансовых отчета: бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств (платежный бюджет) и прогнозный баланс (бюджет балансового листа). Формирование прогнозных финансовых отчетов обеспечивает согласование планируемых показателей всех составляющих операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов.
Бюджет прибылей и убытков включает планируемые доходы от реализации продукции (работ, услуг) и текущие расходы, а также ожидаемые финансовые результаты (показатели прибыли) от производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Бюджет прибылей и убытков показывает, с какой эффективностью (рентабельностью) будет работать предприятие, за счет чего и сколько оно заработает прибыли.
Цель формирования Бюджета прибылей и убытков на нашем предприятии состоит в обеспечении прибыли от деятельности, достаточной для покрытия стоимости инвестированного капитала и уплаты налогов из прибыли. Величина операционной прибыли задается как целевое значение, на основе ожидаемой акционерами рентабельности активов (прибыль в расчете на рубль используемых активов). Данный показатель является ключевым при оценке эффективности работы руководителей предприятия.
Бюджет прибылей и убытков составляется на основе бюджета продаж (включающего доходы по основной, вспомогательной и непромышленной деятельности) и затратных частей из бюджетов по направлениям деятельности. В описываемых бюджетах доходы признаются "в момент отгрузки" после выставления счетов покупателям и указываются в чистой стоимости (без НДС и акцизов). При этом, к операционным расходам относятся затраты связанные с производством и реализацией продукции (оказанием услуг), вне зависимости от того уменьшают они налогооблагаемую базу (по налогу на прибыль) или нет. Структура Бюджета прибылей и убытков предприятия совпадает с логикой планирования прибыли.
Структура Бюджета прибылей и убытков, включает следующие разделы (группы показателей):
На этапе формирования Бюджета прибылей и убытков производится согласование всех составляющих операционных бюджетов с целью обеспечения целевого значения операционной прибыли. По результатам данного этапа вносятся корректировки в Бюджеты подразделений, и уточняются связанные с ними контрольные показатели. Ответственным за формирование и контроль исполнения Бюджета прибылей и убытков является – планово-экономический отдел.
Бюджет движения денежных средств (составляется "косвенным методом") отражает планируемые источники и направления использования денежных средств и их эквивалентов, отдельно по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Целью формирования бюджета движения денежных средств на год является определение того, какая часть средств от операционной деятельности (операционный денежный поток) может быть направлена на инвестиции и/или на погашение долгосрочной задолженности, без ущерба текущей платежеспособности предприятия.
Необходимым условием при формировании бюджета является получение операционного денежного потока в объеме достаточном для погашения текущей части долгосрочной задолженности и необходимых инвестиций. Бюджет разрабатывается на основе бюджета прибылей и убытков предприятия, Прогнозного баланса, Бюджета инвестиций и Бюджета финансовой деятельности. Ответственным за формирование и исполнение бюджета движения денежных средств является финансовый отдел.
Платежный бюджет служит инструментом для управления денежными средствами с целью поддержания необходимого уровня платежеспособности компании и недопущения, как дефицита денежных средств (кассового разрыва), так и накопления избытка ликвидности (чрезмерного остатка средств на счетах и в кассе). Бюджет показывает: откуда и сколько поступит денежных средств, куда и в каком количестве их планируется израсходовать.
При формировании Платежного бюджета обеспечивается балансировка выплат и поступлений при наличии неснижаемого остатка денежных ресурсов на конец планируемого периода (запаса ликвидности). Платежный бюджет предприятия не может быть принят с дефицитом. Финансирование Платежного бюджета должно производиться в полном объеме.
Структура Платежного бюджета, включает следующие разделы (группы показателей):
Источниками информации для формирования Платежного бюджета являются бюджет прибылей и убытков, бюджет инвестиций, графики расчетов с покупателями и поставщиками. Ответственным за формирование и исполнение Платежного бюджета является финансовый отдел.
Контроль исполнения Платежного бюджета, порядок и периодичность предоставления отчетности об исполнении Платежного бюджета определяется решениями Бюджетного комитета. Порядок формирования Платежного бюджета, регламентируется соответствующим Положением.
Прогнозный баланс позволяет спланировать изменения в активах и капитале компании, оценить планируемые изменения финансового состоянии предприятия на конец бюджетного периода и выразить их в виде финансовых показателей: ликвидности, эффективности, финансовой устойчивости.
Распределение ответственности за подготовку бюджетов в угольной шахте "Киселевская"
Все участки формируют потребность в ненормируемых материалах и оборудовании, работах, услугах. Производственная программа вспомогательных производств (центры нормативных затрат) формируется в планово-экономическом отделе.
Вся остальная работа по формированию бюджетов осуществляется силами финансово-экономической службы. При этом ей отводится роль посредника ("раздатчика планов"): она лишь сводит входящие данные, составляет все необходимые расчеты по заданным алгоритму и форматам, организовывает балансировку бюджета и достижение установленных бюджетом более длительного периода показателей, инициированием в центрах ответственности работы по выработке мероприятий и принятию решений, направленных на достижение требуемых показателей.
По достижении требуемых показателей бюджет выносится на рассмотрение руководства и утверждается советом директоров. Годовые и квартальные бюджеты утверждаются на совете директоров и имеют больше характер бюджетных показателей на период, бюджет на месяц расшифровывается до видов работ, наименований сырья и материалов, штатных единиц, контрагентов, для последующего контроля его исполнения в течение месяца.
Утвержденные показатели бюджета финансово-экономическая служба доводит до центров финансовой ответственности (ЦФО). Отчет об исполнении бюджета формирует финансово-экономическая служба на основе представленных бухгалтерской службой данных.
В финансово-экономической службе ответственность за формирование бюджета и отчета распределена следующим образом: бюджеты центров финансовой ответственности (ЦФО), по видам затрат, функциональные бюджеты, бюджет прибылей и убытков формирует планово-экономический отдел, бюджет формирования и гашения обязательств, платежный бюджет, бюджет балансового листа формирует финансовый отдел.
На сегодняшний день систематизированного планирования мероприятий на предприятии нет. В ближайшее время предполагается сделать планирование мероприятий базой для составления бюджетов, которая будет обосновывать достижение целевых показателей работы подразделений.
При составлении регламента формирования бюджета преследовалась цель максимальной централизации работы над бюджетом в финансово-экономической службе, отбор и обучение работников финансово-экономической службы, и перевод бюджетирования в информационную систему для максимального устранения "человеческого фактора".
Кроме того, при разработке первичных бюджетных форм стояла задача максимальной преемственности с имеющими место формами. Внедрение информационной системы позволяет отсечь ошибки при формировании первичных бюджетных данных.
Организационный регламент бюджетирования угледобывающего предприятия "Шахта Киселевская"
Ниже описываются основные этапы подготовки и принятия Сводного бюджета предприятия. Сокращенные названия всех подразделений раскрыты на рисунке организационной структуры предприятия (см. Рис. 4).
Организационный регламент бюджетирования предприятия "Шахта Киселевская" зафиксирован в Положение о бюджетировании.
Формирование целей и предположений
Генеральный директор на основании решения Совета директоров инициирует процедуру формирования годового бюджета Приказом по предприятию, в котором формулирует основные задачи и цели деятельности предприятия на предстоящий год. На основе общих целевых показателей предприятия, структурные подразделения формируют предложения по значениям контрольных показателей своих подразделений и вместе с соответствующей пояснительной запиской передают их в планово-экономический отдел.
При этом должно быть предусмотрено внедрение конкретных организационно-технических мероприятий, направленных на более полное использование имеющихся производственных мощностей и новой техники, совершенствование технологии производства, а также на снижение трудоемкости работ и удельных норм расхода материалов, топлива, электроэнергии и других средств.
Планово-экономический отдел формирует своды величин контрольных показателей по функциональным направлениям и по предприятию в целом, и предоставляет их для согласования руководителям высшего звена, курирующим соответствующие подразделения. Окончательное согласование контрольных показателей производится на заседании Бюджетного комитета до начала планируемого года. Планово-экономический отдел доводит до структурных подразделений согласованные на Бюджетном комитете контрольные показатели, а также предположения (или предпосылки), необходимые для формирования бюджетов (темпы инфляции, базовые показатели, индексы роста цен и тарифов, стоимость кредитов и др.)
Планирование производства и формирование централизованного заказа
Первичные производственные планы формируются по каждому виду продукции на основе первичных смет и заказов внутренних подразделений (в части внутреннего оборота). Первичные производственные планы формируются производственными подразделениями и согласуются с соответствующими службами и подразделениями.
План производства (выпуска) на год в разбивке по месяцам и номенклатуре продукции рассматривается на Бюджетном комитете и утверждается Генеральным директором. На основе первичных производственных планов и нормативной базы в планово-экономическом отделе рассчитывается Программа производства, которая определяет годовое задание на производство продукции в натуральном выражении для каждого производственного подразделения.
Планово-экономический отдел формирует плановые показатели по объему производства продукции в виде централизованного заказа и доводит их до производственных подразделений и функциональных служб. На основе данных показателей осуществляется формирование расходной части бюджета подразделений. После формирования Программы производства в планово-экономическом отделе производится расчет потребности в материальных и трудовых ресурсах на производство по номенклатуре в натуральном и стоимостном выражении, в разбивке по производственным участкам (заказчикам) и закупающим подразделениям (внутренним поставщикам).
На основе рассчитанной потребности и плановых (нормативных) цен отдел материально-технического снабжения формирует план поставок и бюджет закупок. Бюджет закупок согласуется с соответствующими подразделениями-заказчиками и рассматривается на Бюджетном комитете.
Планирование продаж и маржинальной прибыли
Проект Бюджета продаж готовит отдел сбыта. Проекты Бюджета продаж продукции вспомогательного производства и прочих продаж продукции и услуг производственных подразделений готовит планово-экономический отдел путем свода данных, предоставляемых производственными подразделениями.
Указанные выше проекты Бюджетов продаж проходят согласование в соответствующих службах аппарата управления и смежных подразделениях, консолидируются в планово-экономическом отделе и предоставляются на рассмотрение Бюджетного комитета. Принятый на Бюджетном комитете Бюджет продаж формирует доходы предприятия на планируемый период.
Планирование себестоимости по видам продукции
На основе программы производства и уточненных нормативов планово-экономический отдел производит расчет нормативной себестоимости по прямым затратам (включая: сырье и материалы, за вычетом возвратных отходов). Одновременно планово-экономический отдел доводит до подразделений нормативы численности, лимиты накладных расходов и нормативы оборотных средств.
Структурные подразделения обеспечивают формирование первичных смет путем детализации соответствующих контрольных показателей (статей затрат), в пределах установленных лимитов. Сметы согласуются с планово-экономическим отделом. График подготовки первичных смет представлен в таблице 1 и на рисунке 5.
Наименование |
Ответственный за подготовку |
Срок подготовки |
Ответственный за согласование |
Получатель |
План проведения горных работ и добычи угля по участкам №1-10, РВУ, ВШТ, ПРТБ |
Маркшейдерское бюро |
|
Гл. инженер |
Нач. ПЭО, нач. ОТиЗ, нач. отдела сбыта |
План сбыта готовой продукции (с раздельным указанием количества « в наличие на складе », « добыча» и « отгрузка») в количественном и стоимостном выражении по номенклатуре и контрагентам |
Нач. отдела сбыта |
|
- |
Нач. ПЭО |
Дислокация транспорта по участкам |
Нач. гаража |
|
Зам. директора по хоз. вопросам |
Нач. ПЭО, нач. ОТиЗ |
Расчет потребления электроэнергии и теплоэнергии по участкам в количественном и стоимостном выражении по номенклатуре и контрагентам |
Гл. энергетик |
|
Гл. инженер |
Нач. ПЭО, нач. ОТиЗ |
Смета нормируемых ТМЦ по участкам №1-10, РВУ, ВШТ, ПРТБ, гаражу, участку ПСХ, лесному складу с раздельным указанием количества « в наличие п/о », « к выдаче на участок п/о » и « к списанию на производство из п/о (списание в себестоимость)» по статьям калькуляции: |
Нач. ОТиЗ |
|
Гл. экономист |
Нач. ПЭО |
Сметы на капитальное строительство и капитальный ремонт по источникам финансирования, направлениям инвестиций, объектам строительства (ремонта), по участкам , статьям капитальных затрат, видам затрат в количественном и стоимостном выражении по номенклатуре и контрагентам |
Нач. ОКС |
|
- |
Нач. ПЭО |
Заявки на обеспечение ТМЦ с раздельным указанием количества « в наличие п/о », « к выдаче на участок п/о (формирование фонда) » и « к списанию на производство из п/о (списание в себестоимость)» по статьям калькуляции:
|
Нач. участков №1-10, ВШТ, техкомплекс, ЦСУ, ВТБ, БВР, РВУ, РЗО, ПРТБ, ОТК, ПСХ, лесной склад, гараж, проч. |
|
Гл. инженер, гл. механик, зам. директора по производству, зам. директора по хоз. вопросам |
Нач. ПЭО |
Сводная заявка на обеспечение ТМЦ (« к выдаче на участок п/о (формирование фонда) » ) с учетом нормируемых ТМЦ, ТМЦ для кап. строительства и кап. ремонтов |
Нач. ПЭО |
|
Гл. экономист |
Нач. ОМТС |
План поставок ТМЦ (с раздельным указанием количества « в наличие на складе », « к выдаче на участки п/о» и « к поставке») в количественном и стоимостном выражении по номенклатуре и контрагентам |
Нач. ОМТС |
|
Зам. директора по МТС |
Нач. ПЭО |
Заявки на обеспечение основными фондами (ОФ) и ТМЦ, списываемые в состав сложного инвентарного объекта капитального строительства по группам ОФ |
Нач. участков: №1-10, ВШТ, техкомплекс, ЦСУ, ВТБ, БВР, РВУ, РЗО, ПРТБ, ОТК, ПСХ, лесной склад, гараж, проч. |
|
Гл. инженер, гл. механик, зам. директора по производству, зам. директора по хоз. вопросам |
Нач. ПЭО |
Сводная заявка на обеспечение основными фондами (ОФ) и ТМЦ, списываемые в состав сложного инвентарного объекта капитального строительства |
Нач. ПЭО |
|
Гл. экономист |
Нач. ОМТС |
План поставок ОФ и ТМЦ, списываемые в состав сложного инвентарного объекта капитального строительства (с раздельным указанием количества « в наличие на складе », « к выдаче на участки п/о» и « к поставке») в количественном и стоимостном выражении по номенклатуре и контрагентам |
Нач. ОМТС |
|
Зам. директора по МТС |
Нач. ПЭО |
План по движению численности |
Нач. отдела кадров |
|
- |
Нач. ОТиЗ, нач. ПЭО |
План по труду
|
Нач. ОТиЗ |
|
Гл. экономист |
Нач. ПЭО |
Остаток стоимости ОФ на 01 число (по ЦФО по группам ОФ) |
Гл. бухгалтер |
|
- |
Нач. ПЭО |
Смета производственных и управленческих работ, услуг по статьям калькуляции в и стоимостном выражении по номенклатуре и контрагентам :
|
Гл. инженер, гл. механик, зам. по произв., зам. по хоз. вопросам, нач. отдела кадров, нач. отдела делопроизводства, зам. директора по безопасности, зам. директора по ПК и ПБ, нач. здравпункта |
|
- |
Нач. ПЭО |
Смета внепроизводственных затрат в стоимостном выражении по номенклатуре и контрагентам |
Нач. отдела сбыта |
|
- |
Нач. ПЭО |
План по реализации внеоборотных активов в количественном и стоимостном выражении по номенклатуре и контрагентам |
Нач. ОМТС |
|
Зам. директора по МТС |
Нач. ПЭО |
Формирование бюджетов подразделений - бюджетных центров
Планово-экономический отдел на основе контрольных показателей, производственных планов, первичных смет и нормативов, используя дополнительно данные о расходах подчиненных подразделений, договоры с поставщиками и подрядчиками и других данных, разрабатывают проекты бюджетов подразделений.
Проекты бюджетов согласовываются со смежными производственными подразделениями (для уточнения стоимостных показателей по внутреннему обороту). Бюджеты подразделений Руководителями подразделений – бюджетных центров защищаются перед руководителями высшего звена до начала планируемого года.
Формирование сводных бюджетов предприятия
Планово-экономический отдел на основе Бюджета продаж, Бюджета инвестиций, предварительно одобренных Бюджетов подразделений – бюджетных центров, Бюджета финансовой деятельности разрабатывает проект Сводного бюджета предприятия, готовит к нему пояснительную записку и предоставляет Сводный бюджет предприятия для ознакомления членам Бюджетного комитета.
На Бюджетном комитете рассматриваются проект Сводного бюджета предприятия. Бюджетный комитет выдает рекомендации по корректировке бюджетных показателей, на основе которых вносятся изменения в Бюджеты подразделений и Функциональные бюджеты.
Окончательный вариант Целевых показателей, Сводного бюджета прибылей и убытков предприятия, бюджета движения денежных средств должен быть представлен на утверждение Совету директоров до начала планируемого года. На основе одобренных Советом директоров бюджетов корректируется и окончательно утверждается Сводный бюджет предприятия и соответственно бюджеты структурных подразделений – бюджетных центров.