Статьи > Бюджетирование и управленческий учет как инструмент управления > Два типа ответственности в системе бюджетирования
Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
bud-tech.ru
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Есть несколько фундаментальных проблем, которые значительно усложняют внедрение и использование на практике системы бюджетного управления. Решить эти проблемы, мягко говоря, не очень просто. А есть одна проблема, решение которой не требует больших усилий. Правильнее было бы сказать, что это не проблема, а ошибка, которую не следует допускать. Если же совершить данную ошибку на этапе внедрения бюджетирования, то в дальнейшем она будет создавать много проблем.
При проведении открытых семинаров по бюджетированию я обратил внимание, что для многих компаний, которые уже пробовали внедрять и использовать у себя систему бюджетного управления, является открытием один базовый принцип.
Получается, что в своих книгах по бюджетированию я не очень сильно акцентировал на этом внимание, а на семинаре мы данный вопрос рассматриваем более подробно.
Речь идет о том, что в системе бюджетирования должно быть два типа ответственности: ответственность за достижение результата (выполнение бюджетных показателей);
ответственность за исполнение регламента бюджетирования.
При этом данные виды ответственности выстраиваются в соответствии с разными принципами. Первый тип ответственности, как правило, имеет и положительный и отрицательный характер. Т.е. фонд материального поощрения может быть и положительным и отрицательным. Во втором случае, как правило, применяются штрафные санкции.
На самом деле в некоторых случаях за подготовку данных и за исполнение показателей отвечает один и тот же участник процесса бюджетирования. В этом случае проблем не возникает.
Но могут быть и такие ситуации, когда в подготовке данных может участвовать несколько сотрудников компании, а отвечать за результат может один (или тоже несколько). Вот в таких ситуаций как раз и могут возникать проблемы, если четко не разделять два вида ответственности.
Рассмотрим несколько примеров, когда отсутствие разделения ответственности на два типа может приводить к проблемам.
У каждого подразделения есть такая статья затрат как «Заработная плата», а также «Налоги с ФОТ». Возникает вопрос: а кто должен отвечать за эти статьи затрат? Если вопрос оставить в таком виде, то дать на него однозначный ответ будет сложно.
Как раз в этом случае нужно четко разделять два типа ответственности, особенно в случае с налогами с ФОТ.
В процессе планирования данных статей затрат может принимать участие и руководитель подразделения, и отдел персонала (HR-служба), а возможно еще и бухгалтерия или ОТиЗ (отдел труда и заработной платы), особенно в части расчета налогов с ФОТ.
Понятно, что исходные данные все равно должны предоставляться руководителем подразделения ведь именно он будет отвечать за достижение запланированных результатов. Но в расчете заработной плат и тем более налогов ему могут помочь другие службы.
Таким образом, получается, что за выполнение таких статей затрат как «Заработная плата» и «Налоги с ФОТ» будет отвечать руководитель подразделения, т.к. именно он управляет своими трудовыми ресурсами. Значит, он и должен отвечать за стоимость этих ресурсов, т.е. за заработную плату и за налоги с ФОТ, которые являются следствием заработной платы.
Во многих компания, не разделяющих ответственность на два типа, достаточно часто всю ответственность вешают на того, кто ставил последнюю точку в расчетах. Но это не правильно.
Вот если будут допущены ошибки в расчетах, например, как в нашем примере неправильно будут рассчитаны налоги с ФОТ, то за это будет отвечать тот, кто считал. В данном случае будет действовать ответственность за исполнение регламента бюджетирования, конкретно ответственность за произведенные расчеты.
Если же в процессы работы руководитель подразделения сможет убедить директора в том, что ему нужен еще один сотрудник, то это, естественно, приведет к росту ФОТ и налогов по данному подразделению. Но причем здесь тот, кто делал плановые расчеты?
Таким образом, ОТиЗ или бухгалтерия может отвечать за итоговый расчет все заработной платы и налогов с ФОТ по компании (эта информация может содержаться в функциональном бюджете – бюджете оплаты труда), но каждое подразделение (в том числе и ОТиЗ или бухгалтерия) будет отвечать за исполнение показателя по своей зарплате и налогам.
Еще одна классическая ситуация – определение ответственного за финансовые бюджеты. Опять-таки если не разделять два типа ответственности, то могут возникнуть проблемы.
Достаточно часто ответственным за финансовые бюджеты (БДР, БДДС, ББЛ) назначают финансово-экономическую службу и финансового директора. Но при этом не уточняется, о какой на самом деле ответственности идет речь.
Финансово-экономическая служба должна отвечать за подготовку финансовых бюджетов, но она не может в одиночку отвечать за их исполнение. Ведь каждое подразделение влияет на показатели финансовых бюджетов.
Когда в компании внедряется финансовая структура, на подразделения уже смотрят не с позиции того какие функции они выполняют, а какой результат они приносят. Теперь подразделениям считаются центрами финансовой ответственности (ЦФО). Здесь подразумевается ответственность за результат, т.е. за выполнение бюджетных показателей, которые и должны содержаться в бюджетах ЦФО.
Поэтому набор показателей, содержащихся в заявках подразделений (форма сбора от подразделений информации при планировании бюджетов) может отличаться от набора показателей в бюджете ЦФО.
Итак, если теперь вернуться к финансовым бюджетам, то за их подготовку должна отвечать финансово-экономическая служба, но за исполнение должен отвечать генеральный директор или бюджетный комитет компании (в т.ч. и финансовый директор).
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по бюджетированию состоится 22-24 мая 2024 г.
Это правильное решение, т.к. за исполнение показателей бюджета, должен отвечать тот, кто управляет объектом, по которому составлен данный бюджет. Объектом для финансовых бюджетов является компания в целом, а ей управляет генеральный директор, а не финансовый.
Таким образом, для построения эффективной системы бюджетирования нужно разделять два типа ответственности: за подготовку данных, необходимых для составления бюджетов и за исполнение бюджетов.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Два типа ответственности в системе бюджетирования
Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
bud-tech.ru
При проведении открытых семинаров по бюджетированию я обратил внимание, что для многих компаний, которые уже пробовали внедрять и использовать у себя систему бюджетного управления, является открытием один базовый принцип.
Получается, что в своих книгах по бюджетированию я не очень сильно акцентировал на этом внимание, а на семинаре мы данный вопрос рассматриваем более подробно.
Речь идет о том, что в системе бюджетирования должно быть два типа ответственности:
При этом данные виды ответственности выстраиваются в соответствии с разными принципами. Первый тип ответственности, как правило, имеет и положительный и отрицательный характер. Т.е. фонд материального поощрения может быть и положительным и отрицательным. Во втором случае, как правило, применяются штрафные санкции.
На самом деле в некоторых случаях за подготовку данных и за исполнение показателей отвечает один и тот же участник процесса бюджетирования. В этом случае проблем не возникает.
Но могут быть и такие ситуации, когда в подготовке данных может участвовать несколько сотрудников компании, а отвечать за результат может один (или тоже несколько). Вот в таких ситуаций как раз и могут возникать проблемы, если четко не разделять два вида ответственности.
Рассмотрим несколько примеров, когда отсутствие разделения ответственности на два типа может приводить к проблемам.
У каждого подразделения есть такая статья затрат как «Заработная плата», а также «Налоги с ФОТ». Возникает вопрос: а кто должен отвечать за эти статьи затрат? Если вопрос оставить в таком виде, то дать на него однозначный ответ будет сложно.
Как раз в этом случае нужно четко разделять два типа ответственности, особенно в случае с налогами с ФОТ.
В процессе планирования данных статей затрат может принимать участие и руководитель подразделения, и отдел персонала (HR-служба), а возможно еще и бухгалтерия или ОТиЗ (отдел труда и заработной платы), особенно в части расчета налогов с ФОТ.
Понятно, что исходные данные все равно должны предоставляться руководителем подразделения ведь именно он будет отвечать за достижение запланированных результатов. Но в расчете заработной плат и тем более налогов ему могут помочь другие службы.
Таким образом, получается, что за выполнение таких статей затрат как «Заработная плата» и «Налоги с ФОТ» будет отвечать руководитель подразделения, т.к. именно он управляет своими трудовыми ресурсами. Значит, он и должен отвечать за стоимость этих ресурсов, т.е. за заработную плату и за налоги с ФОТ, которые являются следствием заработной платы.
Во многих компания, не разделяющих ответственность на два типа, достаточно часто всю ответственность вешают на того, кто ставил последнюю точку в расчетах. Но это не правильно.
Вот если будут допущены ошибки в расчетах, например, как в нашем примере неправильно будут рассчитаны налоги с ФОТ, то за это будет отвечать тот, кто считал. В данном случае будет действовать ответственность за исполнение регламента бюджетирования, конкретно ответственность за произведенные расчеты.
Если же в процессы работы руководитель подразделения сможет убедить директора в том, что ему нужен еще один сотрудник, то это, естественно, приведет к росту ФОТ и налогов по данному подразделению. Но причем здесь тот, кто делал плановые расчеты?
Таким образом, ОТиЗ или бухгалтерия может отвечать за итоговый расчет все заработной платы и налогов с ФОТ по компании (эта информация может содержаться в функциональном бюджете – бюджете оплаты труда), но каждое подразделение (в том числе и ОТиЗ или бухгалтерия) будет отвечать за исполнение показателя по своей зарплате и налогам.
Еще одна классическая ситуация – определение ответственного за финансовые бюджеты. Опять-таки если не разделять два типа ответственности, то могут возникнуть проблемы.
Достаточно часто ответственным за финансовые бюджеты (БДР, БДДС, ББЛ) назначают финансово-экономическую службу и финансового директора. Но при этом не уточняется, о какой на самом деле ответственности идет речь.
Финансово-экономическая служба должна отвечать за подготовку финансовых бюджетов, но она не может в одиночку отвечать за их исполнение. Ведь каждое подразделение влияет на показатели финансовых бюджетов.
Когда в компании внедряется финансовая структура, на подразделения уже смотрят не с позиции того какие функции они выполняют, а какой результат они приносят. Теперь подразделениям считаются центрами финансовой ответственности (ЦФО). Здесь подразумевается ответственность за результат, т.е. за выполнение бюджетных показателей, которые и должны содержаться в бюджетах ЦФО.
Важный момент: в системе бюджетирования подразделения – это источники сбора информации, а ЦФО – ответственные за результаты текущей деятельности (за результаты инвестиционной должны отвечать временные рабочие группы, за исключения центра инвестиций). |
Итак, если теперь вернуться к финансовым бюджетам, то за их подготовку должна отвечать финансово-экономическая служба, но за исполнение должен отвечать генеральный директор или бюджетный комитет компании (в т.ч. и финансовый директор).
Таким образом, для построения эффективной системы бюджетирования нужно разделять два типа ответственности: за подготовку данных, необходимых для составления бюджетов и за исполнение бюджетов.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.