Статьи > Финансовая модель бюджетирования и управленческого учета > Коэффициенты инкассации: как их рассчитать и использовать на практике

Коэффициенты инкассации: как их рассчитать и использовать на практике

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Коэффициенты инкассации определяют долю поступлений или выплат от суммы дохода или затрат, которые получит или выплатит компания, в разные периоды по отношению к периоду возникновения доходов и затрат (предшествующие, текущие и последующие).

Очевидно, что момент признания доходов и затрат может не совпадать с моментом поступления денег (от начисленных доходов) и выплаты денег (по начисленным затратам). То есть деньги могут поступать в компанию и выплачиваться не в те же самые периоды, когда признаются доходы и затраты.

Точнее говоря, какая-то часть может быть и в те же периоды, а какая-то раньше или позже. В таком случае будет возникать дебиторская задолженность (в т.ч. авансы выданные) и кредиторская задолженность (в т.ч. авансы полученные).

Сами значения коэффициентов инкассации могут быть рассчитаны на основе фактических данных, а затем они могут использоваться при планировании бюджетов компании. Несомненно, использование в планировании коэффициентов инкассации, рассчитанных таким образом, возможно только в том случае, если компания сохранит условия работы с клиентами.

Например, если раньше компания отгружала свою продукцию (или оказывала услуги), а деньги получала после, и в будущем планирует так же поступать, то можно сделать смелое предположение (построить гипотезу) о том, что клиенты и в плановом периоде будут платить примерно так же как и раньше.

Таким образом, коэффициенты инкассации применяются для расчета плановых значений статей поступлений и выплат, которые затем консолидируются в бюджете движения денежных средств (БДДС), а также для расчета задолженностей (дебиторской и кредиторской) и авансов, которые затем консолидируются в бюджете по балансовому листу (ББЛ). То есть коэффициенты инкассации могут использоваться в финансовой модели бюджетирования.

Например, компания спланировала свои доходы. Известно, что раньше компания в среднем получала 20% предоплаты в месяце, предшествующем месяцу признания дохода (отгрузка продукции или оказание услуг), 50% – в месяце признания дохода и 30% – в следующем месяце.

Получается, что коэффициенты инкассации в этом примере равны: 20%, 50% и 30%. В таком случае спланировав продажи (доход) можно с помощью коэффициентов инкассации рассчитать плановые поступления и задолженности: дебиторскую задолженность и кредиторскую задолженность (авансы полученные).

В данной статье рассматривается пример расчета плановых поступлений и задолженностей (дебиторской и кредиторской) с помощью коэффициентов инкассации.

Итак, для перехода от выручки (дохода) от реализации к поступлениям и задолженностям используются коэффициенты инкассации, которые показывают какая часть выручки поступает в виде авансов, какая оплачивается в период признания (начисления) доходов, а какая "зависает" в виде дебиторской задолженности.

Для расчета коэффициентов инкассации использовались данные за последние четыре квартала, полученные из оборотно-сальдовой ведомости по 62-му счету (см. Табл. 1).

Примечание: здесь приведен пример расчета коэффициентов инкассации, которые использовались при разработке количественной стратегической модели при выполнении консалтингового проекта по постановке стратегического управления в одной компании (численные данные изменены).

Таблица 1. Пример расчета коэффициентов инкассации на основе оборотно-сальдовой ведомости 62-го счета

Расчет коэффициентов инкассации на основе оборотно-сальдовой ведомости 62-го счета

Перед расчетом коэффициентов инкассации сначала нужно рассчитать поступления в текущем периоде от объема продаж текущего периода (см. Рис. 1).

Рис. 1. Пример расчета поступлений в текущем периоде от объема продаж текущего периода

Расчета поступлений в текущем периоде от объема продаж текущего периода

Для этого из доходов текущего периода нужно вычесть дебиторку на конец предыдущего периода (поскольку эта сумма поступит в текущем периоде, но относится к доходам прошлого периода) и авансы на конец текущего периода (поскольку эти поступления связаны с объемом продаж уже следующего периода).

Для расчета доли авансов нужно авансы на начало текущего периода разделить на доходы текущего периода (см. Рис. 2)

Для расчета доли поступлений в текущем периоде нужно поступления текущего периода разделить на доходы текущего периода (см. Рис. 2).

Для расчета доли поступлений следующего периода (доли дебиторки) нужно дебиторскую задолженность на конец текущего периода разделить на доходы текущего периода (см. Рис. 2).

Рис. 2. Пример расчета коэффициентов инкассации

Расчет коэффициентов инкассации

После расчета соответствующих долей в каждом из четырех кварталов вычисляется среднее значений долей (коэффициентов инкассации). Затем среднее значение округляется. Именно эти значения коэффициентов инкассации используются в модели, с помощью которой рассчитываются плановые значения поступлений и задолженностей.

Примечание: при расчете коэффициентов инкассации используется предположение о том, что вся дебиторская задолженность на конец квартала будет погашена в следующем квартале. На самом деле это не совсем так, но для стратегической модели можно использовать такое предположение.

После расчета коэффициентов инкассации они используются для планирования поступлений (для БДДС), авансов (обязательства в ББЛ) и дебиторской задолженности (активы в ББЛ).

Авансы на конец текущего периода рассчитываются путем перемножения доли авансов на доходы следующего периода (см. Рис. 3).

Рис. 3. Пример расчета поступлений, авансов и дебиторской задолженности

Расчет поступлений, авансов и дебиторской задолженности

Поступления текущего периода рассчитываются путем перемножения доли текущих поступлений на доходы текущего периода (см. Рис. 3).

Дебиторская задолженность на конец текущего периода рассчитываются путем перемножения доли дебиторки на доходы текущего периода (см. Рис. 3).

При использовании такой модели проявляется граничный эффект:
  • необходимо экспертно оценить входящую дебиторку (дебиторку на начало периода планирования);
  • необходимо экспертно оценить исходящие авансы (авансы на конец периода планирования).

    Примечание: на рисунке 3 желтым фоном выделены те ячейки, которые вводились в модель руками (все остальные рассчитывались по настроенным формулам). Только что было отмечено, что при использовании коэффициентов инкассации для планирования проявляется граничный эффект, который выражается в том, что приходится экспертно оценивать входящую дебиторку и исходящие авансы. На рисунке 3 желтым фоном выделена только входящая дебиторка (и коэффициенты инкассации, потому что после расчета по рассмотренной здесь методике в модель они переносились вручную), но не выделены исходящие авансы. На самом деле они выделены, просто на рисунке 3 это не показано. В данном примере количественный стратегический план составлялся на три года с поквартальной разбивкой. Экспертно оценивались авансы на конец четвертого квартала третьего года (на рисунке этот период не показан).

    Итак, в данной статье рассмотрен пример расчета коэффициентов инкассации, которые использовались компанией в стратегической количественной модели. В бюджетной модели может использоваться более сложная методика расчета коэффициентов инкассации, а также методика планирования поступлений и задолженностей.

    Усложнения могут быть сделаны по двум направлениям:
  • учет большего количества периодов до периода признания дохода и после;
  • расчет и использование нескольких наборов коэффициентов инкассаций.

    Что касается первого направления усложнения, то, как уже отмечалось выше, в данном примере было сделано предположение о том, что вся дебиторская задолженность на начало квартала будет погашена в текущем квартале. Та же гипотеза использовалась и в отношении авансов – авансы, полученные до начала квартала относятся только к доходам текущего квартала.

    Конкретно в этом примере все было почти так, поэтому и применялась данная гипотеза. Очевидно, что не для всех компаний она применима. Кроме того при помесячном (а не поквартальном) планировании сдвижки оплаты могут составлять более одного периода.

    Это значит, что и авансы могут поступать не только в периоде, предшествующем периоду начисления дохода (текущий период), но и раньше, и дебиторская задолженность может гаситься не только в периоде, следующим за текущим, но и позже. То есть коэффициентов инкассации может быть не три (как в рассмотренном примере), а больше.

    В отношении второго направления усложнения методики расчета коэффициентов инкассации и методики планирования поступлений и задолженности можно сказать, что не всегда удается рассчитать значения коэффициентов, которые бы более-менее реально отражали ситуацию.

    В рассмотренном примере все клиенты платили примерно по одинаковому графику. Да, были исключения, но на уровне стратегической модели было решено их не учитывать.

    При составлении более детальной финансовой модели может возникнуть потребность в составлении не одного (см. Рис. 3), а нескольких графиков поступлений и задолженностей. То есть в бюджетной модели может использоваться несколько наборов коэффициентов инкассации.

    В идеале коэффициенты нужно составлять по каждому клиенту, но если их очень много, то применяют метод группировки – разбивают клиентов на группы с более-менее похожими условиями по оплате. Затем для каждой группы клиентов рассчитывают свои значения коэффициентов инкассации, а потом и свои значения поступлений и задолженностей. Да, это усложнит финансовую модель, но сделает ее более точной.

    В завершении статьи необходимо сделать еще одно важное примечание. В рассмотренном примере для расчета коэффициентов инкассации использовались данные учетной базы. Так можно делать только в тех случаях, когда данные в базе полностью и детально отражают реальные хозяйственные процессы.

    Если это не так, то расчет коэффициентов инкассации на основе подобных данных может привести к ошибкам в планировании. Конкретно в этой компании была проведена большая работа по постановке управленческого учета, поскольку бухгалтерский учет не отражал реальной картины, был не детальным и очень медленным. Только после выполнения этой работы данные в учетной базе стало можно использовать для управленческого учета (правда, пришлось придумать определенный алгоритм ввода и вывода данных, разработать методику и регламент формирования управленческой отчетности и т.д.).


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    9 + 1 =