Термины > Классификация затрат/расходов

Классификация затрат/расходов


Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

Помимо разделения затрат на виды, а также функциональной структуризации, есть еще и классификация затрат/расходов, при которой они разбиваются на две группы.

Причем есть несколько разных классификаций расходов/затрат (см. Рис. 1):
  • переменные/постоянные;
  • прямые/накладные;
  • текущие/инвестиционные;
  • контролируемые/неконтролируемые.

    Примечание: здесь приведены только самые распространенные классификации расходов/затрат.

    Рис. 1. Примеры классификаций затрат/расходов

    Примеры классификаций затрат/расходов


    Естественно, что каждая классификация расходов/затрат должна иметь какой-то практический смысл для конкретной компании.

    Переменные и постоянные расходы/затраты


    Есть два определения переменных затрат/расходов. Одно из них можно условно назвать строгим, а другое нестрогим.

    В соответствии со строгим определением переменными расходами/затратами считаются такие расходы/затраты, которые меняются прямо пропорционально изменению объемов деятельности компании.

    Нестрогое определение переменных затрат/расходов выглядит примерно следующим образом. Переменные расходы/затраты – это такие расходы/затраты, которые зависят от объемов деятельности, но не обязательно прямо пропорционально.

    Постоянным расходами/затратами являются такие затраты/расходы, которые не зависят от объемов деятельности.

    Здесь есть один тонкий момент. Безусловно, постоянные затраты/расходы тоже меняются при изменении объемов деятельности, но они, в отличие от переменных (даже в нестрогом определении), делают это скачкообразно и не так часто.

    Затраты/расходы имеет смысл классифицировать на переменные и постоянные, когда возникает необходимость рассчитать точку безубыточности, оценить целесообразность решений по изменению объемов работ (производства и/или продаж) и т.д.

    Еще раз нужно отметить, что любая классификация в каждой конкретной компании должна проводиться для каких-то конкретных целей и иметь смысл. Например, для строительных компаний, как правило, разбиение расходов/затрат на переменные и постоянные смысла не имеет, т.к. непонятно, что брать за базис при определении переменности или постоянства расходов.

    Ведь если каждый строительный объект по-своему уникален, то о каких переменных расходах/затратам в данном случае может идти речь? Если компания строит много однотипных объектов, тогда еще можно вводить такую классификацию расходов/затрат, но в случае разнообразных объектов смысл данной классификации теряется. Вот классификация расходов/затрат на прямые и накладные, по отношению к строительному объекту, смысл имеет.

    Прямые и накладные (косвенные) затраты/расходы


    При разбиении статей на прямые и накладные (косвенные) (см. Рис. 1) обязательно нужно указывать объект, в отношении которого проводится такая классификация. Это значит, что в одной компании может быть несколько классификаций расходов/затрат на прямые и накладные (косвенные) в зависимости от объектов.

    Таким образом, прямые затраты/расходы – это такие расходы/затраты, которые напрямую относятся к определенному объекту. То есть для отнесения этих расходов/затрат к конкретному объекту не нужно применять какую-то процедуру разнесения затрат/расходов.

    Накладные (косвенные) расходы/затраты – это такие затраты/расходы, которые не могут быть напрямую отнесены к конкретному объекту.

    Цель данной классификации (прямые/накладные), в общем-то, понятна – рассчитать экономическую эффективность определенных объектов. Таким объектами могут быть, например, продукты или услуги, подразделения, каналы сбыта, регионы, в которых работает компания, и т.д.

    Правда, при таком разбиении очень часто возникает вопрос о том, как разносить накладные (косвенные) расходы по объектам. На самом деле, прежде чем задаваться таким вопросом, сначала нужно четко представлять себе цель такого разнесения.

    Практический смысл разнесения расходов/затрат по объектам имеется только в том случае, когда после данной операции можно принять решения, приводящие к повышению эффективности работы компании и в том числе к снижению накладных расходов.

    В противном случае разнесение расходов/затрат – пустая трата времени. Кроме того, такое разнесение может привести к отрицательным последствиям, когда на основе полученных данных будут быть приняты неверные решения, приводящие к ухудшению эффективности деятельности компании.

    Более подробно о накладных (косвенных) расходах/затратах можно прочитать в статье "Накладные расходы/затраты".

    Текущие и инвестиционные затраты


    Классификация затрат на текущие и инвестиционные нужна для того, чтобы четко рассчитать прибыль компании, инвестиционные затраты, а также рентабельность активов компании (в том числе, понять за счет чего данный показатель улучшился или ухудшился).

    Текущие затраты – это такие затраты, которые возникают в результате операционной деятельности компании (закупки сырья и материалов или товаров, производство готовой продукции, продвижение и продажа продукции/услуг компании и т.д.).

    Инвестиционные затраты – это такие затраты, которые возникают при развитии компании. Кстати, нужно отметить, что может быть несколько уровней инвестиционных затрат.

    Например, в компании могут возникать инвестиционные затраты при реализации какого-то уникального (для данной компании) проекта развития, в хоте которого создается новое бизнес-направление и новое подразделение. Кстати, в рамках финансовой структуры компании такое подразделение рассматривается как центр-инвестиций (венчур-центр).

    В то же время в компании могут появляться инвестиционные затраты и при выполнении типовых проектов развития, связанных с уже действующими направлениями деятельности компании. В данном случае новое подразделение не создается, поскольку проект реализуется временными рабочими группами (ВРГ). Подробнее об этом механизме управления развитием и инвестициями можно прочитать в книге "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса".

    Таким образом, в компании могут быть, так сказать, глобальные инвестиционные затраты и локальные инвестиционные затраты.

    Понятно, что часть текущих затрат уменьшает прибыль в отчетном (плановом) периоде (другая часть увеличивает оборотные активы компании), а инвестиционные затраты наращивают долгосрочный потенциал (активы) компании, использование которого в будущем должно принести дополнительную экономическую выгоду.

    Разделение затрат на текущие и инвестиционные может также использоваться в системе ответственности и мотивации компании. В частности, за текущую деятельность могут отвечать одни подразделения, а за инвестиционную – другие (или даже не подразделения, а проектные группы).

    Контролируемые и неконтролируемые затраты/расходы


    Контролируемые расходы/затраты – это такие затраты/расходы, на которые подразделение может оказывать непосредственное влияние.

    Неконтролируемые расходы/затраты – это такие затраты/расходы, на которые подразделение вообще не влияет или влияет опосредованно (косвенно).

    Разбиение расходов/затрат на контролируемые и неконтролируемые подразделениями актуально при внедрении в компании реальной финансовой ответственности за результаты своей деятельности. То есть данная классификация нужна при разработке финансовой структуры компании (более подробно о финансовой структуризации компании можно прочитать в Книге 4 "Финансовая структура компании").

    На самом деле эта классификация – частный случай разделения расходов/затрат на прямые и накладные по отношению к такому объекту, как подразделения (точнее говоря, ЦФО – центры финансовой ответственности).

    Но все-таки эта классификация выделяется отдельно потому, что она имеет очень большое значение, поскольку напрямую влияет на расчет фондов материального поощрения (ФМП) ЦФО.

    К тому же при этом возможны случаи, когда одна и та же статья расходов/затрат закрепляется за несколькими ЦФО, если на ее значения влияет больше одного ЦФО. Но при расчете ФМП этих ЦФО применяется принцип гибкого бюджетирования, в соответствии с которым разделяется влияние разных ЦФО на значения таких статей расходов.


    Итак, в этой статье рассмотрены самые распространенные классификации затрат/расходов. Я ни в коем случае не хочу утверждать, что чем больше в компании будет различных классификаций расходов/затрат, тем лучше. Более того, прежде чем вводить какую-то новую классификацию нужно несколько раз подумать, зачем это делать (какова будет практическая польза).

    Если же есть четкое понимание необходимости использования определенных классификаций затрат/расходов, то все они должны быть зафиксированы в управленческой учетной политике компании.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    + 73 = 81