Статьи > Бюджетирование и управленческий учет как инструмент управления > Одно из самых распространенных заблуждений о бюджетировании и управленческом учете

Одно из самых распространенных заблуждений о бюджетировании и управленческом учете


Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Одно довольно-таки распространенное заблуждение, связанное с бюджетированием и управленческим учетом, заключается в том, что многие компании отказываются от постановки данной системы, мотивируя это тем, что их компании не такая уж большая, поэтому сможет справиться с управлением и без бюджетирования и управленческого учета.

Т.е. считается, что бюджетированием и управленческим учетом нужно заниматься только тогда, когда будут выполнены определенные условия. А до тех пор об этом можно даже и не думать.

К сожалению, нет четких критериев того какие компании можно считать маленькими. Есть, конечно же, формальные критерии малого бизнеса, но здесь они могут и не подойти, т.к. иногда бывает так, что достаточно крупный бизнес строится на большом количестве юридических лиц, которые формально относятся к малому бизнесу. Поэтому юридические критерии здесь не совсем подходят.

Если говорить о каких-то простых критериях, в том смысле, что они понятны и их легко использовать, то в качестве таковых можно рассматривать выручку, количестве сотрудников и темпы роста компании.

Немаловажным фактором, конечно же, является сам бизнес, которым занимается компания, т.е. для одного вида бизнеса 50-100 человек может быть очень маленьким числом, а для другого, наоборот, при этом они могут быть сопоставимы по выручке.

Помимо абсолютных значений показателей выручки и количества сотрудников также можно рассматривать и их динамику. Возможно, что абсолютные значения выручки и количества сотрудников и не так значительны, но если их динамика превышает 20% в год, то однозначно можно сказать, что такой компании нужно внедрять систему бюджетирования и управленческого учета, даже если она сейчас признается маленькой самим владельцем компании.

Кстати, на практике очень часто бывает так, что компания начинает всерьез задумываться о бюджетировании и управленческом учете именно тогда, когда уже произошел серьезный рост компании и она продолжает расти. Менеджеры просто начинают ощущать потерю управляемости и замедление роста финансовых результатов или даже их снижение.

Они понимают, что с ростом бизнеса растут и затраты, а также активы и источники их финансирования, при этом их рост не управляем. Появляются и совершенно ненужные затраты, т.е. ресурсы компании используются неэффективно, но за этим никто просто не успевает следить, т.к. системы нет.

Когда маленькая компании внедряет бюджетирование и управленческий учет, то она уже встает на профессиональную основу и начинает вырастать из "клуба по интересам" в технологически развитую профессиональную компанию.

Если компания при этом планирует активно развиваться и дальше, то система бюджетирования и управленческого учета окажется очень кстати, и не позволит компании лопнуть от слишком больших темпов роста.

К тому же в маленькой компании еще могли не успеть сложиться какие-то управленческие традиции, что гораздо упростит внедрение. В большой компании внедрение проходит значительно сложнее, в том числе и потому, что очень сложно изменить какие-то традиции, особенно если они складывались десятилетиями.

Компания с развитием своего бизнеса должна параллельно развивать и систему управления, т.к. должно быть соответствие между масштабом бизнеса и системой управления, которая есть у этого компании. Конечно же, здесь не маловажную роль играет стратегия развития компании (см. книгу "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса").

Т.е. если компания сейчас признается маленькой и ее собственники не планируют расширение бизнеса, то в таком случае, наверное, действительно не нужно тратить время и деньги на создание какой-то сложной системы бюджетирования и управленческого учета.

Но проблема-то как раз и заключается в том, что у маленьких компаний нет не только системы бюджетирования и управленческого учета, но и стратегического управления. Поэтому и нет стратегии развития.

Т.е. иногда получается так, что никто такого роста и не ожидал, а по факту получилось так, что бизнес стал быстро развиваться. В такой ситуации потеря управляемости (и как следствие ухудшение финансово-экономического состояния компании) наступит с большой вероятностью. Часто бывает так, что компания приходит к пониманию необходимости использования системы бюджетирования и управленческого учета только после того как она переживет такой быстрый рост.

В одной компании, например, о внедрении бюджетирования и управленческого учета всерьез задумались только тогда, когда компания стала расти, но при этом фактор роста не был решающим. Основным, что заставило владельца компании задуматься о необходимости внедрения бюджетирования и управленческого учета было то, что компания из чисто торговой превратилась в торгово-производственную.

В компании появился производственный блок и тут же все ощутили слабую управляемость компании, поскольку в компании не было системы управленческого учета и планирования, в том числе производственного.

Директор (он же владелец) уже не мог разобраться в сложившемся финансово-экономическом состоянии компании, а финансово-экономическая служба не могла ему в этом помочь, т.к. тоже оказалась к этому не готова. На самом деле такая ситуация была и раньше, но ее сложнее было заметить, т.к. бизнес-процессы были проще.

Можно упомянуть и еще об одном формальном критерии, который якобы говорит о том, что компании точно нужно внедрять бюджетирование и управленческий учет. Об этом критерии упоминают и в книгах и в интернете.

Считается, что если у компании годовой оборот перевалил за 1 млн. $, то тогда уж точно нужно внедрять бюджетирование и управленческий учет. По моему мнению, этот критерий, скорее всего, придумали консультанты. Они по опыту знают, что компании примерно с таким оборотом уже можно уговорить хотя бы на небольшой консалтинговый проект (или хотя бы заманить на семинар), т.е., как говориться, такого клиента уже можно "раскручивать на бабки". Возможно, здесь есть и какая-то более глубокая мысль, но, скорее всего, дело обстоит именно так.

Мне вспоминается случай, когда я выступал перед большой аудиторией владельцев малого бизнеса. К концу нашей встречи (она длилась около 2-х часов) некоторые ее участники стали высказывать свои сомнения в целесообразности постановки бюджетирования и управленческого учета в малом бизнесе.

Получается любопытный факт. Сами владельцы бизнеса (а не их сотрудники) считают, что им вовсе не обязательно знать с каким финансовым результатом работают их компании, какие финансовые потоки через них проходят, с какой отдачей работают используемые в компании активы, а также то, как всем этим эффективно управлять, чтобы добиваться более высоких значений финансово-экономических показателей.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайшие семинары по управленческому учету и бюджетированию состоятся 20-24 января 2025 г.
С таким подходом малый бизнес вряд ли перейдет в средний (не говоря уже о крупном), а если это и случится, то эффективность работы такой компании будет намного меньше, чем могла бы быть, если бы в компании действовала система бюджетирования и управленческого учета.

И еще большой вопрос – как долго будет удерживаться на плаву такая компания, особенно если она будет продолжать увеличиваться в размерах.

Примечание: более подробно о том как использовать систему бюджетирования и управленческого учета для эффективного управления компанией можно узнать на семинарах-практикумах "Бюджетное управление предприятием" и "Постановка и автоматизация управленческого учета", которые проводит автор данной статьи - Александр Карпов.


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 51 = 57