Статьи > Роль генерального директора в бюджетировании и управленческом учете > Нужно ли владельцу бизнеса и директору компании вникать в технологию управленческого учета и бюджетирования
Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
bud-tech.ru
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Один из клиентов, который приобрел у нас книги и методики по бюджетирования и управленческому учету, сказал, что он хочет внедрить в своей компании полноценную систему, которая позволит ему эффективно управлять своей компанией.
Затем он задал вопрос: "Нужно ли ему вникать в технологию управленческого учета и бюджетирования, даже в том случае, если он будет привлекать внешних экспертов с большим опытом внедрения?".
Я сразу же вспомнил свою историю с ремонтами квартиры и таунхауса. Я почему-то думал, что мне не нужно вникать в технологию ремонта и в технологию управления ремонтным проектом.
Я полагал, что достаточно привлечь профессионалов, которые все сделают как нужно. Первый раз мне просто повезло, а второй – я конкретно попал. Я потерял много денег, времени и нервов, но при этом не получил того, что хотел. Подробнее об этом можно прочитать на странице "Мой опыт в организации и проведении ремонтов квартиры и таунхауса".
А ведь с разработкой и внедрением системы управления дела обстоят гораздо сложнее. Ремонтный проект хотя бы чисто теоретически можно выполнить без активного участия Заказчика. Правда, это очень рискованно, но в принципе возможно. Хотя, как минимум на этапе постановки задачи Заказчику лучше принимать участие.
Что касается системы управления, и в частности бюджетирования и управленческого учета, то даже если нанять идеальных консультантов, внедрить эти подсистемы управления без активного участия Заказчика в принципе невозможно.
При таком подходе в лучшем случае проект по постановке управленческого учета и бюджетирования закончится грудой бумаг, от которых не будет никакого толку. А если компания еще сразу и программный продукт приобретет, то, возможно, даже что-то будет настроено в этой программе, но пользоваться этим никто в компании не сможет.
Я нередко задаю владельцам бизнеса такой вопрос: "Стали бы они заниматься своим бизнесом, особо не вникая в его суть?". Ведь теоретически для создания и развития бизнеса можно нанять сотрудников и надеяться на то, что они сами все организуют и будут приносить собственнику большую прибыль.
Я не знаю точно, может быть такая схема и работает где-то в других странах, но у нас она с большой вероятностью обречена на провал. Мало того, что никто не захочет организовываться и повышать эффективность работы компании, так еще и воровать будут.
Кстати, из-за второй причины собственнику лучше не отходить от оперативного управления пока не будет внедрена система владельческого контроля бизнеса.
Основная проблема заключается в том, что систему управленческого учета и бюджетирования нельзя купить и нельзя заказать кому-то ее создание. Эту систему можно выстроить только самостоятельно.
Да, для того, чтобы не допустить большого количества ошибок можно привлечь консультантов с опытом работы, но они не смогут ничего сделать без активного участия сотрудников компании и особенно владельца бизнеса и директора.
Ведь если речь идет о реальном внедрении управленческого учета и бюджетирования, а не об имитации данной работы (что встречается в наших компаниях очень часто), то, образно говоря, людям, работающим в компании, нужно будет "головы поменять".
К сожалению, стиль мышления и управления быстро изменить невозможно. Да, разработать проект системы бюджетирования и управленческого учета не так-то просто*, но еще сложнее добиться того, чтобы эти функции теперь эффективно выполнялись на регулярной основе.
* на одно только создание финансовой модели бюджетирования и методологии управленческого учета может уйти много времени, а на разработке финансовой структуры компании вообще можно засыпаться.
Я не знаю ни одного случая, где была бы внедрена система бюджетирования и управленческого учета без собственника и директора. Кстати, когда это одно и то же лицо, то вероятность успешной реализации такого проекта гораздо выше.
Таким образом, если владелец бизнеса и директор компании действительно хотят получить такой мощный инструмент как управленческий учет и бюджетирование, им придется готовиться к тому, что без их активного участия (на всех этапах проекта) вряд ли удастся это сделать.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием" и "Постановка и автоматизация управленческого учета", которые проводит автор данной статьи - Александр Карпов. Данные семинары также проводятся и в корпоративном формате.
Статьи схожей тематики: "Управленческий учет и бюджетирование: нужно ли это директору компании";
"Генеральный директор в бюджетировании и управленческом учете";
"Консультанты в проекте по постановке бюджетирования и управленческого учета".
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Нужно ли владельцу бизнеса и директору компании вникать в технологию управленческого учета и бюджетирования
bud-tech.ru
Затем он задал вопрос: "Нужно ли ему вникать в технологию управленческого учета и бюджетирования, даже в том случае, если он будет привлекать внешних экспертов с большим опытом внедрения?".
Я сразу же вспомнил свою историю с ремонтами квартиры и таунхауса. Я почему-то думал, что мне не нужно вникать в технологию ремонта и в технологию управления ремонтным проектом.
Я полагал, что достаточно привлечь профессионалов, которые все сделают как нужно. Первый раз мне просто повезло, а второй – я конкретно попал. Я потерял много денег, времени и нервов, но при этом не получил того, что хотел. Подробнее об этом можно прочитать на странице "Мой опыт в организации и проведении ремонтов квартиры и таунхауса".
А ведь с разработкой и внедрением системы управления дела обстоят гораздо сложнее. Ремонтный проект хотя бы чисто теоретически можно выполнить без активного участия Заказчика. Правда, это очень рискованно, но в принципе возможно. Хотя, как минимум на этапе постановки задачи Заказчику лучше принимать участие.
Что касается системы управления, и в частности бюджетирования и управленческого учета, то даже если нанять идеальных консультантов, внедрить эти подсистемы управления без активного участия Заказчика в принципе невозможно.
При таком подходе в лучшем случае проект по постановке управленческого учета и бюджетирования закончится грудой бумаг, от которых не будет никакого толку. А если компания еще сразу и программный продукт приобретет, то, возможно, даже что-то будет настроено в этой программе, но пользоваться этим никто в компании не сможет.
Я нередко задаю владельцам бизнеса такой вопрос: "Стали бы они заниматься своим бизнесом, особо не вникая в его суть?". Ведь теоретически для создания и развития бизнеса можно нанять сотрудников и надеяться на то, что они сами все организуют и будут приносить собственнику большую прибыль.
Я не знаю точно, может быть такая схема и работает где-то в других странах, но у нас она с большой вероятностью обречена на провал. Мало того, что никто не захочет организовываться и повышать эффективность работы компании, так еще и воровать будут.
Кстати, из-за второй причины собственнику лучше не отходить от оперативного управления пока не будет внедрена система владельческого контроля бизнеса.
Основная проблема заключается в том, что систему управленческого учета и бюджетирования нельзя купить и нельзя заказать кому-то ее создание. Эту систему можно выстроить только самостоятельно.
Да, для того, чтобы не допустить большого количества ошибок можно привлечь консультантов с опытом работы, но они не смогут ничего сделать без активного участия сотрудников компании и особенно владельца бизнеса и директора.
Ведь если речь идет о реальном внедрении управленческого учета и бюджетирования, а не об имитации данной работы (что встречается в наших компаниях очень часто), то, образно говоря, людям, работающим в компании, нужно будет "головы поменять".
К сожалению, стиль мышления и управления быстро изменить невозможно. Да, разработать проект системы бюджетирования и управленческого учета не так-то просто*, но еще сложнее добиться того, чтобы эти функции теперь эффективно выполнялись на регулярной основе.
* на одно только создание финансовой модели бюджетирования и методологии управленческого учета может уйти много времени, а на разработке финансовой структуры компании вообще можно засыпаться.
Я не знаю ни одного случая, где была бы внедрена система бюджетирования и управленческого учета без собственника и директора. Кстати, когда это одно и то же лицо, то вероятность успешной реализации такого проекта гораздо выше.
Таким образом, если владелец бизнеса и директор компании действительно хотят получить такой мощный инструмент как управленческий учет и бюджетирование, им придется готовиться к тому, что без их активного участия (на всех этапах проекта) вряд ли удастся это сделать.
Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием" и "Постановка и автоматизация управленческого учета", которые проводит автор данной статьи - Александр Карпов. Данные семинары также проводятся и в корпоративном формате.
Статьи схожей тематики:
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.