Блог Александра Карпова > Управленческая отчетность без управленческого учета
Автор: Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Есть немало компаний, в которых периодически подготавливается управленческая отчетность, но при этом управленческий учет в них работает неэффективно или его вообще нет.
Данное замечание относится в основном к компаниям малого и среднего бизнеса, хотя среди таких попадаются те, которые уже сложно отнести к среднему (и тем более к малому) бизнесу. По крайней мере, в моей практике было несколько таких компаний.
Я уже писал о том, как часто устроен управленческий учет в малом и среднем бизнесе.
Такой организации управленческого учета способствует два фактора: нежелание руководства компании участвовать в проекте по постановке управленческого учета;
сложность постановки управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса (и непонимание этого руководством компании).
Почему-то большинство руководителей компаний считают, что им самим вообще не нужно принимать никакого участие в работе по разработке и внедрению систем управленческого учета. Зачастую они не хотят подключаться даже к такому важному этапу как постановка задачи.
Правда, после этого часто жалуются на то, что в их компании действует какая-то кривая система управленческого учета, которая не обеспечивает их нужными отчетами и в требуемые сроки.
Возникает вполне логичный вопрос: а что такое нужные отчеты и требуемые сроки? Откуда исполнители (финансово-экономическая служба или вообще только бухгалтерия) могут об этом знать, если руководство не соизволило об этом сообщить?
В результате появляются какие-то управленческие отчеты, которые не устраивают руководство, что приводит к частым конфликтам между директором и финансово-экономическим блоком компании.
При таком подходе к постановке управленческого учета сотрудники финансово-экономической службы (или бухгалтерии, если нет экономистов) рассуждают примерно так: "Если все это директору не нужно, то нам-то это зачем? Если он так относится к управленческому учету, то почему мы должны относиться по-другому?".
В результате таких рассуждений в компании появляется такая управленческая отчетность, которая с одной стороны вроде как отвечает на некоторые вопросы директора, а с другой стороны по трудозатратам является не очень напряжной для финансово-экономической службы (или бухгалтерии). Лично я в таких ситуациях полностью на стороне финансово-экономического блока.
Поскольку многие руководители не хотят вникать в работу по постановке управленческого учета, они часто не представляют, с какими сложностями она может быть связана. Причем постановка управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса может оказаться гораздо более сложной задачей по сравнению с крупными предприятиями.
Например, в одной компании бухгалтерский учет был очень запутанным, поэтому получить на его основе управленческую отчетность по какой-то четкой, заранее разработанной технологии было невозможно.
Финансовый директор (он же главный бухгалтер) тратил около 3-х дней в квартал, чтобы в полуручном режиме подготовить для руководства управленческую отчетность. Ему приходилось перелопачивать бухучет, чтобы правильно и с нужной детализацией отразить в управленческих отчетах все хозяйственные операции. Наверное, не стоит упоминать о том, что руководство особо этой отчетностью и не пользовалось.
Финансовому директору было проще жертвовать 3-мя днями в квартал, чем реализовать очень сложный проект по постановке управленческого учета, понимая, что никакой поддержки со стороны руководства не будет, объем работы возрастет, а об увеличении оплаты труда можно даже и не думать.
На самом деле директора компаний зачастую выбирают такой подход потому, что они могут и сами не знать, какая именно управленческая отчетность им нужна. Поэтому они и не хотят принимать участие в проекте по постановке управленческого учета.
Но такой подход практически обречен на провал. В лучшем случае в компании будут появляться какие-то управленческие отчеты, не устраивающие руководство, да и правильность их составления будет вызывать сомнения.
Для того чтобы в компании заработала действительно эффективная система управленческого учета лучше использовать нормальный проектный подход. При этом обязательно участие руководства компании.
И у руководства, и у финансово-экономической службы (или бухгалтерии, если нет службы) должно быть одинаковое понимание того, что такое управленческий учет, как нужно разрабатывать и внедрять эту систему.
Когда есть это понимание, то вероятность успеха значительно возрастает. Кроме того, погрузившись в тему, директор понимает, что ведение управленческого учета может потребовать дополнительных затрат, но они теперь для него будут оправданы.
Кстати, для выработки такого одинакового понимания руководству и сотрудникам финансово-экономической службы (или бухгалтерии) нужно взять за основу какую-то определенную технологию. Ее можно почерпнуть из книг по управленческому учету или на практических семинарах.
Кстати, пользуясь случаем, приглашаю на свой ближайший семинар-практикум по управленческому учету, который состоится 9-10 декабря 2024
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
.
Управленческая отчетность без управленческого учета
Книги по бюджетированию и управленческому учету
Методики бюджетирования и управленческого учета
Программа для автоматизации бюджетирования и управленческого учета
Семинары-практикумы по бюджетированию и управленческому учету:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по бюджетированию и управленческому учету
Методики бюджетирования и управленческого учета
Программа для автоматизации бюджетирования и управленческого учета
Семинары-практикумы по бюджетированию и управленческому учету:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по бюджетированию и управленческому учету
Данное замечание относится в основном к компаниям малого и среднего бизнеса, хотя среди таких попадаются те, которые уже сложно отнести к среднему (и тем более к малому) бизнесу. По крайней мере, в моей практике было несколько таких компаний.
Я уже писал о том, как часто устроен управленческий учет в малом и среднем бизнесе.
Такой организации управленческого учета способствует два фактора:
Почему-то большинство руководителей компаний считают, что им самим вообще не нужно принимать никакого участие в работе по разработке и внедрению систем управленческого учета. Зачастую они не хотят подключаться даже к такому важному этапу как постановка задачи.
Правда, после этого часто жалуются на то, что в их компании действует какая-то кривая система управленческого учета, которая не обеспечивает их нужными отчетами и в требуемые сроки.
Возникает вполне логичный вопрос: а что такое нужные отчеты и требуемые сроки? Откуда исполнители (финансово-экономическая служба или вообще только бухгалтерия) могут об этом знать, если руководство не соизволило об этом сообщить?
В результате появляются какие-то управленческие отчеты, которые не устраивают руководство, что приводит к частым конфликтам между директором и финансово-экономическим блоком компании.
При таком подходе к постановке управленческого учета сотрудники финансово-экономической службы (или бухгалтерии, если нет экономистов) рассуждают примерно так: "Если все это директору не нужно, то нам-то это зачем? Если он так относится к управленческому учету, то почему мы должны относиться по-другому?".
В результате таких рассуждений в компании появляется такая управленческая отчетность, которая с одной стороны вроде как отвечает на некоторые вопросы директора, а с другой стороны по трудозатратам является не очень напряжной для финансово-экономической службы (или бухгалтерии). Лично я в таких ситуациях полностью на стороне финансово-экономического блока.
Поскольку многие руководители не хотят вникать в работу по постановке управленческого учета, они часто не представляют, с какими сложностями она может быть связана. Причем постановка управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса может оказаться гораздо более сложной задачей по сравнению с крупными предприятиями.
Например, в одной компании бухгалтерский учет был очень запутанным, поэтому получить на его основе управленческую отчетность по какой-то четкой, заранее разработанной технологии было невозможно.
Финансовый директор (он же главный бухгалтер) тратил около 3-х дней в квартал, чтобы в полуручном режиме подготовить для руководства управленческую отчетность. Ему приходилось перелопачивать бухучет, чтобы правильно и с нужной детализацией отразить в управленческих отчетах все хозяйственные операции. Наверное, не стоит упоминать о том, что руководство особо этой отчетностью и не пользовалось.
Финансовому директору было проще жертвовать 3-мя днями в квартал, чем реализовать очень сложный проект по постановке управленческого учета, понимая, что никакой поддержки со стороны руководства не будет, объем работы возрастет, а об увеличении оплаты труда можно даже и не думать.
На самом деле директора компаний зачастую выбирают такой подход потому, что они могут и сами не знать, какая именно управленческая отчетность им нужна. Поэтому они и не хотят принимать участие в проекте по постановке управленческого учета.
Но такой подход практически обречен на провал. В лучшем случае в компании будут появляться какие-то управленческие отчеты, не устраивающие руководство, да и правильность их составления будет вызывать сомнения.
Для того чтобы в компании заработала действительно эффективная система управленческого учета лучше использовать нормальный проектный подход. При этом обязательно участие руководства компании.
И у руководства, и у финансово-экономической службы (или бухгалтерии, если нет службы) должно быть одинаковое понимание того, что такое управленческий учет, как нужно разрабатывать и внедрять эту систему.
Когда есть это понимание, то вероятность успеха значительно возрастает. Кроме того, погрузившись в тему, директор понимает, что ведение управленческого учета может потребовать дополнительных затрат, но они теперь для него будут оправданы.
Кстати, для выработки такого одинакового понимания руководству и сотрудникам финансово-экономической службы (или бухгалтерии) нужно взять за основу какую-то определенную технологию. Ее можно почерпнуть из книг по управленческому учету или на практических семинарах.
Кстати, пользуясь случаем, приглашаю на свой ближайший семинар-практикум по управленческому учету, который состоится 9-10 декабря 2024
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной записи блога Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор блога ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. Если хотите обсудить какую-то интересную актуальную тему или вопрос, связанный с бюджетированием и управленческим учетом, то свои предложения Вы можете также направить по адресу budgeting@bk.ru. Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Блог по бюджетированию и управленческому учету". |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта
.