Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Постановка управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса

Постановка управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Как вы думаете, где легче внедрить управленческий учет: в небольшой или крупной компании?

Казалось бы, ответ на это вопрос очевиден. Ведь в небольших компаниях, на первый взгляд, все гораздо проще, чем в крупных. Поэтому постановка управленческого учета в компаниях малого и среднего бизнеса должна быть более простым проектом.

На самом деле, в очень многих случаях (не утверждаю, что во всех) внедрить управленческий учет в небольших компаниях оказывается сложнее, чем в крупных. Поэтому управленческий учет в малом и среднем бизнесе часто оказывается более сложной системой, чем в крупных компаниях. Сложной именно в методологическом плане, а не в смысле масштабов работ, которые выполняются в процессе управленческого учета. Действительно, методика управленческого учета в небольших компаниях может быть сложнее, чем в крупных.

Есть несколько факторов, которые сильно мешают постановке управленческого учета в небольших компаниях:
  • запутанность бухгалтерского учета и непригодность его использования для целей управления компанией;
  • отсутствие квалифицированных кадров;
  • скромные финансовые возможности.

    Если все эти три фактора проявляются одновременно, то получается самый сложный случай.

    Рассмотрим все по порядку.

    Часто (но я не утверждаю, что всегда) в компаниях малого и среднего бизнеса бухгалтерский учет очень запутан. Это связано с тем, что наше государство всячески "помогает" развитию малого и среднего бизнеса. Чтобы как-то выживать, таким компаниям приходится выкручиваться.

    Причем, чем чаще приходится это делать, тем сложнее бухгалтерский учет использовать для управленческого. Это все приводит к тому, что бухгалтерский учет малопригоден для управленческого учета.

    Для того чтобы разобраться во всех запутанных схемах, которыми приходится пользоваться компаниям малого и среднего бизнеса, нужно обладать высокой квалификацией. Поэтому для постановки управленческого учета нужно или держать профессионала в штате на постоянной основе или обратиться к профессиональным консультантам для выполнения проекта.

    И в том и в другом случае нужны деньги, которых зачастую не хватает особенно небольшим компаниям.

    Получается парадоксальная ситуация. Проекты по постановке управленческого учета в небольших компаниях могут быть гораздо сложнее, чем в крупных. Стоимость консалтингового проекта зависит только от одного фактора – трудозатрат консультантов. Выходит, что проект для небольших компаний может оказаться даже более дорогим, чем для больших.

    С другой стороны, малый и средний бизнес не может платить консультантам столько же (или даже больше), чем платят крупные компании. Поэтому большинство консультантов и не хотят связываться с компаниями малого и среднего бизнеса, поскольку работы там может быть больше и она может оказаться даже сложнее, а денег можно заработать меньше.

    Я помню, когда мы выполняли проект в одной оптовой компании (штат около 40 человек), то нам пришлось несколько месяцев "ковыряться", чтобы разобраться во всех запутанных схемах, которые используются в этой компании.

    Таким образом, сложность проекта по постановке управленческого учета во многом зависит от того насколько сейчас бухгалтерский учет, действующий в компании, далек от управленческого. Кстати, подробнее об этом можно прочитать в записи моего блога "Чем отличается управленческий учет от бухгалтерского".

    Идеальный вариант
    Информации, содержащейся в бухгалтерской базе (или базах), достаточно для формирования всех управленческих отчетов и (ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!) все хозяйственные операции в базе сейчас отражаются так, как и должны в соответствии с их реальным экономическим смыслом.

    В такой ситуации компании не нужно привлекать консультантов. Проект по постановке управленческого учета можно выполнить самостоятельно. Для этого достаточно посетить наш семинар-практикум "Постановка и автоматизация управленческого учета", воспользоваться методикой "Управленческий учет", книгой "Постановка и автоматизация управленческого учета" и книгой "Управленческий учет. Made not in Russia". Или ограничиться только методикой и книгами, или вообще только книгами.

    Могут быть и ситуации близкие к идеальной. Например, в базу нужно будет добавить несколько новых справочников (они же аналитики) и привязать их к определенным счетам плана счетов + ввести в информационную систему необходимые изменения, чтобы в дальнейшем при вводе данных заполнять новые аналитики. С этим компания тоже справится без привлечения консультантов. Возможно, потребуется ИТ-специалист, но без консультантов можно обойтись.

    Самый сложный вариант
    Помимо того, что в базе может не хватать всей информации, необходимой для формирования всех управленческих отчетов, все хозяйственные операции некорректно отражают экономическую суть. Часть операций вообще не попадает в бухгалтерскую базу.

    Здесь можно привести элементарнейший пример с "созданием" расходов. При формировании управленческой отчетности эту операцию нельзя учитывать так, как она отражена в бухгалтерском учете. Значит, нужно будет предусмотреть какой-то механизм, который бы позволял правильно формировать управленческую отчетность по таким операциям.

    В нашей практике был и такой случай, когда компания использовала несколько технических юридических лиц, через которые проводила операции разных типов, в том числе операции по закупке товаров у зарубежных поставщиков. В бухгалтерских базах была "каша".

    Это приводило к тому, что в реальности с поставщиками они работали по предоплате, а в бухгалтерских отчетах у них была задолженность перед поставщиками. Данные оттуда для управленческого учета нельзя было брать. Пришлось придумать очень сложный и навороченный алгоритм, который в итоге позволил получать правильные данные в автоматизированном виде (без какой-то ручной доработки в Excel).

    Примеры различного отражения операций в бухгалтерском и управленческом учете можно найти в следующих статьях:
  • "Пример отражения в управленческом учете операций по закупкам товаров у зарубежных производителей";
  • "Пример отражения операций по аренде и содержанию офиса в бухгалтерском и управленческом учете".

    Понятно, что могут быть и какие-то промежуточные варианты. Все зависит от конкретной компании, в которой планируется внедрить управленческий учет.

    Кстати, если в вашей компании нет проблем с корректным отражением хозяйственных операций, то вам очень повезло. То есть вся информация, содержащаяся в бухгалтерских базах, отражает реальную экономическую суть хозяйственных операций.

    В таком случае вам действительно не нужно тратиться на консультантов. Достаточно пройти обучение на моем семинаре-практикуме. Мы там все очень подробно рассматриваем. Все участники прямо на семинаре проходят по всем этапам проекта. После семинара мы всем участникам оказываем бесплатную консультационную поддержку по постановке управленческого учета.

    Ближайший семинар по управленческому учету состоится 11-12 марта 2024.

    Если же вы все-таки считаете, что консультантов привлекать нужно, для определения стоимости консалтинговых услуг при реализации проекта по постановке и управленческого учета в вашей компании можно поступить следующим образом. Вам необходимо заполнить небольшую анкету для экспресс-обследования состояния управления в вашей компании. После получения заполненной анкеты консультанты подготовят для вас коммерческое предложение. Получить анкету экспресс-обследования можно, направив запрос по электронной почте budgeting@bk.ru.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    − 4 = 4