Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Проект по постановке бюджетирования и управленческого учета: ресурсный аспект

Проект по постановке бюджетирования и управленческого учета: ресурсный аспект

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, председатель совета директоров издательства "Москва", автор книг по бюджетированию и управленческому учету, разработчик методик бюджетирования и управленческого учета

bud-tech.ru

Если у компании есть действительно полноценная система бюджетирования и управленческого учета, то с ее помощью можно повышать эффективность работы и улучшать управляемость. Но, для того чтобы разработать и внедрить такую систему, необходимо добиться выполнения определенных условий.

Подробнее об этих условиях можно прочитать в статье "Необходимые условия для успешной реализации проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета".

Кстати, в названии этой статьи уже заложено одно из важнейших условий успешности выполнения работы по внедрению бюджетирования и управленческого учета. Данная работа должна выполняться на проектной (ограниченной во времени), а не на процессной (бесконечной) основе. В противном случае может получиться долгострой. Время будет идти, но и эффективность работы компании не будет повышаться, и управляемость заметно не улучшится.

Улучшать систему можно на процессной основе (как говорится, нет предела совершенству), но внедрять лучше на проектной.

В данной статье более подробно рассматривается только ресурсный аспект проекта – причем только трудовые ресурсы, которые должны быть задействованы в проекте.

Для успешного выполнения проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета трудовые ресурсы должны:
  • хорошо знать объект управления (что и как делается в компании);
  • иметь опыт управления этим объектом (опыт управления конкретными бизнес-процессами, проектами, подразделениями и т.д.);
  • знать технологию бюджетирования и управленческого учета (как должна работать эта система, когда она уже внедрена);
  • знать технологию постановки бюджетирования и управленческого учета (как ее нужно внедрять, чтобы она успешно работала);
  • иметь опыт постановки бюджетирования и управленческого учета.

    Как правило, персонал, работающий в компании, ПОЛНОСТЬЮ удовлетворяет только первым двум требованиям. Именно по этой причине довольно часто для выполнения проектов по постановке бюджетирования и управленческого учета приглашают внешних специалистов, то есть консультантов.

    Они как раз знают технологию бюджетирования и управленческого учета, знают, как ее внедрять и имеют опыт внедрения. Но они по очевидным причинам не удовлетворяют первым двум требованиям.

    Именно по этой причине для успешной реализации проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета должна быть сформирована команда из специалистов, работающих в компании, и из консультантов.

    На самом деле для реализации проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета не обязательно привлекать консультантов. Но в таком случае персонал компании нужно "подтянуть" по трем последним пунктам. Для этого нужно изучить технологию бюджетирования и управленческого учета, а также технологию разработки и внедрения этой системы. Ну а опыт будет набираться уже в ходе выполнения проекта.

    Есть разные способы как это можно сделать. Я рекомендую использовать самый эффективный способ самостоятельного внедрения бюджетирования и управленческого учета.

    Конечно же, при самостоятельном внедрении бюджетирования и управленческого учета есть свои плюсы и минусы (как и у других вариантов выполнения данной задачи).

    Если получится все сделать с первого раза, то стоимость проекта для компании будет меньше, чем в случае с привлечением консультантов.

    А если нет, то в таком случае данный вариант может оказаться даже более дорогим, поскольку на переделку может уйти немало времени, а самое главное – компания все это время может терять деньги из-за отсутствия эффективной системы бюджетирования и управленческого учета. К сожалению, все это как-то точно оценить в деньгах довольно сложно, если не сказать невозможно.

    Кроме того, неудачи при выполнении данного проекта могут оказывать негативное влияние на новые попытки сделать все по-правильному.

    Противники этой системы (а таких очень много во всех компаниях) будут то и дело напоминать руководству про все прошлые неудачные попытки, аргументируя свое предложение о полном отказе от внедрения бюджетирования и управленческого учета.

    Еще нужно отметить один важный момент. Выше было написано, что персонал компании удовлетворяет первым двум из пяти требований к трудовым ресурсам. Но проблема в том, что часто задачу по постановке бюджетирования и управленческого учета поручают только одной финансово-экономической службе без привлечения специалистов из других подразделений.

    К сожалению, очень часто сотрудники финансово-экономической службы не достаточно хорошо знают, как организованы и выполняются бизнес-процессы и проекты в компании. Также они по понятным причинам не имеют опыта управления этими бизнес-процессами и проектами.

    Получается, что при таком подходе (когда постановкой бюджетирования и управленческого учета занимается только финансово-экономическая служба) могут не выполняться все пять требований. А это значит, что работа практически обречена на провал.

    Итак, в принципе компания может и самостоятельно внедрить систему бюджетирования и управленческого учета, но только нужно правильно организовать эту работу и тщательно к ней подготовится.

    Если же все-таки компания планирует привлечь консультантов, то нужно знать особенности такого варианта постановки бюджетирования и управленческого учета.

    Как выше уже было отмечено, консультанты не удовлетворяют первым двум пунктам требований. Что касается второй позиции (опыт управления), то по очевидным причинам это требование так и останется не выполненным, но это не так критично как в случае с первым.

    Если консультанты не знают объект управления, то они не смогут помочь компании разработать по-настоящему полноценную и эффективную систему бюджетирования и управленческого учета.

    Дело в том, что нет какой-то типовой (шаблонной) системы бюджетирования и управленческого учета. В каждой компании это свое уникальное решение. Да, есть базовые принципы системы бюджетирования и управленческого учета, единые для всех компаний, но все равно в каждой компании должна быть выстроена своя (уникальная) система.

    Таким образом, изучение консультантами объекта управления является необходимостью, если компания хочет получить от них максимальную пользу.

    Поэтому в рамках первого этапа проекта (постановка задачи) консультанты, помимо прочего, изучают компанию и ее систему управления (в т.ч. действующую систему бюджетирования или ее элементы, если полноценной системы пока нет). Без этого никак не обойтись.

    Итак, в рамках первого этапа проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета проводится комплексная диагностика компании, разрабатывается концепция системы бюджетирования и управленческого учета, а также детальный план по ее разработки и внедрению.

    При выполнении первого этапа консультанты максимально задействованы в проекте, поскольку по-другому эффективно реализовать данный этап просто невозможно. Соответственно, нет возможности как-то существенно повлиять на стоимость первого этапа проекта.

    Что касается второго (основного) этапа (разработка и внедрение), то здесь поле для маневров уже гораздо больше. Консультанты и дальше могут продолжать работать в таком же режиме, как и на первом этапе (максимальное погружение в проект), а можно сделать и так, что их участие будет сведено к минимуму.

    Например, практически всю работу может выполнять рабочая группа заказчика, а консультанты только обучать и контролировать работу данной группы. В таком случае стоимость второго этапа проекта может быть даже меньше (причем существенно), чем стоимость первого, хотя второй может занять гораздо больше времени.

    Стоимость консалтингового проекта в основном зависит от одного фактора – времени, которое консультанты затрачивают на выполнение проекта. На втором этапе проекта этим параметром можно управлять, а на первом – практически нет.

    Многие компании, когда знакомятся с нашими предложениями по выполнению первого этапа проекта, задают вполне естественный вопрос: "Почему мы должны вам платить деньги за то, чтобы вы нас изучали?".

    Согласен, что это вполне справедливый вопрос, но, к сожалению, по другому не получится. Для того, чтобы консультант был максимально полезен для компании, он должен ее изучить. По-другому просто не получится. Кстати, в ходе такого обследования ведь и анализ проводится. Поэтому консультанты не просто изучают компанию, но и проводят анализ, а также готовят предложения по улучшению ее деятельности.

    Итак, проведение консультантами обследования компании является объективной необходимостью, поэтому выполнение данной работы обязательно включается в первый этап проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета.

    К тому же если вести речь о нормальной (полноценной) системе бюджетирования и управленческого учета, то она просто не может существовать в отрыве от реальной деятельности компании. В противном случае это будет всего лишь какой-то навороченный калькулятор, а не система управления.

    Таким образом, для успешного выполнения проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета вместе с консультантами обязательно нужно выделять этап постановка задачи, в рамках которого консультантам нужно будет провести комплексное обследование компании.

    Примечание: на самом деле этап "Постановка задачи" нужно выделять и при полностью самостоятельном выполнении проекта (это одно из требований, которое нужно выполнить, чтобы эффективно выполнить работу по разработке и внедрению бюджетирования и управленческого учета).


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

    Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

    Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


    Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    90 − 86 =