Хотите сэкономить на бюджете продвижения сайта?

Бюджет продвижения сайта может быть более эффективным, если следовать определенным правилам. О том как это сделать можно прочитать в новой бесплатной электронной книге Александра Карпова "Продвижение сайтов за счет наращивания качественной ссылочной массы".


Статья Александра Карпова "Бюджетирование повышает эффективность"


Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Основная идея постановки бюджетирования и управленческого учета

Основная идея постановки бюджетирования и управленческого учета


Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

www.bud-tech.ru

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Естественно, может существовать несколько различных подходов к постановке бюджетирования и управленческого учета. Тот подход, который описывается в статьях этого раздела, не претендует на какую-то уникальность и абсолютную правильность. Как и все в бизнесе, данный подход имеет свои плюсы и минусы.

Но, по крайней мере, он доказал свою результативность при использовании в отечественных компаниях. Итак, в статьях этого раздела рассматривается подход, при котором работа по внедрению бюджетирования и управленческого учета рассматривается как проект развития компании, а именно – проект развития системы управления. Причем этот проект разбивается на два этапа.

Логика данного варианта постановки системы бюджетирования и управленческого учета следующая. В течение примерно полутора-двух месяцев проводится диагностика предприятия, подготавливается проект концепции будущей системы бюджетирования и управленческого учета, а также формируется детальный план ее внедрения в компании.

Кроме того, предприятие подготавливается к реализации основной фазы проекта. Ведь важно, чтобы в компании не просто составлялись бюджеты, но и реализовывались. Для этого на предприятии должен быть создан организационный механизм разработки и реализации бюджетов. К тому же возможны ситуации, и, скорее всего, они будут иметь место, когда придется корректировать бюджеты. То есть нужно будет вносить изменения в бюджеты по ходу их реализации.

Таким образом, на предприятии должны быть специалисты, которые умеют и разрабатывать бюджеты, и реализовывать, и контролировать их исполнение. Для того чтобы реализовать предложенный подход к постановке бюджетирования и управленческого учета в компании, нужно будет сформировать ВРГ (временную рабочую группу) по постановке бюджетирования и управленческого учета. Очень важно, чтобы эта группа не только успешно выполнила первый этап проекта, но и подготовилась к основному (второму) этапу проекта, связанному с непосредственным внедрением системы бюджетирования и управленческого учета (более подробно о составе плана первого и второго этапа можно прочитать в Книге 8 "Технология постановки бюджетирования в компании" и в книге "Постановка и автоматизация управленческого учета").

Итак, в рамках первого этапа нужно будет провести диагностику действующей системы бюджетирования и управленческого учета (или ее элементов), определиться с тем, какую систему компания хочет построить, и сформировать план разработки и внедрения новой системы бюджетирования и управленческого учета. Также необходимо будет определиться с бюджетным комитетом, который будет курировать весь проект по постановке бюджетирования и управленческого учета, а затем (после завершения проекта) и процесс бюджетирования и управленческого учета (см. Книгу 7 "Бюджетный комитет компании").

Возможно, для внедрения и поддержания новой системы бюджетирования и управленческого учета в компании потребуется провести реорганизацию финансово-экономической службы компании, а в некоторых компаниях может даже потребоваться создание финансовой службы почти с нуля (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании").

В общем, для каждого конкретного предприятия в рамках первого этапа проекта нужно будет выбрать самый подходящий вариант плана постановки бюджетирования и управленческого учета. Внедрение полноценной и детальной системы бюджетирования и управленческого учета на самом деле может оказаться итерационным процессом. Кроме того, нужно учитывать и текущую ситуацию в компании.

Бывает так, что компания решила, например, разработать бюджеты, но эта идея возникла уже ближе к концу года. Такой факт, конечно же, нужно учитывать, т.к. необходимо будет до конца года успеть подготовить бюджеты на следующий плановый период. Причем естественно, что они должны быть согласованы между собой. Хотя на самом деле такой фактор, как приближение конца года, лучше не считать определяющим при планировании проекта. Ведь если до конца года осталось несколько месяцев, а для эффективной реализации проекта требуется около года, то такая спешка ни к чему хорошему не приведет.

Хотя, конечно же, много зависит от целей проекта. Если цель проекта – просто подготовить какой-то вариант бюджетов, то такую задачу, действительно, можно решить за пару месяцев. Но наличие в компании бюджетов и других управленческих отчетв не является признаком того, что в компании действует система бюджетирования и управленческого учета (см. Книгу 1 "Бюджетирование как инструмент управления").

В рамках второго этапа проекта будет разрабатываться методика и регламент бюджетирования и управленческого учета, причем все это сразу будет опробоваться на практике. В каком объеме предстоит работа на втором этапе, до начала проекта сказать сложно. Кроме того, нужно понять, что необходимо сделать в компании, чтобы разработанные бюджеты затем исполнялись. К сожалению, на практике было очень много случаев, когда красивые бюджеты оставались таковыми только на бумаге.

Кстати, довольно часто в наших компаниях внедрение бюджетирования и управленческого учета рассматривают исключительно как какое-то разовое мероприятие, основной целью которого является, по сути дела, только разработка бюджетов и подготовка другой управленческой отчетности. Во многих случаях такие компании сталкиваются с тем, что их бюджеты не выполняются, в чем причина – не понятно, заниматься ли дальше бюджетированием – не ясно, кто должен был отвечать за исполнение бюджетов – тоже неизвестно. В итоге идея постановки бюджетирования и управленческого учета может быть надолго забыта. То есть без четко продуманного механизма реализации бюджетов они могут быть выполнены только случайно. Хотя на практике такого почти не бывает.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

Итак, сейчас был кратко рассмотрен один из возможных подходов к постановке бюджетирования и управленческого учета в компании. Пример подробного описания проекта по постановке в компании бюджетирования и управленческого учета на основе только что изложенного подхода можно найти в Книге 8 "Технология постановки бюджетирования в компании" и в книге "Постановка и автоматизация управленческого учета".

Каждая компания на основе этого примера может разработать для себя свой вариант плана реализации проекта по постановке бюджетирования и управленческого учета с учетом масштабов компании и той конкретной ситуации, в которой сейчас находится организация.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинарах-практикумах "Бюджетное управление предприятием" и "Постановка и автоматизация управленческого учета", которые проводит автор данной статьи - Александр Карпов.





Свои комментарии к этой статье Вы можете направлять по адресу budgeting@bk.ru, указав свое Ф.И.О., должность и название организации, в которой Вы работаете. Ваши комментарии будут размещены под данной статьей.

Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статьей Вы также можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.




Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru