Блог Александра Карпова > Все желания исполнит мудрый Гудвин
Автор: Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
В этой статье описан самый распространенный сценарий постановки бюджетирования и управленческого учета в отечественных компаниях. Лично я не перестаю удивляться, с каким упорством многие компании продолжают наступать на бюджетные грабли.
Когда такой способ использовали в девяностые годы прошлого века, это можно было как-то понять. В те времена было мало толковой литературы по бюджетированию и управленческому учету, не был так развит интернет как сейчас, у многих компаний просто не было опыта и т.д. Но для меня остается загадкой то, что данный способ продолжают использовать и сейчас.
На стадии создания бизнеса о системе управления (в т.ч. о бюджетировании и управленческом учета) вообще мало кто из предпринимателей задумывается. Понятно, что в каком-то виде (пусть даже в самом примитивном) система управления создается в любом бизнесе. Если бизнес развивается, то в какой-то момент происходит, можно сказать, классический разрыв: бизнес, образно говоря, далеко "убегает" от системы управления.
Старая система управления перестает справляться с новыми масштабами бизнеса. Поэтому зачастую компании сталкиваются с проблемами роста. Это приводит, в том числе к частому возникновению дефицита денежных средств, к снижению дивидендов, к авральному режиму работы и т.д.
Многие собственники бизнеса при этом вспоминают о существовании бюджетирования и управленческого учета. В некоторых случаях в компаниях не могут правильно посчитать даже фактические финансово-экономические показатели (из-за отличий управленческого учета от бухгалтерского), не говоря уже об их планировании и управлении ими.
Да и то многие пытаются оттянуть внедрение бюджетирования и управленческого учета на как можно более поздний срок. Это похоже на ситуацию с зубной болью. Ведь многие терпят до предела, и только когда уже боль становится постоянной и невыносимой, идут к стоматологу.
Кто же выступает в роли "стоматолога" в рассматриваемой ситуации с компаниями, нуждающимися в бюджетировании и управленческом учете? Иными словами, какие решения очень часто применяются в подобных ситуациях?
Многие поступают просто (как им кажется) – берут на работу финансового директора. Проще говоря, нового сотрудника "кидают на амбразуру". Нередко ставят нереальные задачи – внедрить бюджетирование и управленческий учет за пару-тройку месяцев. Некоторые хотят за это время еще и автоматизировать.
Даже при использовании нормального подхода к постановке управленческого учета и бюджетирования невозможно выполнить эту задачу за такой короткий срок. Что уж говорить об использовании того подхода, который многие компании очень часто применяют.
Почему-то в этих компаниях считается, что самое главное – это найти какого-то правильного финансового директора, который придет и все за пару месяцев разрулит. И управленческий учет внедрит, и бюджетирование и сразу все в компании станет просто замечательно. И все это без каких-либо усилий со стороны собственников, руководителей и остальных сотрудников компании.
В общем, многие до сих пор надеются на каких-то волшебников. Вот придет мудрый Гудвин и все сразу же станет очень хорошо. И это не взирая на то, что та кривая система управления, которая действует на момент прихода "волшебника", годами выстраивалась через одно известное место.
Как-то раз на семинаре по бюджетированию и управленческому учету собственник одной компании рассказал весьма забавную историю о том, как они хотели пойти именно таким путем, о котором идет речь в данной статье.
Ситуация у них уже была настолько запущенной (бизнес так далеко "убежал" от системы управления), что никто из потенциальных кандидатов на новую должность (финансовый директор) не захотел устраиваться на работу в эту компанию.
Люди понимали, что наладить нормальное управление финансово-экономическим состоянием в данной компании, используя рассматриваемый здесь подход, просто нереально. Они понимали, что с таким подходом в этой компании точно ничего не сделаешь, поэтому с большой вероятностью можно будет испортить себе резюме.
При устройстве на новую работу в солидную компанию, безусловно, будут наводить справки о человеке на его предыдущих местах работы. С учетом того, что данную работу будет выполнять служба персонала, то с большой вероятностью ее сотрудники не будут вникать в нюансы. Они работают очень формально. Если они, позвонив на предыдущее место работы, узнают, что человек не справился с поставленными ему задачами, то и разбираться не будут в деталях – сразу же поставят крест на кандидате.
Несомненно, кандидаты на должность финансового директора, пришедшие в данную компанию, знали об особенностях работы HR-служб, поэтому и решили не рисковать.
Теперь владелец этой компании наконец-то понял, что без его участия никакой управленческий учет и тем более бюджетирование нельзя будет внедрить и успешно использовать на благо компании. Поэтому он сам вместе со своими сотрудниками приехал ко мне на семинары по бюджетированию и управленческому учету для обучения современным и эффективным технологиями постановки управленческого учета и бюджетирования. Надеюсь, что в этой компании на посещении семинара все не закончится.
Итак, для того чтобы внедрить действительно эффективную систему бюджетирования и управленческого учета не нужно использовать распространенный подход, описанный в данной статье. Лучше изначально правильно внедрять и автоматизировать бюджетирование и управленческий учет.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Все желания исполнит мудрый Гудвин
Книги по бюджетированию и управленческому учету
Методики бюджетирования и управленческого учета
Программа для автоматизации бюджетирования и управленческого учета
Семинары-практикумы по бюджетированию и управленческому учету:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по бюджетированию и управленческому учету
Методики бюджетирования и управленческого учета
Программа для автоматизации бюджетирования и управленческого учета
Семинары-практикумы по бюджетированию и управленческому учету:
- открытый семинар
- корпоративный
- интернет-семинар
Консалтинг по бюджетированию и управленческому учету
Когда такой способ использовали в девяностые годы прошлого века, это можно было как-то понять. В те времена было мало толковой литературы по бюджетированию и управленческому учету, не был так развит интернет как сейчас, у многих компаний просто не было опыта и т.д. Но для меня остается загадкой то, что данный способ продолжают использовать и сейчас.
На стадии создания бизнеса о системе управления (в т.ч. о бюджетировании и управленческом учета) вообще мало кто из предпринимателей задумывается. Понятно, что в каком-то виде (пусть даже в самом примитивном) система управления создается в любом бизнесе. Если бизнес развивается, то в какой-то момент происходит, можно сказать, классический разрыв: бизнес, образно говоря, далеко "убегает" от системы управления.
Старая система управления перестает справляться с новыми масштабами бизнеса. Поэтому зачастую компании сталкиваются с проблемами роста. Это приводит, в том числе к частому возникновению дефицита денежных средств, к снижению дивидендов, к авральному режиму работы и т.д.
Многие собственники бизнеса при этом вспоминают о существовании бюджетирования и управленческого учета. В некоторых случаях в компаниях не могут правильно посчитать даже фактические финансово-экономические показатели (из-за отличий управленческого учета от бухгалтерского), не говоря уже об их планировании и управлении ими.
Да и то многие пытаются оттянуть внедрение бюджетирования и управленческого учета на как можно более поздний срок. Это похоже на ситуацию с зубной болью. Ведь многие терпят до предела, и только когда уже боль становится постоянной и невыносимой, идут к стоматологу.
Кто же выступает в роли "стоматолога" в рассматриваемой ситуации с компаниями, нуждающимися в бюджетировании и управленческом учете? Иными словами, какие решения очень часто применяются в подобных ситуациях?
Многие поступают просто (как им кажется) – берут на работу финансового директора. Проще говоря, нового сотрудника "кидают на амбразуру". Нередко ставят нереальные задачи – внедрить бюджетирование и управленческий учет за пару-тройку месяцев. Некоторые хотят за это время еще и автоматизировать.
Даже при использовании нормального подхода к постановке управленческого учета и бюджетирования невозможно выполнить эту задачу за такой короткий срок. Что уж говорить об использовании того подхода, который многие компании очень часто применяют.
Почему-то в этих компаниях считается, что самое главное – это найти какого-то правильного финансового директора, который придет и все за пару месяцев разрулит. И управленческий учет внедрит, и бюджетирование и сразу все в компании станет просто замечательно. И все это без каких-либо усилий со стороны собственников, руководителей и остальных сотрудников компании.
В общем, многие до сих пор надеются на каких-то волшебников. Вот придет мудрый Гудвин и все сразу же станет очень хорошо. И это не взирая на то, что та кривая система управления, которая действует на момент прихода "волшебника", годами выстраивалась через одно известное место.
Как-то раз на семинаре по бюджетированию и управленческому учету собственник одной компании рассказал весьма забавную историю о том, как они хотели пойти именно таким путем, о котором идет речь в данной статье.
Ситуация у них уже была настолько запущенной (бизнес так далеко "убежал" от системы управления), что никто из потенциальных кандидатов на новую должность (финансовый директор) не захотел устраиваться на работу в эту компанию.
Люди понимали, что наладить нормальное управление финансово-экономическим состоянием в данной компании, используя рассматриваемый здесь подход, просто нереально. Они понимали, что с таким подходом в этой компании точно ничего не сделаешь, поэтому с большой вероятностью можно будет испортить себе резюме.
При устройстве на новую работу в солидную компанию, безусловно, будут наводить справки о человеке на его предыдущих местах работы. С учетом того, что данную работу будет выполнять служба персонала, то с большой вероятностью ее сотрудники не будут вникать в нюансы. Они работают очень формально. Если они, позвонив на предыдущее место работы, узнают, что человек не справился с поставленными ему задачами, то и разбираться не будут в деталях – сразу же поставят крест на кандидате.
Несомненно, кандидаты на должность финансового директора, пришедшие в данную компанию, знали об особенностях работы HR-служб, поэтому и решили не рисковать.
Теперь владелец этой компании наконец-то понял, что без его участия никакой управленческий учет и тем более бюджетирование нельзя будет внедрить и успешно использовать на благо компании. Поэтому он сам вместе со своими сотрудниками приехал ко мне на семинары по бюджетированию и управленческому учету для обучения современным и эффективным технологиями постановки управленческого учета и бюджетирования. Надеюсь, что в этой компании на посещении семинара все не закончится.
Итак, для того чтобы внедрить действительно эффективную систему бюджетирования и управленческого учета не нужно использовать распространенный подход, описанный в данной статье. Лучше изначально правильно внедрять и автоматизировать бюджетирование и управленческий учет.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной записи блога Вы можете направить их по адресу
budgeting@bk.ru. Автор блога ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. Если хотите обсудить какую-то интересную актуальную тему или вопрос, связанный с бюджетированием и управленческим учетом, то свои предложения Вы можете также направить по адресу budgeting@bk.ru. Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнейшему развитию раздела "Блог по бюджетированию и управленческому учету". |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.