Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Проблемы регламентации бюджетирования и управленческого учета на производственном предприятии
Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"
bud-tech.ru
На данной странице сайта описаны проблемы, связанные с организацией и регламентацией бюджетирования и управленского учета на производственном предприятии.
Анализ системы бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия был проведен в рамках первого этапа ("Постановка задачи") проекта по реструктуризации (с целью дальнейшего улучшения) действующей системы бюджетирования и управленческого учета производственной компании.
К данной группе проблем бюджетирования и управленческого учета были отнесены следующие позиции (см. дерево проблем бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия): несогласованность плана продаж и программы продвижения;
нет ответственности за исполнение регламента бюджетирования;
неэффективная процедура согласования заявок в БДДС;
потенциальная опасность двойных платежей*;
регламент бюджетирования не автоматизирован.
Сейчас план продаж и программа продвижения разрабатываются независимо друг от друга.
Данная проблема в компании уже обсуждалась. Для анализа взаимосвязи продаж и продвижения желательно изучить статистику. Но поскольку сейчас статистика не совсем корректная (из-за проблемы "Управленческий учет организован на основе бухгалтерского"), то сложно эту связь выявить.
Таким образом, если система управленческого учета будет позволять контролировать и фактические затраты по мероприятиям и финансовые бюджеты, тогда можно будет как-то оценивать связь продвижения с продажами. При этом, анализируя статистику, нужно будет учитывать и другие факторы, влияющие на продажи и отгрузку. Например, отгрузки может не быть из-за ПДЗ, или из-за ограничений по минимальной цене, или из-за того, что дистрибьютор не сделал заявки, или из-за еще какого-то другого фактора.
На текущий момент времени (в отличие от той системы бюджетирования, которая действовала ранее) нет реальной (финансовой) ответственности у участников процесса бюджетирования за исполнение регламента бюджетного управления.
Это приводит к частым срывам нормативных сроков подготовки бюджетов, к работе какое-то время без бюджетов. Как следствие – отсутствие управляемости (сейчас это, конечно, не единственная причина отсутствия управляемости, но если другие причины устранить, а эту нет, то управляемости по-прежнему не будет).
В качестве причины отказа от системы ответственности за исполнение регламента бюджетирования было названо несправедливое наказание некоторых участников процесса бюджетирования в некоторых случаях.
В документе "Предложения по совершенствованию действующей системы бюджетирования" описан вариант, который позволит все-таки ввести систему ответственности за исполнение регламента бюджетирования с учетом обозначенной проблемы.
Подразделения готовят заявки в бюджет движения денежных средств (БДДС) сначала на бумаге и подписывают у своего руководителя. Потом подразделения вводят их в программу и финансисты проверяют сходятся ли данные с бумажной версией заявки. Часто не сходятся, поэтому начинают уточнять. На это тратится дополнительное время.
Примечание: на самом деле, если бы в компании была одна заявка подразделения, в которой сразу в электронном виде формировались бы данные для всех финансовых бюджетов, в том числе для БДДС, такой проблемы не было бы.
Большие суммы, конечно, вряд ли могут быть оплачены несколько раз. Если есть много небольших платежей, то существует потенциальная опасность сделать платеж несколько раз.
Есть две основные причины, из-за которых может произойти дублирование платежей.
Во-первых, не все дирекции пользуются электронным обоснованием платежей. Отслеживать платежи в бумажном виде сложнее, чем в электронном.
Во-вторых, в системе электронного обоснования платежа не реализован автоматический контроль. У электронного обоснования платежа нет никакого уникального признака (кроме номера в программе), по которому можно было бы осуществлять такой контроль.
В программном продукте, используемом для автоматизации бюджетирования и управленческого учета, нет функций настройки и контроля исполнения регламента бюджетирования. Автоматизация есть только в части процесса согласования платежей.
Наряду с автоматизаций финансовой модели бюджетирования (методики расчета бюджетов) для более эффективного управления процессом бюджетирования можно автоматизировать и саму процедуру бюджетного управления.
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.
Проблемы регламентации бюджетирования и управленческого учета на производственном предприятии
bud-tech.ru
На данной странице сайта описаны проблемы, связанные с организацией и регламентацией бюджетирования и управленского учета на производственном предприятии.
Анализ системы бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия был проведен в рамках первого этапа ("Постановка задачи") проекта по реструктуризации (с целью дальнейшего улучшения) действующей системы бюджетирования и управленческого учета производственной компании.
К данной группе проблем бюджетирования и управленческого учета были отнесены следующие позиции (см. дерево проблем бюджетирования и управленческого учета производственного предприятия):
Несогласованность плана продаж и программы продвижения
Данная проблема в компании уже обсуждалась. Для анализа взаимосвязи продаж и продвижения желательно изучить статистику. Но поскольку сейчас статистика не совсем корректная (из-за проблемы "Управленческий учет организован на основе бухгалтерского"), то сложно эту связь выявить.
Таким образом, если система управленческого учета будет позволять контролировать и фактические затраты по мероприятиям и финансовые бюджеты, тогда можно будет как-то оценивать связь продвижения с продажами. При этом, анализируя статистику, нужно будет учитывать и другие факторы, влияющие на продажи и отгрузку. Например, отгрузки может не быть из-за ПДЗ, или из-за ограничений по минимальной цене, или из-за того, что дистрибьютор не сделал заявки, или из-за еще какого-то другого фактора.
Нет ответственности за исполнение регламента бюджетирования
Это приводит к частым срывам нормативных сроков подготовки бюджетов, к работе какое-то время без бюджетов. Как следствие – отсутствие управляемости (сейчас это, конечно, не единственная причина отсутствия управляемости, но если другие причины устранить, а эту нет, то управляемости по-прежнему не будет).
В качестве причины отказа от системы ответственности за исполнение регламента бюджетирования было названо несправедливое наказание некоторых участников процесса бюджетирования в некоторых случаях.
В документе "Предложения по совершенствованию действующей системы бюджетирования" описан вариант, который позволит все-таки ввести систему ответственности за исполнение регламента бюджетирования с учетом обозначенной проблемы.
Неэффективная процедура согласования заявок в БДДС
Примечание: на самом деле, если бы в компании была одна заявка подразделения, в которой сразу в электронном виде формировались бы данные для всех финансовых бюджетов, в том числе для БДДС, такой проблемы не было бы.
Потенциальная опасность двойных платежей*
Большие суммы, конечно, вряд ли могут быть оплачены несколько раз. Если есть много небольших платежей, то существует потенциальная опасность сделать платеж несколько раз.
Есть две основные причины, из-за которых может произойти дублирование платежей.
Во-первых, не все дирекции пользуются электронным обоснованием платежей. Отслеживать платежи в бумажном виде сложнее, чем в электронном.
Во-вторых, в системе электронного обоснования платежа не реализован автоматический контроль. У электронного обоснования платежа нет никакого уникального признака (кроме номера в программе), по которому можно было бы осуществлять такой контроль.
Регламент бюджетирования не автоматизирован
Наряду с автоматизаций финансовой модели бюджетирования (методики расчета бюджетов) для более эффективного управления процессом бюджетирования можно автоматизировать и саму процедуру бюджетного управления.
Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения. |
Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.