Статьи > Технология постановки бюджетирования и управленческого учета > Бюджетирование и управленческий учет: что изменилось за 25 лет

Бюджетирование и управленческий учет: что изменилось за 25 лет

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

Я занимаюсь управленческим консалтингом с 1995 года. Таким образом, в 2020-м году будет уже 25 лет как я занимаюсь внедрением и развитием системы управления, а также повышением эффективности различных компаний и групп.

Моя консалтинговая компания специализируется на различных направлениях менеджмента. Среди них есть бюджетирование и управленческий учет.

В данной статье, написанной в феврале 2020-го года, я решил высказать свое субъективное мнение о том, как за четверть века изменилась ситуация в наших компаниях именно в сфере бюджетирования и управленческого учета.

На портале bud-tech.ru, работающем с 2003-го года, размещено очень много информации по тематике бюджетирования и управленческого учета. В том числе здесь есть немало материалов, в которых рассказывается об ошибках, которые с завидным упорством продолжают допускать многие компании и при внедрении бюджетирования и управленческого учета, и при попытке использования данной системы в управлении и повышении эффективности работы компании. Точнее говоря, не системы, а того, что получилось построить.

Возможно, причина того, что компании продолжают наступать на те же самые грабли, заключается вот в чем. Раньше (в 90-е годы прошлого века) в России был информационный голод. Нормальных книг по менеджменту (в том числе бюджетированию и управленческому учету) не было. Были в основном книги советских профессоров, которые очень быстро превратились в «монстров менеджмента», переписав свои старые совковые книги, вставив в них новые, модные словечки. Нормальных зарубежных книг тоже почти не было. Интернет тогда еще не был так развит, как сейчас.

Поэтому даже если какая-то компания и хотела внедрить нормальную систему бюджетирования и управленческого учета, то она не могла это сделать потому, что не знала, где найти об этом информацию.

Сейчас ситуация ровно противоположная – информации очень много. Сейчас полно и книг, и различных материалов в интернете. Видимо, у компаний, как говорится, крыша едет от всего этого многообразия, поэтому они либо вообще ничего не читают и делают как раньше по наитию, либо находят какие-то «левые» методики и технологии и пытаются их как-то применить для себя.

Короче говоря, результат сейчас получается примерно такой же, как и раньше. Таким образом, как не было 25 лет назад бюджетирования и управленческого учета в наших компаниях, так его и сейчас нет. Разница заключается только в том, что раньше компании это понимали и признавали, а теперь делают вид, что у них все внедрено и отлично работает. Сейчас практически никто не признается в том, что в их компании нет нормальной системы управленческого учета и бюджетирования.

Как изменилось бюджетирование и управленческий учет за 25 лет

Раньше, когда мы выполняли первый этап проекта (постановка задачи), в рамках которого проводилась диагностика действующей системы (или ее элементов) бюджетирования и управленческого учета, то в общем-то анализировать особо нечего было.

Например, когда мы запрашивали действующий регламент бюджетирования и регламент управленческого учета, то нам сообщали, что никаких регламентов у них нет. Если это сделать сейчас, то с большой вероятностью какие-то документы предоставят, но не факт, что в реальности эти регламенты реально эффективно работают.

Еще одним отличием, бросающимся в глаза, является то, что сейчас во многих компаниях используются английские термины. Наверное, считается, что это очень круто.

Например, теперь говорят не бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков), а P&L (Profit and Loss). Правда, толку от этого никакого нет, потому что до сих пор некоторые путают доходы с поступлениями, а расходы с выплатами, но зато вместо бюджет движения денежных средств (БДДС) теперь говорят Cash Flow.

А те, кто не путает, на самом деле не знают что такое доходы и расходы. Или, например не знают, чем отличаются расходы от затрат. Поэтому на семинарах я до сих пор такой ликбез провожу.

Несколько лет назад я переиздавал свою серию книг «100% практического бюджетирования» и книгу «Постановка и автоматизация управленческого учета». Кто знаком с этими книгами знает, что они состоят из двух видов материалов: моего авторского текста и экспертных вставок, подготовленных представителями различных компаний. В этих вставках они делятся своим опытом постановки и использования бюджетирования и управленческого учета на практике.

После того как я переделал свой текст (честно говоря, были там «кривые» фрагменты) передо мной встал вопрос о необходимости замены экспертных вставок. Вроде как нужно было в новую редакцию книг поместить более свежие экспертные вставки. Но, хорошенько поразмыслив, я понял, что это будет мартышкин труд.

Данная работа займет немало времени, а толку от нее никакого не будет. Ну поменяется компания А на компанию Б, но она будет рассказывать о тех же самых проблемах, что были у компании А много лет назад (первое издание первой книги из серии «100% практического бюджетирования» было выпущено еще в 2004-м году). Поэтому я просто в книгах сделал соответствующие комментарии о том, что экспертные вставки я специально оставил в прежнем виде, а переработал только свой авторский текст.

Кстати, в прошлом году вышла моя новая книга – «Управленческий учет. Made not in Russia». В ней рассказывается о том, как нужно внедрять нормальную систему фактического управленческого учета даже если учетный процесс в компании очень сильно запутан. Такое часто встречается при значительных отличиях управленческого учета от бухгалтерского.

В общем, во многих наших компаниях до сих пор нет нормального фактического управленческого учета, не говоря уже о планировании. Это приводит к тому, что управляемость таких компаний, мягко говоря, оставляет желать лучше, да и с эффективностью работы у них далеко не все в порядке.

Мое мнение заключается в том, что все-таки одной из основных причин сложившейся ситуации является использование такого подхода к внедрению бюджетирования и управленческого учета, который минимизирует вероятность успешной постановки данной подсистемы управления.

Вообще-то такой проблемы можно было бы избежать, если бы система управления (в том числе бюджетирования и управленческого учета) внедрялась бы еще на этапе создания бизнеса. Но в подавляющем большинстве случаев такими вопросами не заморачиваются, что приводит к тому, что бизнес, так сказать, «убегает» далеко вперед от системы управления. Из-за этого разрыва возникает очень много проблем в том числе и такая парадоксальная ситуация, когда дивиденды, получаемые собственниками, становятся меньше, несмотря на то, что выручка может увеличиться на порядок или даже на два. Это типичные проблемы роста компании, с которыми сталкиваются очень многие организации при развитии бизнеса.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайшие семинары по управленческому учету и бюджетированию состоятся 11-15 марта 2024 г.
Если вы считаете, что ваша компания является исключением и у вас то уж точно внедрена нормальная и полноценная система бюджетирования и управленческого учета, то вы можете частично это проверить. Для этого можно провести бесплатное тестирование сотрудников компании по бюджетированию и управленческому учету.

Безусловно, это не будет являться полноценной диагностикой системы бюджетирования и управленческого учета, но все-таки может позволить сделать определенные выводы.

Желаю всем внедрить по-настоящему эффективную систему бюджетирования и управленческого учета и с помощью нее улучшать финансово-экономическое состояние своих компаний!


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта