Статьи > Автоматизация бюджетирования и управленческого учета > Автоматизация управленческого учета и бюджетирования: основная проблема в неготовности компаний

Автоматизация управленческого учета и бюджетирования: основная проблема в неготовности компаний

Александр Карпов, директор и ведущий консультант Компании РиК, основатель проекта bud-tech.ru, президент Ассоциации эффективного бизнеса, основатель бизнес-школы "Первая школа предпринимателей", автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

Я уже не раз на страницах данного сайта писал о том, как нужно правильно внедрять и автоматизировать бюджетирование и управленческий учет. К сожалению, редко кто идет по правильному пути.

Большинство компаний предпочитает "наломать дров", а потом тратить много времен и денег на исправление ситуации. Хотя на самом деле исправлением занимаются немногие.

По-прежнему основная масса компаний не прислушивается к советам и упорно "ставит телегу впереди лошади". То есть начинает заниматься автоматизацией, не выполнив ту работу, которую необходимо перед этим сделать.

Разница между современными компаниями и компаниями девяностых годов прошлого столетия заключается только в том, что те компании даже и не задумывались о том, что перед автоматизацией управленческого учета и бюджетирования нужно что-то делать.

Современные компания вроде как знают, что перед автоматизаций нужно проработать все организационно-методологические вопросы, связанные с бюджетированием и управленческим учетом. Причем некоторые из них убеждены в том, что все эти вопросы они уже решили и полностью готовы к автоматизации.

Но в реальности я не видел еще ни одну компанию, которая была бы готова к автоматизации бюджетирования и управленческого учета (хотя сотрудники утверждают, что они уже полностью готовы к автоматизации). И это несмотря на то, что в электронных таблицах было много чего уже сделано.

Причем в некоторых случаях не были выполнены элементарные действия, а компания заявляла, что она уже полностью готова к автоматизации бюджетирования и управленческого учета. На одной из страниц этого сайта я уже приводил пример о том, как в одной компании автоматизировали управленческий учет и бюджетирования.

У них и в электронных таблицах не было целостной финансовой модели бюджетирования, и в автоматизированном виде получилось то же самое. Например, у них в электронных таблицах не было никакой связи между бюджетом доходов и расходов (БДР) и бюджетом движения денежных средств (БДДС), поэтому и в информационной системе, которую они использовали для автоматизации, ее тоже не было.

Подготовка БДР и БДДС у них были как два параллельных, не связанных друг с другом процесса. Я уж молчу о том, что бюджета по балансовому листу (ББЛ) у них вообще не было. Кстати, ББЛ – по-прежнему "редкая птица" и "страшный зверь" во многих компаниях.

Ну и что толку от такой автоматизации. Естественно, пришлось переделывать. Причем сначала переделать методологию и регламент, а затем уже заново реализовать проект по автоматизации бюджетирования и управленческого учета.

Итак, многие из тех компаний, которые считают, что они полностью готовы к автоматизации бюджетирования и управленческого учета, уверены в том, что единственное, что им нужно сделать, – выбрать программный продукт, с помощь которого реализовать проект по автоматизации.

Подавляющее большинство из этих компаний вообще не хотят ничего слушать о том, что нужно сделать перед автоматизацией управленческого учета и бюджетирования.

Но даже и тем компаниям, которых удается убедить в том, чтобы они хотя бы усомнились в этом, может что-нибудь помешать, так сказать, встать на путь истинный.

Как-то раз нам обратился очень крупный холдинг именно для автоматизации финансового управления, в том числе бюджетирования и управленческого учета.

Нужно отдать должное, что они, по крайней мере, прислушались к нашим советам и усомнились в том, что они полностью готовы к автоматизации. В их масштабах автоматизация – это очень большой и затратный проект. Поэтому если компания на самом деле не готова, то она может впустую потратить очень много времен и денег.

Они вроде бы стали соглашаться с тем, что нужно сначала выполнить первый этап проекта – постановка задачи, в рамках которого в том числе нужно провести комплексную диагностику компании и действующую систему управления.

Но видимо руководство финансово-экономического блока испугалось, что в ходе проведения такой диагностики будут вскрыты ошибки и недоработки в действующей системе. Поэтому в итоге не было принято решение о проведение комплексной диагностики компании.

С вероятностью близкой к 100% проект по автоматизации в этой компании будет неуспешным, но скорее всего финансово-экономическая службу спихнет все на ИТ-подрядчика, который будет привлечен для выполнения работ по автоматизации. Или необходимые доработки будут выполняться в ходе проекта по автоматизации. То есть ИТ-подрядчику нужно будет взять на себя еще и функции консультантов по управлению.

К сожалению, особенно в крупных компаниях это не редкость, когда топ-менеджерам, как говорится, не хочется потерять лицо, поэтому они будут делать все что угодно (в том числе и то, что нанесет вред компании), но никогда не признаются в том, что они сделали что-то неправильно, допустили какие-то ошибки и т.д.

В таких ситуациях все это, естественно, ведет к ухудшению финансово-экономического состояния компании и как следствие благосостояния ее владельцев, но их, видимо, это мало волнует. Кстати, это является одной из причин, почему на самом деле в крупных компаниях нет бюджетирования и управленческого учета.

Итак, поскольку практически во всех случаях перед автоматизацией управленческого учета и бюджетирования нужно провести определенную работу, мы не выполняем в чистом виде проекты по автоматизации бюджетирования и управленческого учета.

Это наша принципиальная позиция. Мы считаем, что есть некоторые базовые принципы, в которых нельзя уступать клиентам. Причем делаем мы это именно во благо клиентов, хотя, конечно же, не все это понимают.

Искренне желаю всем компаниям успешно реализовать проект по постановке и автоматизации бюджетирования и управленческого учета!


Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

Ниже представлена форма для подписки на новые материалы сайта (статьи, записи в блоге и опыт), связанные с постановкой системы бюджетирования и управленческого учета. То есть в рассылках будет информация только о новых материалах, аналогичных тому, что размещен на данной странице сайта.

Узнать для чего нужно становиться подписчиком данного сайта


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

89 + = 92