Электронные книги и методики
Теперь электронные книги и CD-решения по бюджетированию и управленческому учету можно оплачивать и получать онлайн (если оплата производится от физлица).
Приобрести электронные книги и методики онлайн
Бесплатная электронная книга
Статьи > Бюджетирование и управленческий учет как инструмент управления > Планировать - значит управлять

Планировать - значит управлять


Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

bud-tech.ru

На российских предприятиях, мягко говоря, не любят выполнять любые регламенты, т.е. работать по прописанным процедурам и соблюдать все правила, которые в них прописаны. Часто бывает так, что этих регламентов просто нет. Что касается планирования, то ситуация очень похожа на ситуацию с регламентами. Чаще всего планирования либо нет, либо оно охватывает далеко не всю компанию, либо оно просто формально, т.е. не имеет к практической работе компании никакого отношения. Большинство сегодняшних предприятий вышло из планового прошлого, но по факту получается так, что планирование в компаниях поставлено крайне не эффективно, а в большинстве случаев его просто нет.

Нужно подчеркнуть, что здесь идет речь не просто о какой-то формальной процедуре, сводящейся к заполнению множества разных табличек, а о планировании как об элементе процесса управления, т.е. о планировании как о принятии решений.

Чаще всего планированием не занимаются по 3 основным причинам (см. Рис.1):
1) не понимают, зачем это вообще нужно делать;
2) понимают, зачем это нужно, но просто не знают, как это сделать;
3) понимают, зачем это нужно и знают, как это сделать, но не хотят этого делать.

Эти три причины, как правило, взаимосвязаны. Причем следует обратить внимание, что на самом деле чаще всего первопричиной является именно третья причина. Ведь когда есть четкий и обоснованный план работы, то становится легко его контролировать. Более того, становится понятно, кто и что собирается делать в плановом периоде, а главное - для чего и какой результат ожидается на выходе. А когда есть такой план, то становится легко и контролировать.

Скажем прямо, далеко не всем сотрудникам компании нравится, когда есть такая четкая и прозрачная система, поэтому они и начинают придумывать всяческие объяснения, которые сводятся к первым двум причинам отсутствия планирования, указанным выше. Здесь следует отметить, что бывает такое, что и сам генеральный директор компании не занимается планированием и не требует этого от менеджеров. В таком случае, конечно же, говорить о том, что планирование можно внедрить в данной компании не приходится. Генеральный директор должен принимать активное участие в планировании и, особенно, во внедрении данной процедуры (см. Книгу 6 "Роль генерального директора в бюджетировании").

Три причины отсутствия планирования в компаниях

Отсутствие планирования порождает хаос на предприятии. Например, в одной компании из-за отсутствия планировании постоянно были сбои в снабжении, производстве, сбыте, финансировании и т.д., что непременно сказывалось и на финансовых результатах. Кабинет генерального директора был как проходной двор, т.к. постоянно возникали сбои в работе и в таком случае сразу же бежали к генеральному директору. Количество таких «ходоков» доходило до трех десятков в день. Компания в итоге поняла, что дальше так продолжаться не должно, и менеджеры компании осознали, что если они сейчас не начнут внедрять планирование в компании, то хаос будет только увеличиваться, а финансовые результаты продолжать снижаться.

Еще один важный момент заключается в том, что планирование должно быть сквозным, т.е. от планов работы подразделений до бюджетов (см. Книгу 3 "Финансовая модель бюджетирования"). Если такой связи не будет, то планирование не будет приносить должного эффекта в полной мере. Не возможно составить финансовые бюджеты, не имея планов работы подразделений. Точнее говоря, сделать то это можно, но в таком случае система бюджетирования будет оторвана от реальной работы, и бюджеты станут просто формальными табличками, которые даже могут периодически заполняться, но никакого отношения к работе компании иметь не будут и, естественно. скорее всего такие бюджеты не будут исполняться и нельзя будет понять причину их невыполнения.

Здесь необходимо отметить, что планирование – это одна из основных функций менеджеров, но на практике часто приходится сталкиваться с другим мнением. Например, топ-менеджер одной компании, после того как был представлен проект системы бюджетирования и можно было оценить, как увеличивается нагрузка на менеджеров, сказал, что если они будут только планировать, то когда же они работать будут?

При внедрении планирования есть еще одна особенность, которая проявляется в том, что менеджеры гораздо охотнее планируют затратную часть бюджетов, чем доходную. Например, когда в одной компании, которая пока пыталась планировать бюджеты только на месяц, предложили переходить на годовое бюджетирование, то один из менеджеров компании тут же начал говорить, что затраты на такой срок спланировать можно, а вот доходы нельзя. На первый взгляд такое заявление может показаться вполне логичным.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Ближайший семинар по бюджетированию состоится 11-13 декабря 2019 г.
Но на самом деле получается интересная ситуация. Менеджеры знают, сколько им нужно потратить за год, но при этом не знают (или не хотят брать на себя обязательства), сколько они заработают. Но ведь именно затратная часть бюджетов должна вытекать из доходной, а не наоборот. Есть, конечно, и другая известная фраза, которая гласит о том, что для того чтобы много зарабатывать, нужно много тратить.

Но при этом нужно понимать, что затраты должны обеспечиваться доходами. Такое отношение объясняется еще конечно тем, что спланировать продажи сложнее чем затраты, но тем не менее компании должны учиться планировать продажи, к тому же существенная часть затрат напрямую зависит от доходов.

Примечание: более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Бюджетное управление предприятием", который проводит автор данной статьи - Александр Карпов.



Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.


Подпишитесь на рассылку новых материалов сайта



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *