Основные термины системы бюджетирования и управленческого учета


При внедрении системы бюджетирования и управленческого учета (или при существенном улучшении уже действующей системы или ее элементов) очень важно добиться того, чтобы у всех сотрудников компании было единое понимание всех терминов.

Для этого в компании должен быть разработан соответствующий глоссарий (словарь) всех терминов, используемых в системе бюджетирования и управленческого учета.

Все эти термины должны быть описаны в регламенте бюджетирования и управленческого учета – как правило, в Положениях о бюджетировании и управленческом учете.

Особенно это актуально в случае с группой компаний. Чем крупнее компания или группа, тем сложнее добиться единого понимания системы бюджетирования и управленческого учета.

Лучше всего если глоссарий будет разработан в рамках проекта по постановке системы бюджетирования и управленческого учета (или проекта по реструктуризации действующей системы).

При разработке глоссария за основу можно взять тот вариант, что размещен на этой странице сайте. Для многих терминов системы бюджетирования и управленческого учета здесь дано не только краткое определение, но также имеется развернутая статья, более подробно разъясняющая суть соответствующего термина.

Естественно этот глоссарий может быть расширен, детализирован, доработан и адаптирован для каждой конкретной компании.

Все участники процесса бюджетирования и управленческого учета (а не только сотрудники финансово-экономической службы) естественно должны знать все термины системы бюджетирования и управленческого учета.

Кстати теперь все компании имеют возможность бесплатно протестировать своих сотрудников, чтобы определить их уровень знаний в области бюджетирования и управленческого учета.

Активы
Экономические ресурсы, находящиеся в собственности или контролируемые компанией в результате прошлых сделок или событий, от которых ожидается экономическая выгода для компании в будущем и стоимость которых можно измерить с достаточной степенью надежности.

Аналитическая записка к бюджетам
Документ, представляющий в систематизированной форме описание всех ограничивающих факторов, которые учитывались при составлении бюджетов, а также всех гипотез, которые при этом были сформулированы, и возможно иной информации, обосновывающей подготовленные бюджеты. Аналитическая записка составляется к плановым бюджетам и к результатам план-фактного анализа. В аналитической записке к плановым бюджетам содержатся необходимые обоснования проектов бюджетов. В аналитической записке к результатам план-фактного анализа исполнения бюджетов содержится информация о причинах отклонений и проекты решений по исправлению ситуации.

Бизнес-процесс
Устойчивая совокупность периодически повторяющихся действий, выполняемых для достижения определенного результата. В описании бизнес-процессов должны быть четко определенны начало и конец, чтобы можно было фиксировать момент передачи ответственности за исполнение бизнес-процесс от одного подразделения другому.

Блок-схема консолидации бюджетов
Схема, иллюстрирующая методику составления бюджетов. Блок-схема содержит описание логики подготовки бюджетов с указанием организационно-временных характеристик (кто, что, когда).

Бюджетирование
Процесс регулярного планирования, учета, контроля и анализа финансово-экономического состояния компании.

Бюджет
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие соответствующий объект бюджетирования. В зависимости от объекта бюджетирования в компании могут использоваться финансовые бюджеты, функциональные бюджеты, бюджеты текущих проектов (сметы), инвестиционные бюджеты и бюджеты ЦФО.

Бюджет доходов и расходов
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели доходов, расходов и финансовых результатов деятельности компании за определенный период.

Бюджет движения денежных средств
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели поступлений, выбытий и денежных потоков по трем видам деятельности компании (основная, инвестиционная и финансовая) за определенный период.

Бюджет по балансовому листу
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели активов, обязательств и собственного капитала компании на определенную дату.

Бюджет продаж
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность части бизнес-процесса "Продажи", относящейся к реализаци продукции/услуг. В зависимости от структуры бюджетов, используемых в компании, в бюджет продаж могут включаться такие показатели как объем продаж, цены, выручка, поступления, дебиторская задолженность, авансы полученные и т.д.

Бюджет коммерческих расходов
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность части бизнес-процесса "Продажи", относящейся к затратам на реализацию бюджета продаж. Бюджет коммерческих расходов может состоять из нескольких подбюджетов, если такое разбиение имеет бюджет продаж.

Бюджет создания сайта
Документ, представляющий в систематизированной форме затраты на создание сайта.

Бюджет продвижения сайта
Документ, представляющий в систематизированной форме затраты на продвижение сайта.

Бюджет производства
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность части бизнес-процесса "Производство". Преимущественно это натуральные, а не стоимостные показатели.

Бюджет производственных расходов
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность части бизнес-процесса "Производство". Преимущественно это стоимостные, а не натуральные показатели.

Бюджет закупок/снабжения
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность бизнес-процесса "Снабжение". В компании может быть несколько бюджетов закупок, соответствующих разным бизнес-процессам закупок (от сырья и материалов до офисных принадлежностей).

Бюджет транспортных расходов
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность бизнес-процесса "Транспортировка". В компании может быть несколько бюджетов транспортных расходов на доставку продукции клиентам, составляемых по каналам сбыта.

Бюджет складирования
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность бизнес-процесса "Складирование".

Бюджет административных расходов
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность бизнес-процесса "Общефирменное управление".

Бюджет оплаты труда (заработной платы)
Документ, представляющий в систематизированной форме информацию о заработной плате в разрезе актуальных для компании аналитик, например, по подразделениям, по виды зарплаты (переменная/постоянная) и т.д.

Бюджет налогов
Документ, представляющий в систематизированной форме информацию о начисленных и оплаченных налогах, а также о задолженностях по налогам. Состаляется в разрезе каждого налога.

Бюджет проекта
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность текущего проекта компании. Часто вместо термина «бюджет проекта» используется термин «смета».

Бюджет центра финансовой ответственности (ЦФО)
Документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность деятельности ЦФО. Гибкое бюджетирование – методика план-фактного анализа исполнения бюджетов центров финансовой ответственности (ЦФО), позволяющая отделить влияния смежных ЦФО на финансово-экономические показатели анализируемого ЦФО.

Бюджетный комитет
Коллегиальный орган, координирующий процесс бюджетного управления и принимающий решения об утверждении бюджетов и результатов план-фактного анализа исполнения бюджетов компании.

Гибкое бюджетирование
Методика план-фактного анализа исполнения бюджетов центров финансовой ответственности (ЦФО), позволяющая отделить влияния смежных ЦФО на финансово-экономические показатели анализируемого ЦФО.

Гипотезы и предположения
Суждения о влиянии ограничивающих факторов (узких мест) на финансово-экономические показатели бюджетов компании. Описание всех используемых гипотез должно содержаться в аналитических записках к плановым бюджетам компании. В аналитических записках, составляемых по результатам план-фактного анализа исполнения бюджетов, должны содержаться выводы о правильности построенных гипотез и предложения об изменении гипотез и добавлении новых, учитывающих факторы, которые ранее не принимались во внимание.

Доходы
Увеличение экономических выгод в течение отчетного периода посредством увеличения активов или уменьшения обязательств (которое можно измерить с достаточной степенью надежности), что приводит к увеличению капитала, не связанного с вкладами собственников.

Затраты
Ресурсы, использованные (задействованные) в конкретной операции. Точнее говоря, стоимостная оценка использованных в операции ресурсов.

Затраты на продвижение и рекламу сайта
Затраты, расходуемые на мероприятия, связанные с продвижением и рекламой сайта.

Инвестиционный бюджет
Документ (пакет документов), представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность инвестиционного проекта (проекта развития).

Капитал
Источник формирования ресурсов компании, используемый ею на безвозвратной основе или доля владения активами за вычетом обязательств или разница между активами и обязательствами.

Классификатор бюджетов
Полный перечень всех бюджетов, используемых в компании.

Классификация затрат/расходов
Разбиение затрат/расходов на группы по определенным принципам.

Комплексная заявка подразделения
Документ, представляющий в систематизированной форме взаимоувязанные планы мероприятий, а также затраты, платежи и активы, которые необходимы подразделениям для реализации планов мероприятий и достижения финансово-экономических показателей.

Контролируемые затраты
Затраты, на величину которых может повлиять определенный участник системы бюджетирования.

Косвенные (накладные) затраты
Затраты, которые нельзя прямо (без искусственного распределения) отнести на определенный объект (вид продукта, канал сбыта, регион, клиент и т.п.)

Неконтролируемые затраты
Затраты, на величину которых не может повлиять определенный участник системы бюджетирования.

Нормативы
Точные значения финансово-экономических параметров компании (например, нормативы расхода сырья и материалов, нормативы запасов готовой продукции и т.д.).

Объект бюджетирования
Объект компании, по определенным финансово-экономическим показателям которого периодически проводится планирование, учет, анализ и контроль. Объектами бюджетирования могут быть, например, группа компаний, компания, бизнес-процессы компании, проекты компании, подразделения компании и т.д. По каждому из выделенных объектов бюджетирования должен быть реализован весь цикл бюджетирования.

Обязательства
Задолженность, возникшая в результате проведения прошлых сделок или событий, расчет по которым может привести к передаче или использованию активов, к предоставлению услуг или к прочему оттоку экономических выгод в будущем. Иными словами обязательства - это источники формирования ресурсов компании, используемые ею на возвратной основе.

Ограничения (лимиты)
Максимальные или минимальные значения финансово-экономических показателей компании (например, верхнее ограничение по постоянным затратам, нижнее ограничение по прибыли и т.д.). Ограничения по стратегическим показателям определяются собственниками компании. Ограничения по всем остальным финансово-экономическим показателям определяются генеральным директором и финансовой дирекцией.

Ограничивающие факторы (узкие места)
Ограничения, накладываемые на финансово-экономические показатели имеющимся потенциалом компании и внешней средой, в которой компании приходится работать. Соответственно, ограничения могут быть внешними и внутренними. Примерами внешних ограничений может выступать емкость рынка, сезонность, конкуренция и т.д. В качестве примеров внутренних ограничений можно привести производственные мощности, размеры складских помещений, транспортный парк компании и т.д.

Организационно-временной регламент бюджетирования
Документ, регламентирующий порядок выполнения функций бюджетирования (что, кто, когда), а также периоды бюджетирования.

Переменные затраты
Затраты, изменяющиеся прямо пропорционально изменению объемных показателей компании (объем продаж/объем производства).

Положение о бюджетировании
Документ, представляющий в систематизированной форме описание целей, участников, объектов системы бюджетирования, бюджетов, а также описание процесса бюджетирования. Кроме того в данном Положении должна быть описана ответственность за его исполнение.

Положение о финансовой структуре
Документ, представляющий в систематизированной форме описание всех вопросов, связанных с ответственностью за исполнение бюджетов, а значит, и за итоговое финансово-экономическое состояние компании в целом.

Постоянные затраты
Затраты, не имеющие прямой зависимости от объемных показателей компании (объем продаж/объем производства). Часть постоянных затрат может быть классифицирована как условно-постоянные. Условно постоянные затраты зависят от объемных показателей, но эта зависимость не является прямо пропорциональной.

Проект
Ограниченное во времени действие с определенными результатами. Проекты могут разбиваться на текущие и проекты развития. Выполняя текущие проекты, компания зарабатывает прибыль. Выполняя проекты развития, компания несет затраты на развитие своего потенциала для того, чтобы в будущем зарабатывать прибыль и увеличивать свою стоимость, используя данный потенциал.

Прямые затраты
Затраты, которые можно прямо (без искусственного распределения) отнести на определенный объект (вид продукта, канал сбыта, регион, группа клиентов, подразделения и т.п.).

Расходы
Сокращение экономическх выгод в течение отчетного периода посредством уменьшения активов или увеличения обязательств (которое можно измерить с достаточной степенью надежности), ведущих к уменьшению капитала, не связанного с его распределением между собственниками.

Регламент бюджетирования
Документ, в котором прописывается процесс бюджетного управления: порядок формирования бюджетов компании, сбора фактической информации, проведения анализа исполнения бюджетов и т.д. Чаще всего регламент бюджетирования оформляется в виде Положения о бюджетировании. При этом некоторые важные аспекты бюджетирования могут регламентироваться другими документами. Например, вопросы ответственности и мотивации могут быть прописаны в Положении о финансовой структуре. Процедура принятия плановых бюджетов и результатов план-фактного анализа может определяться в Положении о бюджетном комитете.

Регламент управленческого учета
Документ, в котором прописывается процесс управленческого учета: порядок сбора и обработки информации о хозяйственной деятельности компании; отражения данной информации в учетной системе, а также формирования управленческой отчетности. Чаще всего регламент управленческого учета оформляется в виде Положения об управленческом учете. При этом некоторые важные аспекты управленческого учета могут регламентироваться другими документами. Например, методика формирования управленческой отчетности может описываться в отдельном документе.

Схема мотивации центра финансовой ответственности (ЦФО)
Порядок формирования фонда материального поощрения (ФМП) ЦФО.

Управленческая отчетность
Система управленческих отчетов компании.

Управленческий учет
Регулярный процесс отражения хозяйственных операций и формирования управленческой отчетности.

Участник процесса бюджетирования
Должностное лицо, принимающее непосредственное участие в бюджетировании и отвечающее за выполнение определенных функций бюджетирования

Учетная политика
Документ, представляющий в систематизированном виде основные принципы оценки и признания хозяйственных операций, реализуемых в компании.

Финансовая модель бюджетирования
Методика планирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджетов. Финансовая модель также должна включать в себя систему нормативов и ограничений, управленческую учетную политику, модель каждого бюджета и модель консолидации бюджетов. Финансовая модель должна иметь формализованное описание, а также быть автоматизирована в каком-то варианте (электронные таблицы или информационная система).

Финансовые бюджеты
Документы, представляющие в систематизированной форме финансовые показатели, характеризующие компанию в целом. Финансовая модель бюджетирования – методика планирования, учета, контроля и анализа исполнения бюджетов. Финансовая модель также должна включать в себя систему нормативов и ограничений, управленческую учетную политику, модель каждого бюджета и модель консолидации бюджетов. Финансовая модель должна иметь формализованное описание, а также быть автоматизирована в каком-то варианте (электронные таблицы или информационная система).

Финансово-экономическое состояние компании
Совокупность основных финансово-экономических срезов компании, характеризующих финансовый результат (информация содержится в БДР), финансовые потоки (БДДС) и финансовое положение (ББЛ).

Финансовая структура компании
Совокупность центров финансовой ответственности (ЦФО) с утвержденными схемами мотивации. При этом ЦФО взаимосвязаны между собой через систему гибкого бюджетирования, позволяющую при проведении план-фактного анализа выделять влияние различных ЦФО на финансово-экономические показатели анализируемого ЦФО.

Финансовый поток
Разница между поступлениями и выплатами денежных средств. Может быть рассчитан и как разница между остатками денежных средств на конец и на начало периода. Первое определение используется для расчета БДДС прямым методом, а второе – для расчета БДДС косвенным методом.

Функции бюджетирования
Действия, выполняемые в целях планирования, учета, анализа и контроля финансово-экономического состояния компании. Функциональный бюджет – документ, представляющий в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность бизнес-процесса, и необходимые данные для подготовки финансовых бюджетов и бюджетов ЦФО.

Функциональные бюджеты
Документы, представляющие в систематизированной форме показатели, характеризующие эффективность бизнес-процессов компании. У каждой компании может быть свой набор функциональных бюджетов. Более того для одной и той же компании можно построить различные системы бюджетирования, в которых количество и состав фунциональных бюджетов будут отличаться.

Центр финансовой ответственности (ЦФО)
Структурное подразделение (или группа подразделений), отвечающее в соответствии с утвержденной схемой мотивации за определенные финансово-экономические показатели, зафиксированные в бюджете ЦФО. Выделенные в компании ЦФО могут быть 4 типов: центр затрат, центр доходов, центр прибыли (профит-центр), центр инвестиций (венчур-центр).

Центр затрат
Cтруктурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор обеспечивающих видов деятельности, непосредственно не приносящих доход, но способных оказывать непосредственное воздействие на расходы данной деятельности в заданных лимитах. Примерами центров затрат являются производственные службы, департаменты закупок, административные службы и т.п.

Центр дохода
Структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных и (или) обеспечивающих видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы данной деятельности. Типичным примером центра дохода является отдел сбыта или служба маркетинга и продаж.

Центр прибыли (профит-центр)
Структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы и расходы данной деятельности. Примером центра прибыли может быть какой-либо, в определенном смысле самостоятельный, дивизион внутри компании, занимающийся определенным направлением деятельности, поддерживающий практически весь цикл от закупки сырья (в случае производственного предприятия) до реализации готовой продукции.

Центр инвестиций (венчур-центр)
Структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор основных и (или) обеспечивающих видов деятельности и способное оказывать непосредственное воздействие на доходы, расходы и эффективность данной деятельности, получение прибыли от которой ожидается в будущем. Таким венчур-центром могут являться вновь образованные подразделения, которые занимаются новыми бизнес-направлениями.




Если у Вас возникли какие-то вопросы и/или замечания по данному глоссарию, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Ответы на Ваши вопросы/замечания будут направлены Вам в течение нескольких дней с момента получения.

Если Вы считате, что этот глоссарий является неполным, Вы также можете прислать письмо по адресу budgeting@bk.ru с предложением расширить список основных треминов системы бюджетирования и управленческого учета. Мы внесем соответствующие дополнения в ближайшее время.

Кроме того по адресу budgeting@bk.ru Вы можете направлять свои предложения по улучшению и возможному дальнешейму развитию данного раздела сайта.